"Боже, вам незачем слишком утруждать себя. Только оставьте меня такой, какая я есть. Я кажусь тщеславной в мелочах, но в серьезных вещах я скромна. В мелочах я кажусь эгоисткой, но в серьезных случаях я способна отдать себя всю, даже свою жизнь. В мелочах я кажусь нечестной, но я счастлива только, когда чиста.
Боже, сделайте меня такой, какой мой муж всегда видит меня.
Боже, боже, спасите моего мужа, потому что он по‑настоящему любит меня и без него я буду сиротой. (...) Помогите мне сохранить ему верность и не видеться с теми, кого он презирает и кто ненавидит его. Это приносит ему несчастья, потому что я – его жизнь.
Я бы не смогла сказать лучше... Эту шуточную молитву Антуан де Сент-Экзюпери написал для своей возлюбленной Консуэло от ее имени. Кажется, мы с ней весьма похожи... Может быть поэтому мне всегда так нравилась повесть "Маленький принц", пару лет назад подруга даже подарила мне ее коллекционное издание. Многие считают это произведение детским, но так только кажется, а если посмотреть спектакль "Маленький принц. Планета любви" в Театре Романа Виктюка, то и вовсе происходит полное переосмысление. Режиссер Андрей Боровиков соединил мир Маленького принца и мир Экзюпери, создав постановку, где сказка переплетается с реальностью, раскрывая потаенные смыслы строк.
Я никогда не углублялась в биографию Антуана де Сент-Экзюпери, поэтому до сих пор для меня был скрыт полный смысл, вложенный писателем в строки одной из моих любимых книг. Ведь проблемы взаимоотношений Розы и Маленького принца символизируют трудности любви между мужчиной и женщиной, которые, как мне кажется, в той или иной степени присущи каждой паре. Прежде всего, мне кажется, речь идет о нежелании людей принимать друг друга такими, какие они есть и о неспособности людей ценить то, что они есть друг у друга. Так, требующая внимания и заботы, капризная Роза подавляла Маленького принца, лишая его свободы и независимости. Маленький принц несчастен из-за этого, и, в конце концов, это стало причиной путешествия Маленького принца, их разлуки. Разлуки, в которой они смогли оценить, как до́роги друг другу, и какое счастье, что они есть друг у друга. И не только о неспособности любить, но и о неспособности дружить, и вообще быть связанным с кем-то искренне, отдавая себя, и ничего не требуя взамен.
Вся постановка глубоко пронизана переплетениями и символами, увидеть и разобрать которые за один раз получится вряд ли, и это здорово, ведь хочется минимум еще раз вернуться на спектакль, чтобы вновь вознестись к звездам, где живут бесконечная любовь и преданная дружба. На сцене мы видим нечто напоминающее самолет, на одном крыле которого фотография Экзюпери, а на другом Консуэло. В этом тоже есть символика, ведь они словно такие близкие, но такие разные крылья одного самолета под названием "Любовь". Частью этой конструкции, похожей на самолет, являются лестницы - дороги в небо, к звездам. Вся сцена усыпана листочками, половина которых с изображением Маленького принца, а другая - со словами этой шуточной молитвы для Консуэло. Освещенные софитами, в темноте сцены они светились словно звезды на ночном небосклоне. Несмотря на то, что декорации не меняются весь спектакль, не считая единственного стула, они не становятся скучными, до последней минуты удерживая взгляд зрителей. Впрочем, немалую роль здесь играет и свет, невероятно меняющий и пространство, и атмосферу в зависимости от эпизода.
Вертится пропеллер, и Маленький принц начинает свое путешествие. Удивительно, как быстро происходит погружение в происходящее на сцене, и в бо́льшей степени благодаря актерскому составу. Главную роль исполняет Игорь Неведров Игорь Неведров, молодой человек с добрыми глазами с поволокой. Мне кажется, в Театре Романа Виктюка сложно найти кого-то более подходящего на роль Маленького принца (он же в спектакле Экзюпери). Роль Розы (и Консуэло) исполняет Виктория Савельева, одна из моих любимых актрис Театра. Красивая, яркая, характерная и немного дерзкая она как нельзя лучше изобразила олицетворение женской сущности. Стас Мотырев давно стал моим любимым актером, и его присутствие в спектакле всегда означает, что я в очередной раз буду удивлена каким-то персонажем или даже какими-то персонажами. Так и было в этот раз, ведь он сыграл Пьяницу, Географа, Честолюбца, Дельца, Правителя и Змея! Каждый из этих персонажей был не похож на других, которых он играл, и я никогда не перестану восхищаться перевоплощениям Мотырева. Браво! В роли Лиса (и друга) выступил Михаил Половенко, и хотя, мне кажется, его энергетика здесь не подходит, он прекрасно справился с противоположной своему темпераменту ролью.
Первые несколько минут разум невольно воспроизводит сказку такой, какой мы привыкли ее видеть. Но проходит десять минут, и вот перед зрителями уже не сказочный цветок, а олицетворение истинной женской натуры, прекрасного существа, наполненного искренней любовью, нетерпимостью, сожалениями, капризами, переживаниями, надеждой, ожиданиями... Так же как и Маленький принц, она еще не умеет любить, и понимает свои чувства только когда отпускает любимого навстречу приключениям, где его ждут долгожданные свобода и независимость. В то же время далеко-далеко от своей планеты Маленькому принцу встречается Лис. Он не только открывает главному герою глаза на тайну взаимоотношений, на истинное чудо любви, он же учит его и дружбе. А главное, поясняет ему, что зорко лишь сердце, и судить нужно по поступкам, а не по словам. "Приручить" - это не о дрессировке, это о создании уз дружбы, любви, доверия, ответственности и необходимости, когда вы нужны друг другу и неравнодушны к жизни друг друга. Это сложная работа, которая рано или поздно открывает чье-то сердце, чтобы ты мог в него зайти. И Роза дорога теперь Маленькому принцу не своей красотой, а теми усилиями, которые он в нее вложил, выращивая ее, заботясь о ней, оберегая ее. Ведь мы никогда не сможем остаться равнодушными к тем, в кого вложили свою заботу, свое время, свою любовь, - частичку себя.
Я вновь и вновь теперь прокручиваю про себя и спектакль, и само произведение. И, несмотря на то, что, казалось бы, все сказанное мы давно знаем и понимаем, происходит то ли переосмысление, то ли какое-то осознание. Наверное благодаря тому, что Театр Романа Виктюка своей постановкой выдергивает нас из повседневных безразличия и черствости, возвращает в детство, напоминает нам о самом важном, действительно ценном, и заново учит как строить взаимоотношения так, чтобы они стали мостиком между крохотной планетой и звездным небом, какого не было у Розы и Маленького принца... Однозначно рекомендую этот спектакль к просмотру всем!