Кто свои, а кто – чужие? Извечная дилемма хороших фильмов.
Свой – тот, кто стоит на страже порядка и по долгу службы должен следить за свершением правосудия? И – одновременно – издевается над заключенными, не видя в них ничего, кроме отребьев общества?! Тот, кто уже переходит границы издевательств над осужденными и дубинкой избивает НИ В ЧЕМ НЕ ПОВИННУЮ беременную женщину? Тот, кто бросает ее на улице умирать?
А кто есть чужой? Тот, который стоит по ту сторону решетки? Тот, кто четко следует своим, бандитским законам? Но законам, которые выработало то девиантное общество, армия которого довольно многочисленная в любой, самой цивилизованной, стране?! Тот, кому не чуждо сострадание и свое, пусть своеобразное, чувство справедливости, что убедительно показал один из лучших испанских актеров Луис Тосар?
Переход через границы криминального и цивилизованного весьма зыбкий. Кто из зрителей этого фильма осудил Хулио, когда тот перешел эту границу?
И еще: кого взращивает и лелеет тюремное начальство? Подонков, убивающих своих и чужих? Предателей, готовых поступиться чем угодно для своих мелких корыстных интересов? Это – свои или чужие? Или нечто, прислуживающее и «добру», и злу, являющееся жутким, анормальным порождением системы «правосудия»?
В фильме ставятся непростые вопросы, которые не имеют однозначного ответа. И не могут иметь. Поэтому и слоган фильма: сиди и смотри…Смотри и молись, чтобы никогда судьба не поставила перед тобой вопрос: кто свои, а кто чужие, и как тебе действовать, когда чужие – ближе…