Фильм, «поймавший» дух своего времени в некоторых вопросах, но к которому моя душа совершенно не лежит. Помню его мельком из детства, тогда он вызвал бурное обсуждение. Когда же пересмотрела, увидела в основном недостатки.
Прежде всего, затянутость. Настолько неспешно развивается то, чему и время-то уделить жалко. Во-вторых, банальность. Может, и имеет там место большая любовь, но она интересна только ее участникам. Бывает так – вроде все понятно, а зрителя не цепляет совершенно, и хочется сказать: крутите такую вот любофф на кухне, незачем ее толкать на экраны. Далее, персонажи – просто скучные и обыденные. Разве что женщины, особенно супруга, в неприятной ситуации пытаются вести себя достойно.
А, еще можно мельком увидеть здесь голые задницы! Тот еще прогресс, реверанс маленькой Вере. Притом, что не надо оно, не делает фильм ни лучше, ни хуже. Он, пожалуй, в целом чем-то напоминает промелькнувшую задницу – с претензией на вызов и задор, но в итоге скучно и нелепо.
А персонажи-коллеги! Прямо одни аферы вокруг них. Сдача агитлитературы в макулатуру в обмен на книги хорошие:
- Может быть, они сдают плохую литературу?
- Может быть, и плохую. Но правильную!
И племянник, штрафующий парочки, что ищут уединения в машинах.
Мораль очень наивна и не выдержала проверку временем. Увы, реальность такова, что рабочий класс подкосило, а бюрократия еще как устояла. Предвосхищение сокращений, показанное неправильно, вызывает жалость. А «передовое» по тем временам искусство, что на грани запрета! Сегодня такого добра навалом, и что, лучше стало? Интерпретация «Ревизора» безобразная, правда. Впрочем, идея любительских театров, когда человек находил выход из рутины, неплоха, это было, да.
Атрибуты хорошей жизни, вроде машины и деликатесов, сегодня никого не удивят. Впрочем, увидев в кадре «Чинзано», я почему-то обрадовалась ненадолго.
Главный герой, правдоподобно сыгранный Филатовым, никакой. Вот не верю я, что человек, которому была дорога музыка, мог перестать играть. Быть такого не может. И этот выбор между карьерой и случайной, по сути, женщиной нелеп. И не более того.
Единственное, что в фильме действительно бомба – песни, обе: начало в исполнении Никитиных и песня Бюрократа, блестяще исполненная Гафтом. Никогда не утратят актуальности, а если и так, обязательно надо разъяснять тем, кто не понимает. Они шокировали свое время, и надолго пережили его. Да, и хор народный из Тамбова все-таки хорошо поет. Благозвучно.
Только песни звезд и заслуживают. В остальном увы, смотреть особо не на что.