Опубликовано 5 Декабрь, 2023 - 13:45

  • Опыт использования:
    один раз

Подавался как правильный, патриотический сериал. Что-то вроде "Спящих", от которых в свое время либеральную публику разорвало в клочья. Но из XIX века. Но с отсылками в современность. Рекламу зарядили в большом объеме, карманные блогеры из одной там пропагандистской госконторы усиленно нахваливали (не глядя, как у них принято)...

А вышла такая адская вампука, которой с какой стороны не коснись - всюду больно. Прошу понять: если бы под видом исторического триллера тут как следует раздали современной оппозиции, как ожидалось, я бы только аплодировал. Нужны такие противовесы, и государство имеет право. Но такую шатающуюся конструкцию нагородить из овна и палок - это как в собственные штаны наложить.

Начиналось вроде многообещающе. Интрига в виде оставшихся нитей декабристского заговора, детективная линия с максимально жестокими убийствами, герой одновременно рациональный и романтический... Царь-государь такой имеется, знаете ли, типичный...(как говорил обокраденный Шпак). Просвещенный, прогрессивный, стихи цитирует страницами, историю любит, душа у него болит за Россию-мать.

С подданными не повезло ему только. Народишко пьет, дебоширит и грязно сношается, окружение плетет интриги, тайная полиция вообще мух не ловит, иноагенты шастают и замышляют. В общем, очень напоминает одного известного мужчину, который нас традиционно с Новым Годом поздравляет из телевизора.

"Оппозиция" в отличие от нынешней, способной максимум за рубеж сбежать и строчить оттуда оскорбительные комменты, не ванильно-соевая. Красавцы-офицеры с гордо выпяченными подбородками, таким башку отрезать или царя травануть - что высморкаться.

Главный (по замыслу, а не потому что в итоге вышло) герой у нас тоже такой, знаете, с убеждениями и принципами, выглядит хорошо.

Нам даже не поленились несколько раз продемонстрировать, что душка-герой (Сергей Марин) вовсе не такой субтильный, как в мундире выглядит. А напротив, регулярно посещает фитнес-центр, прокачивает плечи и торс, и вообще работает над собой.

Так бы над сценарием работали, как Марин в тренажёрке. Болтает сериал из жанра в жанр как корабль без руля и ветрил. Только свыкнешься с мыслью, что это своего рода "графический роман", как бы воплощение "комикса" - бац, их в нуарный детектив понесло, которые мы так любим во французских воплощениях. Ну ок, будем вычислять и искать убийцу в мрачных интерьерах? Не-а, мы опять передумали, давайте в историческую драму повернём. Или в мелодраму. Как пойдёт, короче.

"Главгероя", соответственно, тоже болтает как щепку. То у него интересы государства превыше всего, то вопросы чести (у доносчика и тайного агента, ага), то блин любовь внезапно всё затмила.

Единственный персонаж первого плана с понятной мотивацией и последовательными действиями здесь вообще один - это следователь в исполнении трудноопознаваемого Тимофея Трибунцева. Он здесь и есть Цербер, если уж так захотелось окрестить, а вовсе не занимающий максимум экранного времени Марин.

Почему и зачем он выглядит так, как выглядит - не спрашивайте, не объясняется. Вообще-то Трибунцев в любом антураже любой эпохи выглядит уместно и убедительно - даже если в трениках и в майке-алкоголичке. Но здесь вот его решили с какой-то неведомой целью преобразить. Если идея состояла в том, чтобы продемонстрировать зрителю чудеса работы с гримом, то начать бы лучше с основ - парики на не лысых персонажах расчесать и от пыли отряхнуть. А то стыд смотреть, как вчера из кладовки провинциального ТЮЗа.

Не меньшая загадка, зачем здесь нужен граф, и почему именно Цыганов. Для сюжета он требуется разве что на несколько минут в самом начале, чтобы пояснить откуда и для чего здесь взялись другие герои. И то острой необходимости не было, мог бы этот самый граф за кадром остаться, просто "иметься в виду". Сценаристы тоже толком не представляли, что с ним дальше делать, поэтому по ходу дальнейшего действия этого персонажа безболезненно "потеряли".

Бывшая содержанка оного графа, она же нынешняя возлюбленная главгероя, парадоксально исполняется актрисой Верой Колесниковой. Несмотря на фактуру и повадки разбитной доярки, дама целеустремленно исполняет великосветскую куртизанку и воплощает собой МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗЛЫЕ СИЛЫ. Те самые, которые раскачивают лодку и расшатывают скрепы. Несмотря на всем великосветским кругам известную репутацию и род занятий, в этом самом высшем обществе её охотно принимают и даже прислушиваются. Причём не просто тискают за занавесками, а прям вот руководствуются её ценными советами. Куртизанка, впрочем, вниманием не злоупотребляет, а всё больше валяется в постелях разной степени помятости. Сочинителям хотелось бы посоветовать на будущее почитать хоть пару страниц на темы "русская аристократия" и "сословное общество". Для понимания, кого куда могли пустить и хотя бы словом удостоить.

Главного героя, кстати, тоже касается. Несмотря на все благие намерения, государственнические убеждения, и прочее такое - он доносчик и сексот. Пария и отверженный в глазах любого дворянина. Агентов тайной полиции господа офицеры просто из кабаков вышвыривали, ни в одно общество не пускали, руки не подавали, и даже самый обнищавший провинциальный дворянин подумать не мог, чтобы за такого дочь замуж выдать. Какие там вызовы на дуэль? (такое тоже в сериале имеется). Дуэль - это поединок чести, а честь у тайного осведомителя по определению отсутствует.

Разделение на то, что вот есть их грязные шпионы, а есть наши благородные разведчики/контрразведчики, произошло значительно позже - уже в XX веке. Так вижу, что несмотря на все красивые мундиры и блестящие эполеты, попытки подменить "красное" "белым", сериал этот - прямое наследие советского "историко-революционного кино". Как не рядись, а все мы наследники СССР, а не Российской империи. Визуально это проявлятся в персонаже Александра Горбатова, который ну вылитый большевик-подпольщик из черно-белых наивных советских фильмов. Такой, знаете, плечистый скуластый тип, в подворотне прячется и за пазухой прячет нехорошее.

Сценаристы из обрывков тех стереотипов эпоху и представляют. Петербург здесь с открыток, декабристы - из фильма "Звезда пленительного счастья", исторические фигуры - с портретов, Пушкин - из анекдотов.

За Александра Сергеевича особенно огорчительно. У него до последнего оставались шансы остаться внесценическим персонажем. Не фартануло. Потирая ручонки, впихнули в кадр и "неожиданного" Пушкина. Надо же нас чем-то ещё потрясти, кроме оторванных и сжигаемых голов, сочащегося гноя и беспорядочной половой е...и.

В какой-то момент просто прекращаешь искать логику в происходящем, и пытаешься волевым усилием это "зрелище" досмотреть до финальной точки. Всего 4 серии, но устаёшь физически. Есть намёки на смыслы, но самих смыслов нет. Всё теряется, всё обрывается, не додумано и не доделано.

Продукцию компании "ИРИ" я скоро научусь опознавать безошибочно и не читая титры. Они производят массу контента вроде бы правильного в замысле, но бессмысленного и безобразного в воплощении. Серого и пресного, как рисовая каша без соли и масла. Для примера вот мой отзыв на другой их сериал https://irecommend.ru/content/otlichnoe-snotvornoe-9 Здесь та же халтура, только в сто раз дороже.

Ян Веснянскийне рекомендует
Читать все отзывы 12
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
09.12.2023
Согласна с отзывом, осилила только первую серию. Сложно вникнуть в смысл, там где его нет
13.02.2024
О, вы молодец, я наконец прозрела, когда ГГ в лодку со "Смертью" сел, а когда цветок раскрылся - последнюю пелену с глаз как ураганом сдуло!
13.02.2024
Я почувствовала неладное только тогда, когда один из персонажей сделал открытие, что "подошва оплавилась"...
Другие отзывы
Читать все отзывы 12
Смотрите также