Чаще всего фильмы по средневековой тематике оказываются излишне театрализованными даже в тех случаях, когда сценарий картины не основывался на театральной постановке. Это хорошо понятно, поскольку плохо знакомые современному зрителю костюмы вкупе с достаточно бедным убранством средневековых замков оставляют режиссеру крайне мало пространства для маневра.
И хотя лента Энтони Харви «Лев зимой» как раз основывается на театральной постановке, но смотрится она достаточно легко прежде всего благодаря тому, что к работе над фильм были привлечены просто потрясающие актеры. Примечательно, что фильм получил три премии «Оскар», одна из которых совершенно заслужено ушла Кэтрин Хепбёрн за монументальное исполнение роли стареющей жены короля Генриха II по имени Алиенора. А вот другая премия угодила в руки Джеймсу Голдмену за адаптацию его же одноименной театральной постановки для кино. И это огромное упущение, поскольку сценарий является самым слабым местом обсуждаемой нами картины.
Фильм рассказывает об одном из самых могущественных королей Англии, которому на момент разворачивающихся в картине событий исполнилось 50 лет. По меркам средневековья перед нами глубокий старик, который созывает трех своих последних сыновей на празднование Рождества 1183 года, а также вызволяет свою жену Алиенору из заточения по случаю торжества. На носу решение вопроса престолонаследия. Приезжает на праздник и будущий король Франции Филипп II Август.
Гости собираются в замке и сразу же переходят к главному блюду: дворцовым интригам, взаимным претензиям и оскорблениям. Нет никаких интересных подробностей жизни на нашей планете почти тысячу лет назад мы тут не узнаем, поскольку перед нами весьма низкопробная мелодрама, которую потехи ради переодели в богатый костюм 12-го века.
Многие подобные картины концентрируются на избытке сексуальной свободы, которую в прошлые века позволяли себе сильные мира сего, за что их потом долго и часто ругают кинокритики. Но режиссер Энтони Харви предпочитает на этом не фокусироваться, а вместо этого он представляет нам одного из самых влиятельных людей своего поколения - Генриха II - в виде мелкого интригана и неврастеника, который часто кривляется и без конца сыпет угрозами.
Показанные в фильме дворцовые заговоры ни к чему не приводят, да и все это выглядит как ссора бомжей на ночной скамейке, каждый из которых попусту обещает наслать на другого все мыслимые казни египетские. Если перед нами высокоинтеллектуальные люди, как не перестает повторять нам сценарист устами своих персонажей, то они могли бы воздержаться от пустого поливания членов своей собственной семьи грязью, коль скоро ни к каким реальным последствиям эти перепалки не приводят.
В своем пустом и поверхностном сценарии Голдмен предлагает нам поверить, что подковёрная борьба — это не результат борьбы интересов правящих групп, а всего лишь проявление низменных проявлений «высокоинтеллектуальных» правящих классов, которым, несмотря на их блестящее образование, попросту нечем больше заняться. Вот уж и правда дикость — говорить близкому гадости ради того, чтобы просто их сказать. Это как раз тот редкий случай, когда даже прекрасные актеры ничего не могут изменить к лучшему.