Опубликовано 26 Январь, 2016 - 23:06

Фильм "Макбет" режиссера Джастина Курзеля с Майклом Фассбендером в главной роли быстро нарекли лучшей экранизацией этой истории. Но кто вспомнит, что Шекспир писал для своего рода средневекового стэнд-ап шоу, где даже трагедии игрались с целью поржать! Ну и хорошенько пощекотать нервы не самой изысканной публике, жаждущей сильных впечатлений. Которая вовсе не заходилась в натужном пафосе от соприкосновения с прекрасным.

Это сейчас при слове Шекспир обычно закатывают глаза и произносят нечто вроде: "мммм мировая классика, великая поэзия, высокие трагедии" - и так далее в таком же духе. Только все забывают, что тогда, в средневековой Англии, театр Глобус относился к балаганным развлечениям, вынесенным за город от греха подальше. То есть зрелище сопоставимое по уровню если не с современным "Аншлаг, аншлаг", то с "Комеди клаб" точно. В самом деле, за века Барда так раскрутили, имидж прилизали, а тексты его затаскали по адаптациям и переводам, что многое из стебного в его пьесах нам уже не проглядывается. Возможно, веков через пять наш "Comedy Club" будет восприниматься будущими поколениями совсем по-другому, как жемчужина искрометной сатиры, например (кто-то, правда, так считает уже и сейчас).

Это нисколько не умаляет достоинств Шекспира как гениального и глубокого автора, просто уместно чуть меньше надувать щеки, когда речь заходит о его произведениях. Ведь он писал про нас с вами. Всего лишь помещал свои действия в антураж тем и легенд, знакомых и понятных тогдашнему зрителю. Выбранные сюжеты он взбивал, вспенивал, добавлял смешных рюшечек, пошлых шуточек и спецэффектов, получая в результате вполне успешные коммерческие продукты.

В этой связи новый фильм "Макбет" чересчур пресный. На радость пуристов действие добросовестно перенесено в правильные декорации с сохранением сюжетных линий. Только всё благородно причесали, всякие сомнительные рюши и грубые шуточки убрали, даже костюмы у героев выглядят как будто только из химчистки. Актеры четко шпарят подрихтованные шекспировские строки и старательно демонстрируют все техники мастерства. Техничность - вообще про это кино. Тут впечатляющие съемки битв и пейзажей, эффектные фокусы оператора с туманами и светофильтрами - в результате картинка отлично передает атмосферу. Но атмосферу не Шекспира! А древней Шотландии.

Вот только техничность тут - не только про операторскую работу или монтаж, но, увы, и про игру. Герои получились какие-то уплощенные, схематичные, без динамики образов и психотических метаний. Говоря языком учительниц литературы, "тема преступления и наказания не раскрыта".

Нисколько не уличаю актеров в поверхностности, наоборот, в своей монументальности они подходят на эти роли. Беда лишь в том, что не понятно, как меняется градус их переживаний. Сглажена та бредово-галлюцинаторная симптоматика, которая цветет у героев пышным цветом после принятия рокового решения. Нет инфернального нарастания ритма, казалось бы, заложенного в этом сокрушительном сюжете. Конечно, режиссер нам показывает некий сдвиг по фазе Макбета и его супруги, но это как бы такой вялотекущий неврозик типа"афганского синдрома", а на самом-то деле - и это видно по шекспировскому тексту - психозище, что мама-не-горюй, галоперидол бы не помог.

По моему мнению, "Макбет" Шекспира - это универсальная притча про человеческую слабость и искушение с дальнейшими параноидальными страданиями. "Макбет" же режиссера Курзеля - как бы эпическая историческая зарисовка на заданную тему. Фильм получился "киношный" в плохом смысле этого слова - красиво исполненный, но мало добавляющий объема и содержания к идее драмы.

Другими словами, это кино - как хороший безлюбый секс: страстно, технично, с ярким оргазмом, но глубокого ощущения мира и душевного тепла после него не остается.

Однако, экранизации мировых шедевров, как и их переводы, имеют полное право на обновление каждые -дцать лет. Старые переводы классиков могут тухнуть, ведь наш язык постоянно меняется. Также и с кино - поэтому здорово, когда сдувается пыль с хороших вещей. В этом плане - освежения киноверсии "Макбета"- фильм вышел достойный. Есть собственная интерпретация событий, есть свои расставленные акценты и даже оригинальная концовка с интересным режиссерским намеком. И без пошлых извращений типа корявого перенесения действия в современные реалии, что давеча было модно проделывать с Шекспиром.

Хотя, предыдущее классическое кино по Макбету - фильм Романа Полански 70-ых годов - как ни странно, не выглядит сейчас архаично, и упрекнуть его в нафталине нельзя. Более того, метаморфозы героев там изображены куда отчетливее, чем в современной картине. Снятое 40 лет назад кино даже намного более жестокое, чем новая картина. А чего там стоят мерзкие и отвратительные ведьмы!.. Но... это уже совсем другой отзыв.

В общем, для знакомства с творчеством Шекспира фильм 2015 года вполне подойдет. Тут последовательно и красочно расскажется, что же происходило в известной пьесе. Только при всем зрелищном лоске кино получилось выхолощенным, откалиброванным и подогнанным под сдержанные вкусы. То есть обычные зрители получат от него чуть больше, чем любители многослойного кино или ценители Шекспира.

Laennecрекомендует
Читать все отзывы 11
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
27.01.2016
Как же я согласна с вами в том, что нужно постоянно снова и снова снимать и ставить театральные пьесы по классике, каждый раз донося классику до СОВРЕМЕННОГО зрителя! Сейчас модно ругать новые фильмы-экранизации классических произведений лишь за то, что они не похожи на фильмы 1900-лохматого года(( А я всегда говорю, что чем современнее фильм, тем больше он заинтересует молодежь!

А Шекспиром перестала восхищаться и воспринимать его как великого классика после того, как стала интересоваться Ричардом Третьим. Тогда и поняла, что господин Шекспир - это типичный средневековый шоу-бизнесмен, который кормился от власти и давал народу ту картинку, которую ему заказывали. Талантливый, в чем-то гениальный, но отнюдь не истина в последней инстанции.
27.01.2016
Laennec , радует, что в последние годы Ричарда все же пытаются реабилиторовать, недавно вон даже перезахоронение устроили. И все указывает на то, что правителем он был довольно грамотным...А с легкой руки Шекспира (плюс проплата Тюдорами средневековых сми) - в итоге 500 лет обвинений в злодействах...

ну да ладно, не буду засорять вам комменты, просто как раз сейчас я по этой теме много ищу и готова много разглагольствовать))
27.01.2016
Lady Marmalade, спасибо за развернутый комментарий! Про шоу-бизнесмена - очень точно подметили. И в этом отношении пример про Ричарда 3 - весьма наглядный. Особенно показательно, что властью исторические сведения про этого монарха всячески выпиливались, а его шекспировский образ тщательно культивировался. Да и "Макбет" к фактическим событиям тоже имеет совсем отдаленное отношение...
27.01.2016
Lady Marmalade, импонирует Ваш более широкий по сравнению с традиционным взгляд на Шекспира. 😊
Тоже недавно интересовался историей про Ричарда 3 и пропавших принцев, очень понравились новые английские документалки channel4 о нем.
Другие отзывы
Читать все отзывы 11
Смотрите также