«Тёмный город» - фантастический фильм Алекса Пройаса, отца «Я-Робота» и «Ворона».
Жаль, что коммерческого успеха киноработы режиссеру не принесли. Пройас остался эдаким гуру для скромной прослойки киногурманов.
Лента вышла в 1998 году, за год до «Матрицы и «Тринадцатого этажа». Спустя двадцать лет картина до сих пор кажется мне живой, довольно разумной и яркой.
Идея сценария «Города» родилась у Пройаса еще в начале девяностых, но голливудские студии посчитали проект «странным» и «некассовым».
Мне же напомнил роман братьев Стругацких «Град обреченный» написанный в середине семидесятых, но я не буду никого обвинять в плагиате. Я могу предположить, что многие идеи витаю в воздухе и автор, написавший определённое произведение, может даже и не предполагать, что за несколько лет до него, кто-то придумал что-то аналогичное.
В ленту вплетены темы памяти, сознания, воли, контроля разума и моделирование реальности. Для меня это любопытно и не до конца понятно. Автор удачно совмещает смысловую и эмоциональную составляющую.
«Темный город» смешивает различные жанры и направления, отсылая к самым разным произведениям и стилям.
Описание на Кинопоиске:
Убийцу, не помнящего своего имени и прошлого, преследует полицейский инспектор Фрэнк Бастед. Его ищет жена Эмма, за ним охотятся чужаки, а он по обрывкам воспоминаний пытается разобраться, что происходит.
В начале была тьма. Проснувшись в своей ванной, Джон Мердок (Руфус Сьюэлл) встает на ноги и увидев свое отражение в зеркале не может вспомнить кто он. Дальше пойдет чертовски запутанная и интересная история.
Пожалуй, главный признак того, что фильм удался – это отождествление зрителя с персонажем.
Потеря памяти. Люди в черном. Мистические события. И бесконечный, темный каменный город.
С самим сюжетом и идеей проблем нет: подача ведется очень аккуратно и динамично, постоянно недоговаривая какие-то важные для понимания сюжета детали. Финал неожиданный.
Все же, на мой взгляд, несколько сюжетных линий повисли в воздухе — «тёмных пятен» в «Тёмном городе» ворох.
Город – основной персонаж ленты. Улицы, залитые мерцающим светом фонарей, ночные клубы, полицейские участки. Лента снята в сине-зеленых тонах, мрачная.
В этом городе есть метро и станции, до которых не идет ни один поезд. В этом городе никто не помнит, когда в последний раз был день, и никто не замечает вечного мрака вокруг. На небе ни звезд, ни луны, лишь черные тучи покрывают его как раковые опухоли. Находясь вне времени и пространства, город-загадка бережно скрывает в тени тайну собственного происхождения.
Тёмный город — это фильм о судьбе и жизни, о природе чувств и эмоций, о сущности человека, которую трудно понять, нельзя полностью изменить. Рассказанная история для меня хороша именно потому, что заставляет задуматься о координатах своей сущности, пространства и еще раз убедиться в их зыбкости.
«Темный город» — отличный фантастический детектив, с замечательным сюжетом, идеей, атмосферой и саундтреком.
Моя оценка 8 из 10.
Рейтинг Кинопоиска 7.2/IMDb: 7.60
Плюсы:
- Фильм для воображения.
- Игра актеров.
- Идея фильма.
- Операторская работа.
- Атмосфера ленты.
Минусы:
- Технические недостатки.
- Спецэффекты прошлого века.
Кому стоит посмотреть:
- Тем, кто любит метафоричные и неоднозначные фильмы.
- Любителям нуарных лент.
- Тем, кому нравится роман братьев Стругацких «Град обреченный».
Кому не стоит смотреть:
- Тем, кто любит прямолинейные и укорененные сюжеты в действительности.