Опубликовано 16 Октябрь, 2021 - 20:10

У Гузель Яхиной есть потрясающая способность примирять нас с советским прошлым. Её книги: и "Зулейха", и "Дети", и вот теперь "Эшелон" - это как сеанс психотерапии для сознания, отягощенного чувством вины за грехи молодой Советской власти. Если сначала это была вполне реалистическая книга о коллективизации, потом магический роман о немцах Поволжья, то теперь это приключенческое повествование о голоде 1920-х годов.

И меня совершенно не волнуют обвинения в плагиате и исторической неточности, которые выдвинули историки голода и журналисты, потому что для меня гораздо интереснее наблюдать за развитием героев и наслаждаться ни на что не похожим словом и стилем Яхиной. Очевидно, что писательница пробует себя в разных эстетических формах, не изменяя изображаемой эпохе - Советской.

И вновь перед нами герой-спасатель с говорящей фамилией Деев, который сначала действует, потом думает. И даже локация, как а "Зулейхе" - поезд. Комиссарша Белая, холодная и строгая. Ни у того, ни у другой нет имени. Зато писательница скрупулезно перечисляет клички всех пятисот детей, которых везут в теплый и сытый Самарканд из голодного Поволжья. Можно было бы ожидать здесь новую "Республику Шкид" или "Педагогическую поэму" Макаренко, но нет... Дети здесь просто фон, не случайно Деев одевает их всех в белые рубахи. А лазарет - это церковь на колёсах, т.е. рельсах. Это ангельские души, которые выступают с одной стороны жертвенным агнцем, с другой - сами спасают всех этих взрослых, отягощенных прошлым, своей виной и болью.

И чекисты, и казаки, и киргизская банда, и даже сам Деев искупают вину за сотни погубленных жизней, стремясь спасти детей, воплощающих будущее и надежду на спасение. Пока люди способны на добро, у этого мира есть будущее, кажется, хочет сказать Гузель Яхина, но... потом эти же "способные на добро", в принципе незлые люди продолжают дальше расстреливать, грабить и увечить. И даже Деев, преследуя смерть, последние свои силы направляет на убийство... Писательница говорит, что хотела рассказать о судьбе своего деда после революции, оказавшегося в детском доме, а потом и в поезде на Самарканд. Его тоже, как Загрейку, советская власть "ослепила", но он готов был жизнь отдать за неё. Роман помогает принять это кровавое и голодное прошлое, которое творилось ради высокой идеи.

Роман увлекателен, динамичен, и, хотя наполнен страшными подробностями, не оставляет тяжёлого впечатления. Есть даже определённое принятие всего происходящего и смирение перед прошлым. Эстетически он очень хорош. Я рекомендую.

janetta88рекомендует
Читать все отзывы 22
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 22
Смотрите также