«Французский связной» часто называют началом «новой волны» в американском кинематографе 1970-х годов — грубых социальных драм, снятых в документальном стиле, действие которых происходит в больших городах, переполненных преступниками и социальными проблемами. Идеализм и вера в авторитет сменились пресыщенным, недоверчивым цинизмом. Персонажи подобных фильмов были неоднозначны с моральной точки зрения, их поведение вызывало сомнения, а применение смертоносной силы в условиях растущего насилия и беспорядков считалось всё более приемлемым... возможно, даже желанным.
В то время как «Французский связной», «Грязный Гарри», «Паника в Нидл-Парке», «Жажда смерти», «Таксист» и многие другие фильмы по праву считаются (или критикуются) шедеврами и по сей день, «Джо» — несправедливо забытая жемчужина, которая затрагивает множество интересных тем. Я бы даже сказал, что «Джо», если и не входит по качеству в ту же категорию, то продолжает путь и ту же линию, что и многие из вышеперечисленных фильмов, и в наши дни растущей социальной и политической нестабильности, "Джо" подходяще актуален (я думаю особенно для американской публики), несмотря на прошедшие годы.
Главный, по сути, герой картины - Джо Каррен ( его играет малоизвестный, но великолепный Питер Бойл) — обычный работяга из 60-х годов, грубоватый, но мало что из себя представляющий, злой расист, любитель выпить; патриот со своими принципами, но всё больше расходящийся во взглядах с обществом, которое он просто не понимает, а тем более не разделяет. Джо в свое время отслужил в Корее — и по его мнению, почему бы молодым не сделать то же самое во Вьетнаме? Неудачное стечение обстоятельств приводит Джо к знакомству с Биллом Комптоном (Деннис Патрик), представителем высшего среднего класса из престижного района, чьи и без того непростые отношения с дочерью Мелиссой (молодая и уже тогда очень привлекательная Сьюзан Сарандон) достигают нового ужасного уровня, в основном из-за её парня-наркомана — двуличного бездельника с угасающими творческими амбициями. После того, как Мелисса чуть не умирает от передозировки, этот шутник-наркоман позволяет себе слишком много насмешек в адрес Билла, и лучше бы он этого не делал, так как Билл Комптон, по понятным причинам, срывается и убивает парня. Билл рассказывает обо всем этом Джо. Джо считает, что нашёл родственную душу в Билле Комптоне, и между ними завязывается маловероятная дружба. Однако яростная ненависть Джо ко всему и всем, кто придерживается либеральных и отличимых от него взглядов, делает жизнь обоих
мужчин всё более сложной, жестокой и опасной.
Фильм «Джо» режиссёра Джона Дж. Эйвильдсена — это исследование характеров и драма о меняющихся культурных нормах, подчёркивающая идеологический раскол, возникший между поколениями после контркультурной революции 1960-х годов. Сценарий Нормана Векслера острый и полон хорошо продуманных, реалистичных диалогов. В нём нет предвзятости, он высмеивает как консерватизм старой школы, так и «свободную любовь» движения хиппи, не говоря уже о политическом экстремизме и классовой дискриминации. Несмотря на то, что в сюжете есть моменты насилия и время от времени он может быть немного медленным, в своей основе это умное, тонкое и интересное исследование двух многогранных, реалистичных персонажей.
Билл Комптон и Джо разочарованы обществом, в котором они больше не чувствуют себя комфортно. Как и многие в то время, они испытывают угрозу от гедонистического образа жизни, который олицетворяет молодёжь в фильме. Однако их странным образом влечёт к нему. Комптон и Джо хотят принять участие в «свободной любви», но не могут позволить себе этого из-за своих глубоко укоренившихся консервативных убеждений. Таким образом, они, так сказать, остаются не у дел, и их бурная и жестокая реакция на неопределённое положение в «современном» мире кажется неизбежной с самого начала фильма из-за убедительности персонажей, придуманных Векслером.
При этом все второстепенные персонажи немного пустоваты и недоработаны по сравнению с Комптоном и Джо, особенно дочь Комптона, которую отлично сыграла Сьюзан Сарандон в своём дебютном фильме. Несмотря на хорошую игру актрисы, ее персонаж выглядит как пародия на
девушку хиппи.
С положительной стороны, "Джо" включает атмосферный оригинальный саундтрек от Бобби Скотта, в котором удачно использованы песни таких малоизвестных исполнителей, как Exuma и Дин Майклс. Особенно запоминается песня Майклса "Hey Joe", тексты песен которой отражают повествовательные ритмы фильма, а также идеологию главного героя. Помимо отличной режиссуры, тут также также отличная и операторская работа (старая-добрая съемка 60-70-х, которая так греет мне душу), реалистичность и статичность в фильме соседствует с психоделичностью, которая и отражает эпоху хиппи. Фильм также очень хорошо смонтирован, а его хоть и поначалу медленный, но затем динамичный темп делает путешествие Комптона и Джо на тёмную сторону ещё более захватывающим
и безумным.
Деннис Патрик играет Комптона, демонстрируя стиль и утончённость. Комптон не такой яркий и не такой открыто фанатичный, как главный герой, но, тем не менее, он сложный человек со скрытой тьмой в душе, способный на крайнюю жестокость. Патрик идеально подходит на эту роль, привнося в неё глубину и интеллект. Он делает Комптона симпатичным, что непросто, учитывая действия персонажа в фильме (особенно в конце), и они с Питером Бойлом прекрасно работают вместе. Бойл, который всегда был надёжным актёром, блестяще сыграл фанатичного рабочего Джо. Несмотря на то, что Джо ни в коем случае нельзя назвать симпатичным персонажем, Бойл наделил его определённым сомнительным обаянием и сложностью, которые делают его очень интересным и убедительным. Он играет Джо как обычного человека, чьё восприятие реальности искажено его политическими взглядами, как того, кто не видит правды за ослепляющей пеленой консервативного догматизма, такого человека ничем не переубедить, даже если он понимает, что не прав в чем-то. Уверенная игра Бойла доставляет удовольствие, и можно сказать, что он прекрасно понимает мотивы своего персонажа.
Короче говоря, «Джо» Джона Эвилдсена — это неизвестная многими, но мощная и умная притча о ненормальном фанатизме, принципах и насилии, написанная Норманом Векслером и дополненная великолепным саундтреком. Деннис Патрик и Питер Бойл сыграли две захватывающие, впечатляющие роли, глубокие и сложные, которые стали яркими моментами в фильмографиях обоих актёров. Несмотря на то, что второстепенные персонажи немного недоработаны, а некоторые из них даже и сыграны сомнительно, «Джо» — потрясающий фильм, который со временем стал ещё более актуальным и интересным.