Ох и непросто приходится современным кинематографистам! Нынешний зритель настолько избалован спецэффектами и хитовыдуманными сюжетами, что завлечь его в кинотеатры можно только если на экране показывают какую-нибудь дичь вроде нашумевшей "Субстанции".
Сто лет назад кинематограф был куда как проще: 30-40 минут экранного времени, черно-белое изображение, незамысловатый сценарий - и публика уже в восторге. А если режиссёр во время съемок экспериментировал и использовал какие-то новые, неожиданные приёмы, то успех картине был обеспечен.
Приятно осознавать, что такие новаторы были не только в США и Европе, но и в нашей стране. Одним из них был режиссёр Е.Бауэр, снимавший психологические триллеры не хуже заморских Хичкоков. Очень жаль, что большая часть его работ не сохранилась до наших дней. Но кое-что всё же удалось восстановить, в том числе и его лучшую работу - "Умирающий лебедь", которую часто называют "первым русским хоррором". О ней сегодня и пойдет речь.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
СЮЖЕТ
Сюжет фильма, по современным меркам, очень простой. Можно даже сказать примитивный:
У озера немая танцовщица Гизелла знакомится с Виктором и влюбляется в него. Кажется, что Виктор отвечает ей взаимностью, но вскоре танцовщица обнаруживает его с другой. Увидев Гизеллу в роли умирающего лебедя, в нее влюбляется художник Глинский, стремящийся изобразить в картине смерть, и использует танцовщицу для осуществления своего замысла.
Но когда я посмотрела его в первый раз, то буквально не могла оторваться от экрана. Впрочем, не только я. Это был коллективный университетский просмотр на занятиях по истории кинематографа, и вся наша группа смотрела "Умирающего лебедя" как завороженная.
И дело было вовсе не в какой-то необыкновенной игре актёров и не в спецэффектах, которые сто лет спустя выглядят даже комично. Дело в атмосфере, в которую погружает этот фильм. Есть в нем что-то притягательное, мистическое. И что-то тревожное, такое, что не найдёшь уже в современных хоррорах, в которых нам даже уже подсказывают, в каких местах нужно начинать бояться.
АКТЕРЫ
Вера Каралли (Гизелла)
Главную роль - немой танцовщицы Гизеллы - исполнила безумно популярная в то время балерина Вера Каралли. Личность с такой насыщенной биографией, что о ней самой можно было бы снимать фильмы. Незаконнорожденная дочь греческого консула, прима-балерина императорского Большого театра, фаворитка Великого князя Дмитрия Павловича (двоюродного брата Николая II), она принимала участие в убийстве Распутина, успела пожить и в Российской империи, и в нацистской Австрии, и даже получить советский паспорт.
Вера Каралли считалась одной из самых красивых женщин своего времени. Сейчас, глядя на эти кадры, в это сложно поверить: круглое личико и пухлые щёчки Каралли - полная противоположность современных скуластых "жён Тимати" из запретграмма.
Но начало XX века диктовало свои каноны красоты. И под них внешность Каралли подходила идеально. Лицо актрисы немого кино должно было быть ярким, выразительным, запоминающимся. А такие глаза, как у Каралли, забыть было сложно. В них отражалось всё - и боль, и грусть, и печаль, и восторг, и радость. Она ими играла, говорила. Вот уж действительно - других слов ей было не нужно.
Активная мимика и жестикуляция, артистизм - всем этим актриса владела в совершенстве, заставляя сочувствовать главной героине и переживать вместе с ней. Хотя по сути образ довольно-таки бесячий. Этакая вечная жертва, у которой всегда все плохо, причем это плохо - из-за её же собственной наивности. Слишком уж она доверчива, не замечает очевидных вещей и совершенно не умеет делать выводы.
Витольд Полонский (адвокат Виктор Красовский)
Роль неверного возлюбленного досталась другому, не менее известному актеру российского немого кинематографа - Витольду Полонскому. Внешность у него тоже довольно интересная. Чем-то напоминает мне молодого Нагиева.
Но конкретно в этом фильме как актёр он раскрывается слабо. Хотя, возможно, это просто такая роль. В экранизации повести И.Тургенева "После смерти", снятой на пару лет раньше тем же Бауэром, Полонский выглядит гораздо интереснее. А здесь его герой - модный, лощеный, холёный, но... абсолютно никакой. Даже удивительно, что вообще в нем нашла главная героиня.
Андрей Громов (граф Глинский)
Зато второй поклонник Гизеллы с первой минуты захватывает внимание зрителя. Весьма колоритный персонаж - эксцентричный граф, вообразивший себя великим художником.
Эти черные кудри, бородка, безумный взгляд, экспрессивные заламывания рук и закатывание глаз - есть в нем что-то от героев Достоевского. Возможно ими и вдохновлялась автор сценария при создании образа.
А Андрей Громов настолько удачно его воплотил, что лично у меня язык не поворачивается назвать его отрицательным персонажем, хотя по сути он таковым и является.
УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ
Но самое главное, из-за чего стоит посмотреть этот фильм - это миниатюра "Умирающий лебедь". Так сложилось, что это единственная видеозапись этого номера в исполнении Веры Каралли. Просто чудо, что она сохранилась до наших дней, ведь тут действительно есть на что посмотреть.
У Каралли свое прочтение этой миниатюры. В этом танце нет той пластики, которую мы привыкли видеть в традиционном балете. Это не столько танец, сколько актёрская игра.
Единственный минус - это не совсем удачная работа оператора. Видно, что танец снимали на стационарную камеру, которая была установлена на одном месте и не могла двигаться вслед за объектом съёмки. Поэтому танцовщица периодически пытается "выскочить" из кадра. Поочерёдно у неё оказывается "обрезанной" то левая, то правая рука:
И заканчивается танец не в середине кадра, как было бы логичнее, а где-то с краю:
ДЕКОРАЦИИ
Отдельного внимания стоят и использованные в фильме декорации.
Большая часть фильма снималась на открытом воздухе, и не где-нибудь, а в Сочи, на вилле "Вера", которая существует и по сей день.
И благодаря Бауэру мы можем перенестись во времени на сто лет назад и своими глазами увидеть дореволюционный юг и это интереснейшее здание в стиле модерн.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Оригинальные титры фильма до нас, к сожалению, не дошли. Они были восстановлены позднее, но зато сразу на двух языках - русском и английском. Тогда же было записано и музыкальное сопровождение к фильму.
ПЛЮСЫ
✅️ Необычная игра актёров
✅️ Декорации
✅️ Танец Веры Каралли
✅️ Возможность увидеть реальные костюмы и интерьеры начала 20 века
МИНУСЫ
❌️ Затянутость некоторых сцен
❌️ Не сохранились оригинальные титры
ИТОГ
Немое кино - вещь, конечно, специфическая и сильно на любителя. Его и кинематографом в привычном нам понимании назвать сложно. Это как отдельный вид искусства, нечто пограничное между театром и звуковым кино. Зайдёт такое искусство далеко не каждому. Но "Умирающего лебедя" Е.Бауэра я всё равно рекомендую. В нем определённо что-то есть...