Добрый вечер всем заглянувшим! Буквально вчера узнала, что в мой город прибывает необычный поезд, а именно «Поезд Победы»! В прошлом году билетов нам не досталось, а в этом мы оказались в числе счастливчиков, кто урвал заветное место в вагоне, правда с 3 раза.
И так, обо всем по порядку. В передвижной музей вход свободный, но для того чтоб попасть туда, нужно пройти регистрацию и забронировать время. На электронную почту мне пришло письмо с билетом, где указано, что к месту нужно прибыть за 10 минут до начала экскурсии.
Ходила я с 7-летней дочерью, это также нужно указать при регистрации. Сбор всех желающих в здании ЖД вокзала. Только войдя мы заметили группу людей, а уже рядом с ними были волонтеры со списками. Волонтеры ходят в синих майках с белой надписью.
Моя фамилия в списке тоже была, нас отметили и повели к платформе, где стоял поезд. Посещают его небольшими группами, в нашей было около 10 человек, среди которых дети и в основном активные пенсионеры-путешественники.
Нам провели небольшой инструктаж возле поезда, объяснили в каком формате будет проходить экскурсия. Длилась она около 40 минут, но мне показалось, что все вагоны мы обошли за 5 минут, как говорится на одном дыхании.
Перед входом нам выдали наушники и специальный аудиоплеер. Малышу лет 5 не стали выдавать, а моей выдали комплект.
На удивление, она внимательно прослушала все аудиосопровождение, наушники не снимала ни разу.
В начале пути нас встретил виртуальный актер Дмитрий Харатьян, который объяснил для чего мы собрались тут.
Рассказчик Лидия - очевидец того времени, от первого лица передает воспоминания событий годов войны.
В каждом вагоне поезда-музея — уникальная история, в которой переплетены драматические события военных лет, исторические факты, судьбы и воспоминания людей.
Всего представлено 7 вагонов, в каждом мы останавливались на 3 минуты, где-то чуть дольше, так как некоторые предельны на 2 части. Аудиозапись соответствует тому, что мы видим в вагоне. Экскурсовод периодически спрашивает все ли прослушали запись, условный переход к новому вагону - это стук движущегося поезда. Если да, то мы переходим в следующий вагон.
1 вагон.Мирное время. Люди едут по своим делам, у всех разные цели и планы, но которым точно не суждено сбыться...
Веселые морячки знакомятся с кокетливой девушкой.
А вот мужчина задумчиво смотрит на компанию. Удивительно, как точно переданы все эмоции людей, дальше вы поймете о чем я.
А вот едет целая семья, женщина без стеснения обнажает грудь кормя младшего ребенка, судя по всему рядом с ней ее муж. А вот девочка явно на что-то обижена, только глава семейства сохраняет позитивный настрой. Еще бы не радоваться: за окном природа, яркое солнце и абсолютная вера в завтрашний день.
Все персонажи колоритны, разных профессий, социальных слоев и возрастов.
Нам показывают ранее утро...утро 22 июня 1941 года.
В 12:15 по радио зазвучит речь председателя Совета народных комиссаров Молотова: «...без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы...»
2 вагон.
Мне в этом году исполнится 30, но я успела застать своих прадедов и прабабушек. По маминой линии прадед Павел умер, когда мне было 6 лет, а его сын Владимир погиб на войне. Его портрет висел в квартире, где жила бабушка. Сейчас она живет с нами, родилась в 1939 году, была совсем ребенком, когда началось самое страшное время 20 века..
Все мои прадеды были участникам войны, но в силу возраста, я лично, никогда не разговаривала с ними об этом. Становясь постарше, какие-то истории мне рассказывали мои родители. Поколение перестроечных детей последнее поколение, заставшее участников 2 мировой войны...Поэтому в наших силах донести до подрастающего поколения какой подвиг был совершен нашими родными и близкими в то непростое время.
Идея первой части вагона — Поезд на фронт
В начале вагона плачет женщина, в ней воплощен образ всех солдатских матерей. В ее слезах — предчувствие того, какие испытания предстоит пройти нашему народу, понимание того, сколько горя принесет война.
Война пришла в каждую семью: совсем молодые мальчишки ехали на фронт защищать свою Родину.
Идея второй части вагона - Окоп.
В этой части состава остро ощущается контраст между мирным спокойным временем, которое было еще совсем недавно, и внезапно обрушившейся на страну войной, надвигающимся ужасом разлук, потерь безвременья.
Так остро не ощущалось всё даже находясь в вагоне, может потому что всё происходило в ускоренном темпе, так как желающих было очень много.
3 вагон. Идея вагона концлагерь.
Концентрационные лагеря нацистской Германии — места массового заключения, содержания и уничтожения властями нацистской Германии во время правления Адольфа Гитлера гражданских лиц по политическим или расовым соображениям (преимущественно евреев и цыган).
Эта инсталляция требует более детального рассмотрения.
Экспонаты может и выглядят не совсем реалистично, но вот глаза, эмоции, мимика… это все словно «живое» и «настоящее». Получилось ли у создателей проекта окунуть на в тот ужасный период ? Однозначно да, поезд концлагеря один из самых пронизывающих болью и страданиями.
Даже страшно допустить мысль о том, через что прошли люди, какие мучительные опыты проводили нацисты.
Узников морили голодом, после смерти их кости использовали как удобрение, а их места занимали другие.
В глазах полнейшая пустота и томительное ожидание смерти...
Экспонаты можно трогать, но придерживаюсь того мнения что это ни к чему. Представляете, если каждый дотронется.
4 вагон.Идея первой части вагона — Санитарный вагон.
Забота о раненых на войне — тоже своего рода поле боя, где идет борьба за спасение человеческих жизней.
Глаза передают атмосферу того времени. В глазах медсестры можно прочесть, что ей страшно, беспокойно, но она понимает, что в ее руках жизни сотни солдат.
В аудиспровождении говорилось, что многие бойцы не выдерживали и сбрасывались.
Перед глазами — трагедия сильных мужчин, ставших инвалидами, трагедия молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны в самом начале жизненного пути. Демонстрация тяжелой, но очень важной работы медиков, их великого подвига — главная задача этой тематической зоны.
Идея второй части вагона — Наука
Труды военных медиков и микробиологов Н. Н. Бурденко, А. Д. Сперанского, З. В. Ермольевой и других обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях.
Благодаря открытию советского антибиотика было спасено тысячи жизней солдат. Поражает сколько отваги, веры и чувства ответственности за жизни людей было в этой женщине. Почитайте о Госпоже Пенициллин, удивительная биография.
З. В. Ермольева Изобретение первого отечественного пенициллина
5 вагон. Идея первой части вагона — Банно-прачечные поезда.
Банно-прачечные поезда в годы войны стали важнейшим средством соблюдения санитарно-эпидемиологических норм в армии. Чистота и гигиена — основа здоровья масс, а болезни значительно ослабляют армию. В вагонах банно-прачечных поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую для солдат это было единственной возможностью помыться в периоды долгих походов.
Идея второй части вагона — Блокада.
Одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны — блокада Ленинграда. Почти на 900 дней немецко-фашистские войска отрезали город с суши. Единственное, что соединяло Ленинград с Большой землей, —это Дорога жизни. Она проходила через Ладожское озеро: летом — по воде, а зимой — по льду.
После прорыва блокады город постепенно возвращался к мирной жизни, но его наводнили полчища крыс. По одной из городских легенд, для спасения Ленинграда жители Сибири отдавали своих кошек, и состав с хвостатыми охотниками отправился в измученный город.
6 вагон. Идея первой части вагона — Штабной вагон.
Героем этого вагона стал неприхотливый в быту и любимый солдатами маршал Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за операцию «Багратион».
маршал Советского Союза, маршал Польши, дважды Герой Советского Союза Константин Константинович (Ксаверьевич) Рокоссовский.
Идея второй части вагона — Бронепоезд.
В этой тематической зоне посетитель может не только оказаться внутри бронированного поезда, но и увидеть подбитый немецкий бронепоезд.
7 вагон. Ну здесь я не смогла уже сдержать эмоций и слезы потекли градом. Думаю, что вы догадываетесь, что речь о последнем победном вагоне.
Идея вагона — Победа, возвращение домой
Весна 1945 года. 1418 дней войны позади, они оставили не только шрамы на теле, но и глубокий след в душах людей, прошедших это страшное испытание. На фронт уходили молодые, порой неопытные пареньки и девушки, а возвращаются возмужавшие, уверенные в своей силе и правоте победители.
На этом моменте экскурсия заканчивается, нам говорят о том, что фото можно выложить по хештегам.
Благодаря тегам о поезде узнают еще больше людей. И не смотря на то, что о поезде на сегодняшний день знают немногие, билеты разобрали моментально. Проект создан для того, чтоб мы помнили подвиг наших родных и близких, ценили жизнь и радовались каждому дню. К сожалению, ценность таких простых вещей приходит не сразу, а то и вообще не приходит. Моя дочь до сих пор под впечатлением от увиденного и услышанного, расспрашивает про какие-то детали, интересуется событиями того времени. «Поезд победы» обязателен для посещения… обязателен.
Ваш отзыв пробрал до мурашек, особенно про концлагерь часть. Была с экскурсией в Освенциме, до сих пор не могу забыть, лет 10 прошло. Какая шикарная идея с этим поездом! Так интересно!))