"Маленькое красное платье" - странное кино, снятое в стилистике малобюджетных мистических фильмов конца 70-х - начала 80-х. Атмосфера передана талантливо и точно - никак не получается поверить, что картина выпущена в 2019-м. Ничего в ней, ни черточкой, ни ляпом, не выдает современности.
Вначале о минусах (каждый весом в бетонный блок):
У сюжета нет ни цели, ни смысла - одно развитие. Примерно до середины надеешься, что все это куда-то придет, потом ждешь, что автор объяснит хоть что-то, затем (если привык доводить дело до конца) либо ждешь финальных титров, либо выключаешь кино и идешь бухать, чтобы смыть впечатления.
Удушающая камерная атмосфера. Почти все события происходят в тесных захламленных помещениях - буквально чувствуешь, как у тебя начинается первый в жизни приступ клаустрофобии.
Дикие спецэффекты. Если полет синтетического тряпья на леске, долженствующий обозначать самозародившуюся злую волю, можно назвать этим громким словом - "спецэффекты".
Платье-убивашка. Я, конечно, не в курсе шика 80-х, но... автор это всерьез? Шифоновое непотребство с полупрозрачными рукавами и черной блямбой на боку - роскошное платье, которое все вожделеют?
То самое маньячное платьице
Плюсы
Один - кастинг. Вах, какие там фактурные актеры. Некоторым даже не нужно ничего говорить - достаточно появиться в кадре, и все, и сразу ясно, что хотел сказать автор:
Злая волшебница (или дух, или кто она там), которую сыграла вполне приятная на вид актриса Фатма Мохаммед, с первых кадров вызывает отвращение на физиологическом уровне. Канцелярским сленгом, мейкапом со стрелками до висков, кроваво-красным маникюром, который она засовывает клиентам в рукава, и даже большой, но обычной на вид родинкой (как пишут в гламурных журналах - "собственностью модели"). Персонаж отвратителен сам по себе, примерно как раздавленная черная крыса, - не нужно было ничего засовывать под платье; эта сцена явно была лишней, режиссер хватанул с тошнотностью.
Завунивермагом (Фатма Мохаммед)
Два додика в зеленых галстуках - начальники главной героини, Шейлы, которые занудно, но вежливо выясняют, сколько минут она была в дамской комнате - две или три, и подсовывают многостраничный мануал по правильному, ответственному, лояльному рукопожатию в соответствии с корпоративными ценностями и стандартами. Чтобы Шейле выучить назубок, а потом потренироваться (они, само собой, проверят).
Додик
А эта, извиняюсь, "невестка" (Гвендолин Кристи в черном парике)? Страшный сон любой матери - чудище обло, стозевно (все сто пастей делают минет сыну) и лаяй на французском. Причем чудище в панталонах 50 размера с портретом жениха на заднице, которые тетенька, годящаяся своему возлюбленному в мачехи, бросает где ни попадя. Я не свекровь, но остолбенела от ужаса, представив, что такое пришло бы в дом к моему гипотетическому сыну.
- Мамо, знакомьтесь, це Галя, воно буде жить в нашей квартире! (Гвендолин Кристи)
Шейла (Марианн Жан-Батист) нашла очередные невесткины труселя в очередном неожиданном месте
Но в целом, фильм абсурдный и скучный - редкий любитель арт-хауса долетит до середины "Красного платья" (я не долетела). Один из комментаторов предложил, в самых изысканных выражениях, оторвать режиссеру "шедевра" верхние конечности, чтобы пришить их в нужное место, а уж потом уж пусть снимает, но с руками из плеч. Я не согласна. Питер Стриклэнд наверняка и хотел создать такое отвратительное царапающее зрелище. У него получилось.