Сегодня не терпится поговорить... Думаете, об этом произведении? На удивление, не особо, ведь проблематика в "Где тонко, там и рвется" не вызвала во мне сильного отклика, но не спешите закрывать книгу и отзыв. Как никак, я — не вы, а Тургенев просит к себе внимания. Хотя бы потому, что он талантлив и поэтичен.
Где тонко, там и рвется / Тургенев
ПЕРСОНАЖИ И СЮЖЕТ
Это формат театральной пьесы, причем одноактовой, и сюжет здесь двигает не автор (описаниями природы, к примеру), а герои. Давайте познакомимся: на сцене любовный треугольник. Все, как мы любим, да.
Вера
18-летняя героиня, которой мы этой работе и обязаны, и она — центральное звено. Похитительница сердец, укротитель буйных нравов и все такое — в общем, абсолютно классический представитель Тургеневской барышни.
А что, по мнению автора, хочет каждая девушка? Конечно же, замуж, вопрос только — за кого. И здесь у нас два варианта, отчего происходят такие, на первый взгляд, странные диалоги.
Где тонко, там и рвется / Тургенев
Горский
26-летний парень, в которого влюблена наша Вера. Он симпатичен, остер и в целом хорош собой: собственно, у него все шансы на успех, проблема лишь в том, что в своих побуждениях он какой-то мутный. "Люблю / А нет, показалось" — это к нему, и, собственно, понятно, какой образ ему противопоставят.
Где тонко, там и рвется / Тургенев
Станицын
28-летний сосед, который нежно и, скорее даже, раболепно влюблен в нашу Веру, но, к сожалению, без какой-либо ответной реакции. Станицын — в принципе неплохой парень: он надежный, преданный и при деньгах, но в то же время похож на желе, ведь жар и страсть — это к Горскому.
ИНТРИГА И ПРОБЛЕМАТИКА
Главная интрига в том, кого выберет Вера: хорошего парня из френд-зоны или мутноватого сорванца. И если в вашей жизни такой эпизод был, "Где тонко, там и рвется" вполне может понравиться с переносом параллелей на себя и свою систему ценностей.
Где тонко, там и рвется / Тургенев
ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ К ПРОБЛЕМАМ
Во-первых, Тургенев повторяется. Давайте вспомним описание Аси из "Аси" (отзыв, кстати, прилагается):
Этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило.
А теперь перейдем к Вере:
Где тонко, там и рвется / Тургенев
От таких тонкостей возникает ощущение второсортности. Проблема для меня в следующем: Тургенев не вдыхает жизнь в своих персонажей. Один и тот же образ кочует из книги в книгу, отчего живость персонажа куда-то пропадает, а его индивидуальность стирается.
Вера — недо-Ася, Горский — Н. Н. Тургенев меняет обертку и оставляет нутро, но в "Где тонко..." не особо постарался над шлифовкой, что, конечно же, ему минус.
ПОЧЕМУ ТАК?
Все потому, что Тургенев пишет о себе. Он — недолюбленный ребенок, рожденный, к сожалению, в семье, где мужчина не любит женщину, а женщина — мужчину. Страх отношений, брак по расчету, тревога, что его обманут и предадут — все это сквозит буквально в каждой строчке (Горский и Н. Н. — прототипы Тургенева, если что).
Где тонко, там и рвется / Тургенев
Так, Горский в книге берет книгу (😑) с описанием отношений, и его сразу терзают мысли: "Это сейчас она хороша и мила, а вот лет через 5...". То есть ни что иное, как банальный страх пережить то, что он ежедневно наблюдал в своей семье.
ГОРСКИЙ — ТРУС?
Давайте вновь вернемся к персоналиям. Если Вера — герой положительный, Станицын — ни рыба, ни мясо, то Горский — такой себе антагонист, которого смело осуждают за трусость (вспомним терзания "Люблю / Не люблю"). И здесь стоит копнуть чуть глубже.
Где тонко, там и рвется / Тургенев
Если брать "Асю" и "Где тонко...", в обоих присутствует точка надрыва — тот пик, где нужно принять решение: либо "да", либо "нет". Такая бескомпромиссность у Тургенева раздражает, ведь давайте взглянем объективно: он сталкивает мужчину и женщину, что знакомы весьма формально (как вы — с кассиром в соседнем супермаркете), а разговаривали — от силы пару раз. Чувства лишь начинают разгораться, появляется интерес узнать и познать, но тут пик: жениться или навсегда уйти прочь.
Где тонко, там и рвется / Тургенев
И мне адски не нравится, что Тургенев красной нитью такую импульсивность поощряет и видит единственно верной.
ВЕРА. ЖЕРТВА ИЛИ МАНИПУЛЯТОР?
Вернемся к Станицыну, о котором успела забыть как Вера, так и все мы. Как-то из виду упускается тот факт, что он призван быть нелюбимым до конца своих дней, в то время как мог обрести свободу и попытать счастья с кем-то другим — ему всего 28 лет.
🐁 И Вера выступает не умудренной не по годам женщиной, а попросту манипулятором. Можно возразить, что ему по нраву такая роль, но будем честны: никому не нравится быть нелюбимым в отношении тех, кто нам небезразличен, и Станицына держит лишь надежда на то, что когда-то он сможет вымолить любовь Веры. А это довольно-таки деструктивно.
Где тонко, там и рвется / Тургенев
ИТОГ
На мой взгляд, "Где тонко, там и рвется" — весьма посредственная работа в плане смыслов и изложения. Скорее даже: я не могу сказать, что язык повествования скуден, ведь Тургенев, в рамках своего гения, пишет складно и поэтично, но как будто в этот раз — без души. Ну вот посмотрите: что это?
Где тонко, там и рвется / Тургенев
В ту же Асю он вылил всего себя, что сквозило между строк, и местами — даже кричало, а здесь же — лишь сделал набросок, оставив после себя неприятный осадок.
🐸 Можно поспорить, что это формат пьесы, да, но давайте тогда вспомним "Фауста" у Гете, где это не стало помехой.
💔 И в копилку разочарований: финальный афоризм "Где тонко, там и рвется" казался более ценностным ДО прочтения пьесы и будто потерял свою значимость после. Что он, кстати, означает? Афоризмом на афоризм: "Цепь так же крепка, как ее самое слабое звено".
Вот, кстати, из всей школьной программы Тургенев мне как автор давался легче всего, я даже по вечерам до глубокой ночи читала его романы. Эх, какой же больной шрам мне оставили его "Отцы и дети" 😥