Опубликовано 5 Ноябрь, 2019 - 18:30

Тема Ленина в современном кино сейчас мало востребована. За исключением тех случаев, когда создатели фильмов пытаются выставить его патологическим садистом и идейным вдохновителем красного террора. Ну, да оставим горе-субъективизм на совести таких сценаристов и режиссёров, а сами попытаемся проанализировать фильм «Ленин. Неизбежность», создателем которого стал Владимир Хотиненко, воплотивший на экране сценарий Кирилла Журенкова и Надежды Воробьёвой. Итак, с самого начала.

 

Сюжет

Фильм начинается с флешфорварда: известный авантюрист Парвус узнаёт из газет о смерти Ленина 21 января 1924 года и бурно радуется, приказывая слуге принести шампанского. Затем событийный ряд переносит нас в конец 1916 года.

Ленин в Швейцарии. Показаны будни большевистской эмиграции, дружеские посиделки, шахматы и философские дискуссии в «Кабаре Вольтер» с основателем дадаизма Тристаном Тцарой. Метания Парвуса в выборе между вождями большевиков – Троцким и Лениным. Авантюрист пытается выступить посредником между будущим вождём революции и германским Генштабом, так как в грядущих социальных потрясениях в России никто не сомневается. Парвус останавливает выбор на Ленине и начинает активно обрабатывать его на предмет «взять деньги у немцев на революцию или не взять».

Ленин долго колеблется, но в конце концов свершившаяся Февральская революция не оставляет ему возможности для манёвра. Нейтральная Швейцария окружена странами, участвующими в войне, поэтому попасть в Россию возможно только через Германию или Австро-Венгрию. Страны Антанты справедливо полагают, что приезд лидера большевиков в охваченную переменами страну ещё больше дестабилизирует обстановку, не исключая выход России из войны. Поэтому и не торопятся пропускать изгнанников через свою территорию.

В конце концов соглашение с немцами достигнуто, и тридцать два русских эмигранта отбывают из Швейцарии в Германию, чтобы там в пломбированном вагоне пересечь всю страну с юга на север, переплыть на пароходе в Швецию, и снова по железной дороге направиться до границы с Финляндией, которая в то время была провинцией Российской Империи. Иметь какие-то дела с Парвусом Ленин отказывается, отправив на переговоры Карла Радека. Заканчивается фильм смертью Парвуса, который пережил ненавидимого им Ленина менее, чем на год и умер в декабре того же 1924 года.

В фильме есть и параллельная сюжетная линия, показывающая работу русской контрразведки, пытающейся сначала исключить поставку в страну оружия для восстания, а позже не допустить проникновения в Россию Ленина сотоварищи.

 

Игра актёров

В фильме сразу трое актёров, которых я переношу с трудом. Это Александр Балуев (начальник контрразведки), Фёдор Бондарчук (Парвус) и Виктория Исакова (Инесса Арманд). Но тут уж не знаю, то ли кастинг-директор сработал профессионально, то ли актёры сыграли свой психотип, но вся троица на удивление органично и достоверно вписалась в фильм. Особенно поразил Бондарчук, об актёрских способностях которого я раньше был очень нелестного мнения. Парвус у него получился такой достоверный: прощелыга, стремящийся сделать гешефт на всём, к чему прикасаются его шаловливые ручонки. И эмоции такие убедительные, особенно когда он понял, что афера не удалась и Ленин не чувствует себя обязанным перед ним.

Кстати, штрих к личности Парвуса. В 1902 году он, будучи литературным агентом Максима Горького, организовал в Германию постановку пьесы «На дне». По распоряжению Горького Парвус должен был получить свой гонорар, а остальные деньги отходили автору и в партийную кассу РСДРП. Но ни партийная касса, ни Горький денег не увидели. Такие дела.

Виктория Исакова в Роли Инессы Арманд также очень убедительна. Мудрая женщина, преданная Ильичу до мозга костей. Никаких намёков на слишком тесные отношения между ними. Ну разве совсем чуть-чуть, пунктиром.

Максим Матвеев в роли молодого контрразведчика вполне на высоте. Преданный России и своей работе патриот, до последних возможностей выполняющий служебный долг.

Разбирать каждую роль нет смысла, лучше сходить в кино и посмотреть. Отмечу только Евгения Миронова, сыгравшего в фильме Ленина. Казалось бы – типаж совершенно не тот. Да, не тот. Но гениальный актёр на то и гениален, чтобы сыграть предельно убедительно кого угодно. Первые же кадры Ленина в Швейцарии, и Миронов так совершенно по-ленински наклоняет голову, и вся его фигура становится совершенно ленинской, точно, как в хрониках прижизненной съёмки. И даже забываешь, что рост у Миронова значительно выше, чем у вождя революции.

Позже, во время посиделок в «Кабаре Вольтер» Миронов смотрит на собеседника с «ленинским» прищуром. Но не с лукаво-доброжелательным, знакомым по многочисленным советским портретам и иллюстрациям, а с оценивающим прищуром умного человека, пытающегося найти выход из очень непростой ситуации.

 

Режиссура

Фильм полон символизмов. Ильич во время шахматной игры с Тцарой сметает с доски все фигуры. Это случилось после того, как основатель дадаизма убрал одну из сильных фигур, в надежде ввести Ленина в затруднение и посмотреть на его реакцию. Мне почему-то в этой ситуации сразу вспомнилось: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»

Эмигранты в санях пересекают шведско-финскую границу. Ленин привязывает на лыжную палку красную ленту и держит в руках наподобие флага или пики (каждый волен судить как хочет). Острие палки с красной лентой, мелькнувшей на фоне двуглавого орла – как бы сигнализирует… картинка врезалась в память.

В начале фильма Парвус в некоем борделе выбирает проститутку. Дамы сидят на карусельных лошадках, аттракцион крутится. После отказа Ленина в общении с ним сам Парвус показан крутящимся именно на этой карусели. Комментарии, как говорится, излишни.

В фильме довольно обстоятельно показана деятельность российских и немецких спецслужб, а также противодействие им со стороны большевистского подполья. Но не буду раскрывать интригу: а то весь фильм перескажу, никто смотреть не захочет.

Вместе с тем есть ряд нюансов, мне не понравившихся. Например, сцена в окопах. Солдаты почти все в шинелях, как будто только что из ателье – чистеньких, отглаженных. Есть два или три человека со следами грязи – наверно, в предыдущих дублях испачкались.

Решительно непонятна роль Паулины Андреевой – Софья Руднева. Заявлено, что персонаж собирательный, появившийся ещё в 2017 году в «Демоне революции». Кстати, муж её тогда тоже сыграл Парвуса. Но если Бондарчук здесь на своём месте, то никакой особой надобности присутствия в фильме Софьи Рудневой я не усмотрел.

 

Выводы

  1. Смотреть надо! Нет, вот так – НАДО.
  2. Небольшие исторические неточности или недоговорки общей картины не портят. Это ж не документалистика.
  3. Хотиненко – молодец!
  4. Все актёры – тоже молодцы, даже Паулина Андреева. Она по крайней мере, ничего не испортила.
  5. Радует, что появился такой прекрасный фильм на такую непростую тему. Надеюсь, не последний. Это не про Ленина, а вообще…
Достоинства
  • Объективный взгляд на исторические личности
  • Соответствие историческим событиям
  • Хорошая игра актеров
  • Хорошая режиссура
Недостатки
  • Мелкие, незначительные
Михаил Штейнрекомендует
Читать все отзывы 4
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
13.11.2019
Не ожидала Миронова в роли Ленина...
Другие отзывы
Читать все отзывы 4
Смотрите также