Несколько лет назад как-то увидел один интересный короткометражный фильм «Приверженность Стива Маккуина реальности» — рекламный ролик, снятый во время производства фильма "Буллит". В этом забавном маленьком ролике нам рассказывают, что Маккуин действительно ездил на культовом Ford Mustang во время знаменитых автомобильных погонь и мастерски выполнял автомобильные трюки. У зрителя создаётся впечатление, что звезда фильма действительно обладает какими-то особыми качествами. ФАКТ : по сравнению с трюками французской суперзвезды Жан-Поля Бельмондо в фильме «Страх над городом» Маккуин просто ребячески веселился и валял дурака! Реальность действительно такова!
От экшн-сцен в фильме «Страх над городом» просто отвисает челюсть, даже по современным меркам. В одной из погонь Бельмондо преследует подозреваемого по внутренней лестнице, через окно, по нескольким крышам, цепляясь за различные карнизы и водосточные желоба. Пробившись через световое окно, он падает в универмаг. Снова оказавшись на улице, он пускается в погоню на машине, которая заканчивается тем, что Бельмондо бежит по крыше движущегося поезда! И актер выполняет всё это сам. Режиссер Анри Верней даёт понять зрителям, что его главный герой рискует жизнью. Бельмондо отчётливо виден на каждом этапе съёмок. Это, несомненно, один из лучших трюкаческих примеров в своём роде.
«Страх над городом», вероятно, никогда бы не был снят, если бы не вышеупомянутый Буллит и, если уж на то пошло, «Французский связной» Уильяма Фридкина (1971). В течение многих лет европейские критики высмеивали американские ремейки/переработки классических фильмов на иностранных языках и высокомерно заявляли, что континентальное кино не только инновационно, но и задаёт тренды, которые копируют янки. Однако «Буллит», «Французский связной» и «Грязный Гарри» Дона Сигела (1971) раз и навсегда расставили всё по своим местам : полицейский-антигерой был таким же американским, как гамбургер. Эти новаторские фильмы познакомили зрителей с нестандартными полицейскими, которые любой ценой раскрывали преступления. Иногда эти полицейские действовали так же безжалостно, как преступники, с которыми они боролись. Все три фильма повысили планку в плане экшена и стремительного монтажа.
К середине 1970-х годов итальянские режиссёры, такие как Энцо Дж. Кастеллари, Франко Мартинелли, Фернандо Ди Лео («Миланский Калибр 9» шедевр) и Умберто Ленци, экспериментировали с этим новым жанром. В то время как их американские коллеги приглашали таких актёров, как Клинт Иствуд, Чарльз Бронсон и Джин Хэкмен, итальянцы делали звёздами Франко Неро, Томаса Милиана, Маурицио Мерли и Фабио Тести. Несмотря на то, что почти все эти итальянские фильмы о полицейских были очень увлекательными, они никогда не выходили за рамки шаблонных сюжетов. Однако Вернею, турецкому режиссёру, работавшему во Франции, удалось совершить настоящий прорыв с фильмом «Страх над городом». Сделав свой фильм гибридом жанров «полицейский боевик» и «джалло», он работает на обоих уровнях и придаёт ему глубину, которой иногда не хватает итальянским фильмам.
Дьявольский убийца, называющий себя Миносом, разгуливает на свободе в Париже. Пережив "свободную любовь" шестидесятых и не познав её сам, он решает, что будет действовать как рука правосудия и нравственности, которая безжалостно осудит и казнит всех тех, кто барахтается в сексуальной грязи. Установив свой мотив, он приступает к убийству неразборчивых в связях женщин. По горячим следам за ним следует инспектор полиции Лателье (Бельмондо). Минос насмехается над Лателье, отправляя ему по кусочку своей фотографии после каждого убийства, считая, что фотография будет завершена, когда его работа будет выполнена.
Будучи самым нестандартным детективом Парижа, Лателье получает садистское удовольствие, наблюдая за тем, как корчатся его подозреваемые. Например, Лателье отказывается вызывать скорую помощь для тяжелораненого наркоторговца, пока не получит нужную ему информацию, что перекликается с поведением Гарри Каллахана в исполнении Иствуда в «Грязном Гарри». В фильме есть многие излюбленные приёмы криминальных фильмов, такие как автомобильные погони и перестрелки. На протяжении фильма темп меняется много раз, но режиссёру всегда удаётся поддерживать интерес.
Несмотря на то, что Верней находился под влиянием таких режиссёров, как Сигел и Фридкин, «Страх над городом» во многом обязан фильмам ужасов Марио Бавы. Первая сцена, в которой Минос насмехается над жертвой по телефону, напоминает эпизод «Телефон» из антологии Бавы «Три лика страха» (1963).
Что действительно выделяет этот фильм, так это главные роли, сыгранные Жан-Полем Бельмондо и Шарлем Деннером. Они отлично вжились в свои роли и отлично взаимодействуют друг с другом, что режиссёр Анри Верней постарался использовать по максимуму, поскольку эти два актёра создают большинство лучших моментов фильма, а также добавляют немного юмора. Фильм не слишком кровавый, и основное внимание в нём никогда не уделяется убийствам. Хотя в нём есть несколько показанных убийств, и то, как режиссёр фокусируется на чёрных перчатках убийцы, — это еще один приятный отсыл к «джалло». Ну, а Адальберто Мария Мерли в роли злодея Миноса выглядит достаточно безумным и отвратительным даже когда просто стоит замерев, и от одного его вида может пробрать дрожь.
В фильме также звучит прекрасная музыка, написанная не кем иным, как Эннио Морриконе. Музыка является неотъемлемой частью некоторых сцен, как и следовало ожидать. Во время напряжённого вступления Морриконе играет только один барабанный удар. Это очень тревожит, ведь мы, зрители, знаем, что Минос вот-вот постучится в дверь!
«Страх над городом» — одна из утраченных жемчужин экшн-кино, но это ещё и нечто большее - потрясающий симбиоз триллера и боевика с многочисленными трюками. Если вам нравятся полицейские или жандармы, ловящие маньяков, то этот фильм для вас!