Смотрела его лет 10 назад и сюжет уже не помнила, хотя помню фильм хороший. Помнила только, что фильм про женщин и что-то произошло в салоне с героиней Джулией Роберст. Решила пересмотреть. И что скажу - фильм второй раз мне не понравился. Многие пишут, что фильм о женской дружбе. Я не согласна. На дружбу это совсем не похоже, по крайней мере в моем понимании. Просто они встречаются в одном месте и перемывают всем кости. Женщины все разного возраста, разного характера и разного социального статуса - какие у них могут быть у всех одновременно точки пересечения? Это не столько дружба, сколько просто издержки жизни в маленьком городке. Может быть автор и подразумевал что-то большее, но в экранизации я этого не увидела. Дружба это когда ты на одной волне, совместные интересы, понимание жизни, когда всегда рядом, в курсе дел, помогаешь и словом и делом. Здесь же даже главные героини узнают важный секрет уже постфактум. Поясню ниже в спойлере. Мне не понравилась игра большинства актеров, некоторые переигрывали, диалоги театрализованы. Например, когда кто-то что-то говорит, а ему в ответ развернутый, выверенный с юмором и оригинальный ответ. Ну не бывает такого в жизни. Это и не удивительно, фильм был снять по пьесе для театра. Мне понравилась игра матери, её героиня, ее переживания. Но это все очень тягостно осознавать, переживать - и фильм в целом оставляет горький осадок и никакой он не жизнеутвреждающий, как некоторые отмечают. Кому-то может и понравится, но в жизни и так много плохого и не хотелось бы грузиться еще больше, переживая чью-то драму.
Со спойлерами.
1 героиня - актриса Салли Филд, играла маму Джулии Робертс. Именно она заслуживает оскар за эту роль, а не Джулия Роберст. Пожалуй, единственная героиня, за которую реально переживаешь. Эта актриса вообще прекрасно справляется с драматическими ролями, у нее всегда образ мудрой, терпеливой женщины с грустным взглядом, даже когда она улыбается. Сразу ощущается весь груз в ее душе. В другой роли я ее и не видела. В этом фильме она мать двух взрослых сыновей, которые ведут себя, как пятилетние дети и взрослой дочери, которая может дерзить и спорить с матерью. Дочь больна диабетом, при чем в какой-то очень серьезной форме. Дочери нельзя беременеть, т.к. высокий риск умереть, а государство не разрешит усыновлять с таким здоровьем. Мать ведет все домашнее хозяйство, занимается организацией свадьбы, всеми нюансами и никто ей не помогает, скорее мешает. Короче всё на ней. Она несёт свой крест в полной мере.
2 героиня - Джулия Роберст, её дочь. Хоть она и больна и описывают ее многие, как позитивную и радостную девушку, ну вот не понравилась она мне. Играла роль она хорошо, скорее не понравился сам персонаж. Странная ее реакция в салоне, когда она чувствует себя плохо, зная свое серьезное состоянии, сидит и молчит. Мать ей совсем видимо не жалко, еще и спорит с ней, когда та пытается напоить ее соком, чтобы поднять инсулин. Ну она же знает, что опасна больна и мать за нее переживает. Чувствуется эгоизм. Странные ее диалоги с будущим мужем, какой-то глупый спор, сопротивление, хотя вроде уже взрослая девушка. Потом решение рожать - ну тут не могу ее осуждать - одинаково понятны и ее чувства, и чувства матери - в этом и суть драмы. Дочь говорит важную фразу о том, что лучше быть счастливой сейчас, чем прозябать в несчастье без детей всю жизнь. Мать понимает, что она сделала выбор и этот выбор это ее приговор - и ей матери с этим жить дальше. Потом, когда дочь, персонаж Джулии Робертс рожает, через какое-то время у нее отказывает почка, а мать решает отдать ей свою. А детки еще и шутят на эту тему. И те самые "подруги" узнают об этом в самый последний момент, и то случайно.Тоже мне дружба. Когда дочь выписывают, показывают, как она плохо себя чувствует, но тем не менее она едет домой и вскоре умирает. Почему она поехала? Может быть, если бы она осталась в больнице, ей вовремя смогли бы оказать помощь и восстановить, ведь врачи сказали, что операция прошла успешно. В общем героиня эта наплевательски относилась к своему здоровью и, как следствие, к чувствам и жизни матери. Ведь ее мать отдала ей почку! Хотя в том серьезном разговоре с матерью, когда она сказала ей, что беременна, она обещала быть очень, очень осторожной. Не подумала даже о маленьком сыне, что она нужна ему. Нужно было просто остаться в больнице. Иначе зачем режиссер так выделил этот момент, когда она чувствует себя плохо и все равно уезжает домой? Может быть в пьесе что-то большее описывается? И еще очень важный момент - почему не раскрыли в фильме момент, когда они решили отключать ее от аппарата ивл? Где эти терзания? Где пояснения? Ведь в коме бывают люди лежат десятилетиями и просыпаются (или не просыпаются). Почему они решили ее умерщвлять? Это каким надо быть безумным или, наоборот, духовно сильным человеком, чтобы решиться на добровольное умерщвление собственного ребенка? Лучше бы они диалоги в фильме сократили, но вставили это пояснение. И потом об этом решении "подруги" узнают только на кладбище. И какая терзающая душу фраза была от матери, что она поняла, как ей повезло, что она была при ее рождении и была при ее угасании. Но все же не вяжется ее другая фраза, когда у нее была истерика и она сказала: может быть я эгоистична, но я хочу, чтобы она была здесь. Но если ты эгоистична и хочешь, чтобы она была здесь, как же ты так быстро решилась умерщвлить ее.
3 героиня - Уизер. Играла ее Ширли Маклейн. Образ всем недовольной, грубой и ворчливой бабки скорее раздражал. Хотя понятно, что был вставлен для юмора и динамики в сюжете. Но она ее переиграла на мой взгляд. Хотя может это не столь ее вина, сколько задумка автора об этом персонаже. Ну уж очень она была злой и раздражительной и при этом все снисходительно к ней относились, улыбались и принимали в компанию. Т.е. она откровенно хамит, влезает куда ей не надо и с ней дружат. С чего вдруг? Если же у нее положительные качества были, то их не показали. А отрицательные настолько перевесили, что этот персона и их дружба выглядит нелепо в этом фильме.
4 героиня - Аннель, Дэрил Ханна. Вот она отлично сыграла роль угловатой, неуверенной скромницы. Её движения, ужимки, реакции - всё это актриса передала мастерки, ей веришь! Но сам персонаж тоже нелепый, либо плохо раскрытый. Отчего вдруг и почему такие перемены от скромницы в раскрепощенную, а затем в глубоко верующую? Всё это автор не поясняет.
5 героиня - Труви, которую сыграла известная американская кантри певица Доли Партон. Играла она роль владелицы салона красоты, где они все и встречались. Сыграла она ее хорошо. Но вот видно было, что внешне она слишком лощенная, дерзкая и сексуальная. А для образа скромной и доброй парикмахерши из небольшого городка это смотрелось неправдоподобно. Когда её великовозрастный сынок "посылает" с просьбой выбросить мусор, слабо верится, что такая женщина это тихо проглотит, вся ее внешность говорит о том, что с ней шутки плохи.
5 героиня - Клэр, богатая вдова. Образ более гармоничен, но и ни чем не примечателен в этом фильме.
В целом этот фильм скорее о тяжести судьбы матери, о её ноше. И хоть и говорится о том, что вот она жизнь продолжается и цветут цветочки и поют птички, но совершенно эта не ТА жизнь, которую хотелось бы прожить, и фильм у меня оставил горестное, неприятное ощущение.