Сельские сюжеты были неотъемлемой частью советского кинематографа, поскольку на бескрайних просторах нашей страны сел столько, что и не сосчитать, а показывать жителям этих сёл тоже что-то нужно было. И такое показывать, чтобы ясное и понятное. Вот в погоне за «ясным и понятным» режиссер Станислав Ростоцкий и снял ленту «Дело было в Пенькове», однако карикатурная простота персонажей сослужила ленте плохую службу.
Картина повествует о жительнице Ленинграда, которая приезжает работать в родное село зоотехником и сразу же натыкается на местного шалопая и заводилу. Юноша нравится бойкой интеллектуалке, однако девушка по имени Тоня быстро узнает, что у героя Вячеслава Тихонова уже есть не менее бойкая невеста, которой палец в рот не клади. Страсти кипят в образовавшемся любовном треугольнике, давая плодотворную почву для слухов и пересудов жителей села, однако вскоре накал страстей приобретает опасный оборот.
Помимо крупных планов Майи Менгель, в которых ощущается четкое влияние итальянского неореализма, в фильме зацепиться взгляду особо не за что. Да, кустистые брови исполнительницы роли Тони производят на зрителя сильное впечатление, но помимо них в фильме есть только старуха-злодейка, председатель-скупердяй, ударник-ротозей, главный герой-хулиган, да еще с десяток набивших оскомину штампов.
Из живых персонажей со сложной мотивацией перед нами только та самая невеста в исполнении Светланы Дружининой, но нам по ходу ленты показывают её лишь мимоходом и всегда в довольно неприглядном свете. Вот и получается, что заслуживающих внимание героев мы не видим, а карикатурные люди-клише все снуют туда и сюда по экрану на фоне кустистых бровей госпожи Менгель.
Нет, несмотря на довольно нелепые заверения в неизбежном и очень скором торжестве технического прогресса, фильм довольно неплох. Похвалить можно было бы и операторскую работу, которая по большей части лишена какой-либо выдумки, но интересные кадры в ленте все-таки присутствуют. Да только вот стоит ли игра свеч?
На фоне визуального торжества фильма «
Стряпуха», лиричного признания в любви к деревенскому человеку в ленте «
Печки-Лавочки» и поклонению женщине в картине «
Вас ожидает гражданка Никанорова», как и её борьбе за счастье в условиях повсеместных сплетен, неуклюжее творение Ростоцкого выглядит далеко не фаворитом даже среди «сельских» советских фильмов, а был ведь еще и мировой кинематограф...