Опубликовано 23 Декабрь, 2020 - 11:13

  • Опыт использования:
    несколько дней
  • Стоимость:
    41 грн.
  • Куплено онлайн (ссылка)

Совестно признаться, но к своим трем десяткам прожитых лет я еще ничего не читала из наследия Федора Михайловича. Ну «Преступление и наказание» в хрестоматийном варианте школьного учебника по литературе я не беру в расчет. И, раздумывая над тем, как же подобраться к произведениям второго великого классика русской прозы, современника Толстого, я решила взяться за «Бедных людей».

Объем романа совсем не пугающий, вполне можно с него начать. А обдумывая сейчас (уже закончив прочтение этой истории) сюжет и тонкий психологизм личностей, изображенных в нем, я думаю, определенно надо быть незаурядным человеком, чтобы в 24 года (а именно в этом возрасте Достоевский написал своих «Бедных людей») создать такое. И какими же мне тогда покажутся «Братья Карамазовы», которых я хочу прочесть в следующем году, если уже по такой небольшой работе я осознала масштаб творца Достоевского…

Но сейчас расскажу о «Бедных людях».

"Бедные люди" занимают всего половину такой маленькой книжицы.

Это в самом деле можно сказать крохотный роман, состоящий из писем мужчины зрелого возраста Макара Девушкина к молодой барышне Варваре Доброселовой и ее ответов ему. Однако из достаточно подробных, живописных и эмоциональных писем отлично ясно, какую жизнь ведет он и она, с какими бедами сталкиваются, с какой нежностью и трепетом к друг другу относятся. Макар Алексеевич Девушкин работает заурядным писарем в конторе, Варвара постоянной работы не имеет, ей около 20 лет, она – сирота, снимает жилье и живет у квартирной хозяйки Федоры. Макар Девушкин тоже снимает отгороженный уголок в доме для съема недалеко от Варвары. И жизнь его тоже полна тягот, горестей и созерцания бед и трудностей у окружающих.

Но мне показалось, что не все так просто.

Конечно, может я перемудрила произведение Федора Михайловича, а может вновь допустила ошибку, о которой говорил недавно Антон Долин у Дудя, что не нужно гадать и доискиваться, что же хотел сказать автор своим произведением. Но для меня эта история у Достоевского не о финансовой бедности людей и не о бытовых тяготах.

Она, если можно так сказать, о бедности духа. Бедности силы воли. Бедности мышления, как сейчас выразились бы современные, прости господи, коучи. Гоняя эти мысли у себя в голове, я постоянно одергивала себя, дескать, я не жила в ту эпоху, я многого могу не представлять себе, многих проволочек и обстоятельств я не знаю, я натягиваю нынешние условия и ритм жизни на полуторавековой давности обстоятельства, а, значит, и судить людей нечего.

Те, кто уже прочел этот роман, могут со мной не согласиться: «Какая же бедность духа, если люди с такой нежностью относятся, беспокоятся друг о друге, так ласково и поэтично друг друга называют, последней копейкой друг с другом делятся?». Черствый сухарь вы, Ольга, однако!

А я вот не соглашусь все равно. И могу аргументировать, почему я не готова расплакаться от жалости к Варваре и Макару Девушкину.

Начнем с условий для жизни. Макару Алексеевичу 47 лет, он снимает крохотный уголок в помещении для сдачи жилья (сомневаюсь, что это был доходный дом, о которых я читала в этой потрясающей книге, но наличие двух входов к жилищу наталкивает на мысль). Не будем сейчас винить Макара Алексеевича, что к этому возрасту он не обзавелся своим жильем, случаи разные бывают и жизнь по-разному складывается. Дело в другом. Вот как сам Макар Девушкин повествует Варваре о месте, где он живет.

Во-первых, в доме у нас, на чистом входе, лестницы весьма посредственные; особливо парадная — чистая, светлая, широкая, всё чугун да красное дерево. Зато уж про черную и не спрашивайте: винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны, и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякою нечистью, с грязью, с сором, с яичною скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной... одним словом, нехорошо.

Всегда замечала, что первый признак наступления нищеты и запустения – это когда вот так пренебрегают чистотой. Чистотой своего жилища, чистотой своей одежды, обуви. Ведь никто не требует обстановку из дорогой мебели, или башмаков за нереальные деньги. Просто пусть будет опрятным и не поломанным то, что есть, даже самое простое. Это первый залог и пинок к тому, чтобы стараться вытянуть свою жизнь из тягот. Но Макар Девушкин привык. Привык к липким стенам в парадной, привык на работе быть тише воды ниже травы, привык к насмешкам соседей и тому, что ему в жизни не повезло. Просто так сложилась судьба, вот такие они с Варварой несчастные, им не повезло – долой с себя всякую ответственность!

Вторая чаще всего повторяющаяся из уст Макара Девушкина фраза «я привык», «так-то нон привычнее» и тому подобное. Вот эта поразительная способность свыкнуться, не замечать, а точнее делать вид, что не замечаешь грязи, пренебрежительного к себе отношения, косых взглядов – признак человеческой слабости, страха и бедности сил хотя бы попытаться повлиять на ситуацию, хоть как-то изменить ее в лучшую для себя сторону. Как главная фраза в фильме «Пролетая над гнездом кукушки»: «По крайней мере я попытался». Но Макар не может сказать этой фразы, не может решиться. Он безропотно сносит все тяготы жизни, уповая лишь на то, что такова его судьба и всё тут. Какой-то покорный, бессмысленный ужасающий фатализм. И эта покорность так пугает!

Ну, а как потерял к себе самому уважение, как предался отрицанию добрых качеств своих и своего достоинства, так уж тут и всё пропадай, тут уж и падение! Это так уже судьбою определено, и я в этом не виноват.

И здесь опять можно было бы ткнуть меня носом в то, что времена были другие, общественный и политический строй был другой и все такое. А вместо того подумайте, сколько и сейчас (при отсутствии крепостного права, при наличии у многих своего жилья, при наличии интернета в конце концов и любых ресурсов для попыток решения своих проблем) людей так же сидит и ноет, имея рабочие руки и ноги, обвиняя правительство, менталитет, соседей и злую судьбу в том, что им не повезло. Туда же еще добавьте алкоголиков и других маргинальных элементов. Каково, а? Как Достоевский больше полутора веков назад этот человеческий порок «просек»?

Еще одна сторона бедности духа главных героев – постоянная жалость к себе и друг к другу. С некоторых пор сама ненавижу это чувство, оно унижает и еще больше «загоняет под лавку». Решительно НИЧЕГО хорошего жалость не дает. Ее путают с сопереживанием с поддержкой, но эти две эмоции ничего общего с жалостью не имеют. А Варвара и Макар Алексеевич в два голоса и в четыре ручья слез в каждом письме жалеют друг друга и самих себя. И что от этого меняется? Кому становится легче? Или чьи проблемы решились благодаря жалости?

Неужели ж вы так всю свою жизнь прожили, в одиночестве, в лишениях, без радости, без дружеского приветливого слова, у чужих людей углы нанимая? Ах, добрый друг, как мне жаль вас!

Достоевский во многих своих произведениях строил сюжет и ситуации вокруг проблем «маленького человека». В «Бедных людях» это прям кричащая мысль. И я согласна с тем, что не всем дано в космос летать, или «Братьев Карамазовых» написать, или вакцину от рака изобрести. Совершенно согласна. Однако это не делает вклад маленьких, заурядных людей, представителей скромных профессий не нужными или ничтожными. Если только они сами не опустят себя до этого ничтожного уровня. А такие люди как Макар Алексеевич делают это с энтузиазмом и каким-то мазохистским рвением.

Я это всё знаю; да, однако же, если бы все сочинять стали, так кто же бы стал переписывать? Я вот какой вопрос делаю и вас прошу отвечать на него, маточка. Ну, так я и сознаю теперь, что я нужен, что я необходим и что нечего вздором человека с толку сбивать.

Сами делают из себя «маленьких людей». А еще постоянно травят себя сравнениями с кем-то более благополучным и терзаниями о том, как они выглядят в чужих глазах, кто как на них смотрит, кто что думает, не над ними ли насмехаются. А ведь действительно первым признаком неуверенности в себе являются переживания «а что скажут люди? А как на меня посмотрят?». Вот еще один признак мелкого и бедного духом человека. Замечали, как действительно самодостаточный человек уверенно себя чувствует в обычных джинсах из масс-маркета? И как, к примеру, девушка из провинциального городка всеми силами пытается в своем инстаграм-профиле убедить всех в люксовом уровне своей жизни. Макар Девушкин, конечно же, в инстаграмах не сидел, но крайне болезненно переживал, какое мнение о нем сложится даже у случайных прохожих.

Я не для себя и тужу, не для себя и страдаю; по мне всё равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и всё вынесу, мне ничего; человек-то я простой, маленький, — но что люди скажут?

И раз уж всплыл у меня в памяти пресловутый инстаграм, поделюсь еще одним умозаключением главного героя об отношениях между людьми в обществе. Мне кажется, с нынешними соц.сетями и повальной показухой в них вот прям точнее и не скажешь. Напоминаю, что писалось это в 40-е годы 19-го века.

Так после этого и жить себе смирно нельзя, в уголочке своем, — каков уж он там ни есть, — жить воды не замутя, по пословице, никого не трогая, зная страх божий да себя самого, чтобы и тебя не затронули, чтобы и в твою конуру не пробрались да не подсмотрели — что, дескать, как ты себе там по-домашнему, что вот есть ли, например, у тебя жилетка хорошая, водится ли у тебя что следует из нижнего платья; есть ли сапоги, да и чем подбиты они; что ешь, что пьешь, что переписываешь?

Так и тянулись многие годы жизни Макара Алексеевича и тянулись бы и Варварины годы, но тут случилось одно событие и их стройный слезливый унисон голосов оборвался. Спойлерить не буду, однако настоятельно посоветую прочитать это произведение, определенно, достойная вещь.

Несмотря на мое непринятие мыслей и жизненной позиции героев, читала я этот роман с интересом и удовольствием. Интересный взгляд на человеческую природу, актуальный и по сей день, хорошо выписана психология и персонажи (вот каждого словно видишь воочию), от некоторых моментов прям щемит сердце и пробирает до костей. Так мне больше всего запомнились рассказы о студенте Покровском и его отце и рассказ Макара Алексеевича о ситуации, когда его вызвали «на ковер» к начальству, а у него с последней нитки сорвалась пуговица с рубахи и он неловко, ужасно стыдясь и коря себя пытался эту пуговицу поймать по всему кабинету. Такие мелочи, а написано так, что не проникнуться невозможно.

Оценила я и «говорящие» фамилии персонажей романа. Ведь не просто так у главного героя, такого мягкого, скромного, незаметного и податливого, фамилия Девушкин, а у другого напористого, амбициозного и целеустремленного персонажа фамилия Быков. В общем, за образность еще один плюсик в пользу этого романа.

Я не знаю, какие мысли и посылы закладывал в этот роман сам Достоевский, да и не хотела я перед написанием этого отзыва «смазать» свои впечатления и умозаключения чужими мыслями. Но как же было бы любопытно узнать у самого Достоевского, жалел ли он этих бедных людей? И какую все-таки бедность он имел в виду?

Буду рада обсудить в комментариях мысли читавших или что-то слышавших об этом произведении. Да и просто мысли всех заглянувших на огонек радуют и интересуют.

Достоинства
  • Атмосферно
  • Без лишних отступлений
  • Сильный
olga.andrenkoрекомендует
Читать все отзывы 23
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Читала это произведение. Тоже подумала, что надо что-то делать героеям, а не просто переживать...
23.12.2020
Ну хоть я не одна такая))))
23.12.2020
Не читала, добавляю в закладки для прочтения на новогодних каникулах ! Нравятся ваши отзывы!
23.12.2020
Благодарю вас!
Даже на каникулах этот роман много времени не займет. Попробуйте почитать Wink
Не читала это произведение)
Очень нравятся Ваши отзывы.
Достоевского читаю только когда начинает подкрадываться депрессия. Почитаю Федора Михайловича и думаю: "А не все так плохо в моей жизни".
23.12.2020
Спасибо вам, очень радуют всегда такие комментарии. А на меня пока Федор Михайлович особо депрессивного эффекта не оказывает - я бы ему еще могла жизненных ужасов на заметку подбросить Big smile
Это точно. Laughing out loud
23.12.2020
Я с Вами!))) В том плане, что Фёдор Михайлович совершенно не охвачен. И да, только "Преступление и наказание", прочитанное запоем (а как возможно иначе с психологическим детективом?) в школе с твердым обещанием самой себе обязательно вернуться к Достоевскому "когда закончится вот это вот все!". Стыдно, больно, буду исправляться))). Спасибо за отзыв!
23.12.2020
Да ладно вам! Стыдно. Стыдно, когда ни о чем понятия не имеют и не стремятся подтягивать свой уровень.
А мы еще осилим наследие Федора Михайловича Wink
Вам тоже спасибо, что читаете и даже отписываетесь))))
28.12.2020
Да, согласна, бедность бедности рознь. И бедность духа куда безнадежней финансовой несостоятельности...
Описание домов, где живут эти самые "бедные люди", у Достоевского просто ужасающее... но, пожалуй, петербургские дома у Гоголя еще хуже. Но пару лет назад я попала в такой вот коммунальный дом у нас в Харькове, в центре города... и поняла, что никуда эта бедность духа не делась. Грязь, раздолбанность, какая-то равнодушная ничейность... и почти с гордостью: "Я пятьдесят лет купаюсь в тазике!" Я была просто в шоке...
28.12.2020
Ишь ты, а я как раз недавно прикупила сборник Гоголевских "Петербургских повестей". Думала окунуться как-нибудь в любимый питерский колорит. А теперь насторожилась от вашего сообщения.
А по поводу наших харьковских коммуналок.....не о районе Пушкинской ли речь случайно? Wink
28.12.2020
Почти - начало Сумской. Думаю, идея везде одна и та же: жлобство и безразличие. "Чего это я должен белить эту кухню!" - и так и живут полстолетия с чёрными (буквально!) потолками...
28.12.2020
Признаюсь (краснея и опуская глаза), что "Братьев Карамазовых" я не осилила, хотя честно пыталась. "Преступление и наказание" прочитала с удовольствием, а вот "Идиот" вызвал очень противоречивые чувства: роман, писавшийся частями к определенным срокам, и получился каким-то "кусочно-непрерывным", как говорят математики. Ей-богу, фильм с Евгением Мироновым лучше! Smile
28.12.2020
Я видела экранизацию с Мироновым, Вележевой и др. еще в раннем подростковом возрасте, но тогда предсказуемо ничего не поняла))))
Поэтому Достоевский для меня еще пока абсолютно не раскрыт. Почему-то интуитивно тянусь к Карамазовым, мне кажется, много почерпну оттуда.
28.12.2020
Пусть вам понравится! Не зря же именно этим романом измеряется "уровень образованности". Smile
29.12.2020
Почему мы называем писателя классиком? Да потому, что его произведения как были актуальны на момент написания, так актуальны и по сей день.👍
29.12.2020
Да, удивительное было умение у людей тех поколений...
02.01.2021
Приятно было прочесть Ваше мнение,глубокое и разумное.
02.01.2021
Благодарю вас! Innocent
12.01.2021
А я вот как раз Достоевского много читала и ценю его выше всех остальных классиков. У него очень сложная и насыщенная проза, после него все остальные кажутся слишком простыми) Самое интересное произведение для меня - "Бесы", от него я в полном восторге.
"Бедных людей" тоже читала. Эти грязные лестницы и липкие столы у Достоевского везде фигурируют...Ну и речь Макара Девушкина меня несколько коробила, слащавая слишком...вначале и не понятно, положительный он герой или отрицательный, исходя из речи. А потом жаль его было. Ну, маленький, слабый человек, но безобидный же. Таких всегда жалею, в отличие от тех, кто слаб, но не прочь пнуть того, кто еще слабее.
Вижу, в книге еще и "Белые ночи" есть - тоже интересное, трогательное произведение. Особенно мне начало понравилось, где стеснительный молодой человек свою жизнь описывает. Прямо напомнило мне меня саму в молодости.
12.01.2021
Меня сейчас прямо физически потянуло к его "Братьям Карамазовым" - два дня уж с большим интересом и удовольствием читаю. Рада, что потенциально будет с кем здесь обменяться мыслями. Хоть и отговаривали меня за него браться на таком, мягко говоря, жестком жизненном этапе, но мне так хочется глубокого и откровенного "диалога". Пусть и посредством чтения.
Да....мне тоже жаль Макара Алексеевича было. Особенно в момент, когда он пуговку ловил в кабинете начальства перед самым главным. Даже как-то физически щемить стало.
"Бесов" я в университетские годы пробовала слушать в аудиоварианте, но как-то запуталась, потеряла мысль и отложила этот труд. Думаю, еще вернусь к ним.
Так как Братья Карамазовы - последний роман Фёдора Михайловича, лучше к нему подбираться постепенно, в хронологии: Бедные люди>Подросток>Преступление и наказание>Униженные и оскорбленные>Идиот>Бесы>Братья Карамазовы, ибо будет виден сильный контраст, как будто писали 2 разных человека. И в голове все это не уляжется.

В романах Достоевского всегда каждый находит что-то свое, и вы - не исключение. И герои у него всегда такие, на самом дне, прототипы самого писателя и его знакомых, он же никогда не был богат. Кстати, для него духовное богатство чаще всего заключалась в вере в Бога, соответственно из этого вытекали - сопереживание, поддержка, жалость, как вы написали, он не считал это слабостью, наоборот, для него именно такие чувства - путь к свету. И герои Бедных людей, как мне показалось, не принижают себя нисколько, они просто скромные, без амбиций, да, ну и что? Бывает)
А все-таки главная мысль романа, что к богатым людям (финансово) обращение лучше, нежели к бедным, и это вечная проблема. Если у тебя нет денег - ты никому не нужен. Или же нужен, но плати натурой. За все надо платить. Эта мысль проносится через весь роман. Вот и все. Все намного проще, чем вы думаете)
26.01.2021
Обожаю такие развернутые и обстоятельные комментарии.
К сожалению, вашего совета я уже не смогу придержаться - я ко второй половине 2го тома Карамазовых приблизилась уже. Очень нравится. Обязательно здесь расскажу о впечатлениях. Не знаю уж насколько пойму, но уж как смогу))) надеюсь, что хоть как-то да уляжется.

По поводу духовного богатства совершенно согласна, да вот показалось мне, что описанием быта этих духовных персонажей он доносит мысль, что не духовностью единой. Мало все-таки этого для проживания в обществе. И жалость - это не слабость когда она в меру. А вот когда на каждый шаг твой слезы горемычные льют и причитают, уж действительно унизительно. Здесь я остаюсь при своей мысли. И сравнивая себя даже с прохожими, выдумывая косые взгляды на них там, где и взглядов-то этих скорей всего не было, да, они самостоятельно себя принижают. А против простых скромных людей я тоже ничего против не имею. С ними легко.
Ну а об отношении в зависимости от финансового положения - так это всегда было. Мне кажется, Достоевский уж точно копнул бы глубже, чем взял мысль, лежащую на поверхности. И тут еще момент, люди хорошо считывают твое собственное отношение к самому себе и относятся соответствующе. Знаю примеры очень скромных по достатку личностей, которых уважали окружающие даже более обеспеченные. Потому что в этих людях чувствовалась самодостаточность. А у Макара Алексеевича этого как раз не было. Так что тут спорный вопрос.
03.02.2021
прочитала ваш заголовок и осознала, что именно поэтому никогда и не хотела его читать - по причине того, что не хочу впадать в жалость, уныние, и безысходность. Хотя действительно - мастерство описания характеров у Достоевского на каком-то мистическом уровне, и это актуально и наверное никогда не перестанет быть актуальным...
03.02.2021
Вы знаете, как раз чувства уныния, которым меня все так "пугали" у Достоевского, я и не ощутила. Сейчас я на финишной прямой "Братьев Карамазовых" и у меня скорее ощущение глубокого откровенного разговора с понимающим меня человеком о том, в чем не принято сознаваться и о чем не принято говорить. Какой-то даже терапевтический эффект. Без натужных толстовских поучений. Мой автор. Определенно.
13.02.2021
Я прочитала почти всего Достоевского и считаю, что как раз таки он бедных людей жалел, он и во всем мире известен, как гуманист. А вам не жалко, потому что вы современный человек, сейчас пропагандируется культ успеха и силы, упомянутые вами коучи продают идею, что каждый человек сам вершит свою судьбу и во многом это провильно, но в современном мире. Почитайте о современников Достоевского, об элементарном быте бедняков, о социальных лифтах. Если у вас конечно есть интерес их понять, ну а осуждать легко
13.02.2021
Вы извлекли из текста лишь то, что хотели увидеть и с легкостью поставили диагноз "по аватарке". Убеждать в чем-то вас не буду. Рада, что вы прочли всего Достоевского.👍👍👍
13.02.2021
Ни в коем случае не ставлю диагнозы, просто интересуюсь социологией, конечно, все что я пишу просто моё мнение. Кстати сам Достоевский гуманист тоже не сам по себе, такие идеи были весьма популярны в то время, богачи любили в роскошных гостиных поговорить о нелёгкой судьбе мужика. Была эпоха модерна, когда человек в культуре был на первом месте, сейчас постмодерн, и все человек со своими переживаниями только смешит и раздражает, а жалости не вызывает, потому как не осталось ничего серьёзного и настоящего
13.02.2021
Насколько я знаю, Достоевского нельзя назвать обеспеченным человеком, поэтому вряд ли он руководствовался исключительно модными дискуссиями и тенденциями того времени. Но я только планирую знакомиться с его биографией, так что еще вникну в эти факты.
13.02.2021
Ждала, как вы ответите на этот явно несправедливый комментарий "с претензией". Браво, Ольга!
23.04.2021
Макар снимал приличное чистое жильё. Одевался нормально и т.п. Но потом ему пришлось помогать в беде Варе - дальней родственнице и он переехал в худую дешёвую квартиру. То есть, с этого времени его заработок шел на Варю. А на себя он оставлял совсем малую часть. Одну квартиру оплачивать или две - есть разница? Даже продал свой мундир и т.д.
23.04.2021
Хорошо, допустим.
Но Варвара-то могла хотя бы попытаться облегчить финансовые тяготы себе и ему? Хотя бы попробовать, хотя бы намерение такое выработать. Нет же. В унисон жалели друг друга и сопли лили.
24.04.2021
Варя постоянно шила и вышивала ковры шёлком (когда не болела) - об этом в её письмах. Работа кропотливая и низкооплачиваемая, садятся глаза. Предлагали ей "гувернанткой на выезд" - побоялась ехать - молодая, красивая и без защиты совсем. Вспомните картину Перова "Приезд гувернантки в купеческий дом".
26.11.2021
Интересная рецензия, я бы добавила, бедные люди на свободу. Они бедны на свободу, а богатым человеком я считаю человека свободным внутри себя. Макар сравнивал себя с Диогеном, когда подошва оторвалась от сапогов. Но помня из философии нрав и внутреннюю свободу Диогена, который сказала Македонскому (когда тот подошел к его бочке) "Отойди, ты мне застлишь солнце", Макару конечно до Диогена далековато. Бедные и на образование (много эпизодов о книгах, о их недоступности, что говорить об образовании). И конечно управлять такими людьми очень легко, пришел Быков и взял Варвару. Меня еще умилило последние сцены, когда Варя распоряжалась расшить свои платья особым способам. Бедные люди стесняются своей нищеты, это Достоевский еще подметил в "ПИН"- когда Родион отдал деньги на похороны Мармеладова, и стол был накрыт на все имеющиеся средства, гулять так гулять... А вообще произведение понравилось. И по сей день не каждый скажет, что он внутренне свободен. Я таким похвастаться не могу и поэтому в этом я бедна.
26.11.2021
Очень правильное наблюдение. Да, в вопросе внутренней свободы персонажи не просто бедны, а по рукам и ногам связаны неуверенностью и боязнью мнения окружающих. Да, это та "гордость бедных", которая была у Катерины Ивановны. Бессмысленная и беспощадная.
Но именно у вас есть возможность ее побороть - привыкните к мысли, что по большому счету всем плевать на всё и на всех. Да и у с виду благополучных тоже в жизни дофига косяков/проигрышей/страхов/недостатков, так что они ничем не лучше вас. А, значит, чего бояться их мнения?
Другие отзывы
Читать все отзывы 23
Смотрите также