Эту книгу я перечитывала много раз. Нашла ее в библиотеке бабушки и не могла оторваться. История бразильянки Елены Валеро, записанная Этторе Биокка о том, как на ее семью напали местные индейцы яноама, и как она в возрасте 11 лет попала в плен, а затем провела среди аборигенов около 20 лет своей жизни.
О чем история яноама
Книга захватывает не только тем, что это не художественный вымысел. Она написана не путешественником, который побывал в гостях у индейцев и описал увиденное. Это описание быта, традиций, сложных межплеменных отношений от женщины, которая росла, взрослела среди этих людей, была несколько раз выдана замуж, рожала детей вдали от цивилизации и выживала самостоятельно в джунглях, спасая свою жизнь как от соплеменников, угрожавших ее убить, так и от ягуаров, змей и других опасностей диких земель.
Книга состоит из трех частей:
- В первой Напаньума, как ее назвали индейцы, еще совсем девочка. Здесь она рассказывает о знакомстве с традициями своих новых соплеменников.
- Во второй она становится женой Фузиве – тушауа (вождя) племени намоетери.
- В третьей Елена рассказывает о нелегкой доле вдов и своем очередном замужестве.
Описание быта яноама
Книга была издана в 1965 году. Тогда, как указано в предисловии, в диких землях Амазонии между Бразилией и Венесуэлой, здесь проживало около 15 000 человек яноама.
Это целая группа племен, в которую входят:
- саматари;
- намоетери;
- гнаминаветери;
- кохорошиветари;
- инамоветари;
- караветари;
- хекураветиари.
И еще многие другие племена, которые упоминаются в книге. Сейчас их население составляет около 35 тыс. человек.
Племена строят в джунглях шапуно – небольшие поселения с круглой площадкой, окруженной простыми хижинами, накрытыми пальмовыми листьями, а за ними – плотным частоколом.
У индейцев довольно однообразная, но вместе с тем интересная и тяжелая жизнь. Они выращивают табак, хлопок, банановые плантации. Женщины собирают в лесу плоды пупунье, мед. Мужчины охотятся на попугаев, обезьян, тапиров. В рационе индейцев есть даже анаконды, броненосцы, муравейники, личинки, речной ил и многие другие «деликатесы». Очень интересно описано, как происходит приготовление пищи.
Но все эти яства доступны не каждому племени. Те, что послабее, питаются в основном горькими кореньями. А более сильные племена добывают мясо и вкусные сочные плоды. Есть интересный момент в книге, где одно племя напало на другое, захватило их женщин и вело в свое шапуно. Но нескольким пленницам удалось бежать:
… старухи караветари стали кричать им вслед: «Беги, беги, дуреха. Снова будешь есть горькие коренья и гнилые плоды. Остались бы с нами, если бы пупунье и бананы».
Праздники яноама
У яноама не только свои представления о богатстве, но и о красоте. Мужчины и женщины зачем-то бреют себе макушку. Когда племена приходят друг к другу в гости, они не наряжаются в красивые наряды. Вместо этого они:
- разрисовывают свое тело краской уруку красного и черного цвета, делают на коже красивые тонкие волнистые линии;
- продевают тонкие палочки в нос, уши, уголки рта, нижнюю губу тонкие палочки;
- женщины украшают себя перьями, помпонами, кисточками, если они у них есть;
- мужчины повязывают вокруг головы хвосты обезьян.
«Одна молодая женщина хасубуетери продырявила мне уголки рта. Она воткнула в кожу две колючки пальмы пашиуба, разломила их надвое, оставив маленький кусочек колючки в коже. К счастью, лицо мое не воспалилось… Когда боль прошла, мне проткнули деревянной иглой нижнюю губу, на этот раз губа очень сильно вздулась».
В гости они берут с собой подарки или какой-то «товар» на обмен. Это могут быть гамаки, глиняная посуда или мачете, которые им принесли «белые».
На праздниках они курят эпену – одурманивающее растение. Дым вдуваю друг другу в ноздри через длинную палку. А затем устраивают поединки.
Иногда индейцы посылают гонцов в соседние племена и приглашают их в гости. Например, когда собран большой урожай или на реахо – это своеобразные индейские поминки. Хотя нередко такие приглашения – лишь уловка для того, чтобы заманить своих соседей в ловушки, напасть на них и захватить в плен чужих женщин.
«Политика» и «дипломатия» яноама
У разных племен разная численность «граждан». Где-то живет всего несколько десятков индейцев. А шапуно, в котором проживает около 100 человек, считается большим.
Иногда племена объединяются и живут вместе. Хотя нередко ссорятся и разъезжаются. Потом мирятся. Но могут объединиться с другими и нападать на врагов – своих прежних соседей и соплеменников.
Самыми сильными, храбрыми и воинственными считают саматари. Намоетери тоже было сильным племенем.
Если воин убил врага, он становится ваитери, его уважают. Но он все равно искупает свой грех убийства. Постится, налагает на себя и другие ограничения. Продевает в уши черные траурные палочки. Не исключено, что родственники погибшего будут искать отмщения.
У индейцев есть свои представления о чести и доблести воина. Они не убивают женщин, детей, стариков и старух. Но этого кодекса чести придерживаются не все племена. Пленных женщин уводят в свои шапуно и они становятся их женами. Мужчины заводят себе много жен, могут отдавать их другим. Но нельзя сказать, что женщины там совсем бесправны. Замужняя дама знает, что муж принесет с охоты добычу и накормит семью. Хотя не все мужчины становятся заботливыми мужьями.
Побеги Напаньумы
Еще девочкой Елена думала о том, чтобы сбежать от индейцев и вернуться к «белым». Но племена очень часто переходят жить из одного места в другое. И след дома затерялся где-то очень далеко. А выжить одному в джунглях нелегко.
Хотя пожив с индейцами какое-то время и освоив их бытовые «премудрости», Елена уже могла и сама о себе позаботиться в лесу.
«Когда мне не удавалось добыть плодов, я ела муравьев. Клала их в листья и съедала. В лесу живет муравей, который строит свой домик-муравейник на растениях. Я начинала сильно дуть на него, и когда муравьи убегали, я отламывала кусок домика-муравейника и съедала. По вкусу он был похож на муку из маниоки».
Несколько раз ей приходилось убегать из своего племени и жить в лесу. Как выяснилось, индейцы страшные сплетники. Они могли наговаривать и клеветать друг на друга, стоить козни. Или ссоры возникали из-за недопонимания. Из-за одного такого наговора девочке пришлось спасаться бегством от своих новых «соплеменников».
Индейцы охотятся при помощи отравленных стрел. Одна из таких однажды ранила и Напаньуму. Но беглянка сумела вытащить осколок, и потом долгие дни лечилась, скрываясь в джунглях.
«В лесу водилось много раков и крабов. Вначале я попробовала ловить крабов голыми руками, но они больно кусались. Тогда я научилась загонять их на большие листья и потом убивала. У них оказалось сладкое мясо, и я ела их сырыми. Раков я есть не могла: у них был очень неприятный запах».
Был случай, когда она прожила в лесу одна несколько месяцев. Спала на дереве, спасаясь от ягуара. Ловила рыбу. Какое-то время жила в пустом заброшенном шапуно. Хорошо, что при побеге ей удалось прихватить с собой головешку, и она могла готовить свои скромные пожитки на огне и греться у костра ночами. Но когда дождь потушил огонь, спустя какое-то время она очень устала бороться за выживание самостоятельно и вернулась к индейцам.
«Однажды, когда я сосала плод дикого какао, я услышала поблизости треск веток и подумала, что это люди. Но это был ягуар. Увидев меня, он сердито зарычал, я бросилась наутек, ягуар меня не преследовал. Помнится, когда остановилась, чтобы перевести дух, на меня, высуну язык, уставилась маленькая змея».
Однажды ей наконец удалось убежать к белым. К тому времени у нее уже было четверо детей. Сложно сказать, что после этого ее жизнь наладилась. Как оказалось, в лесу жилось намного проще. А условности цивилизации время от времени даже заставляли голодать.
Очень интересно было почитать, как живут люди без электричества, интернета, канализации и прочих благ цивилизации. Женщины рожают в лесу – сами, без повитух, акушеров, докторов. В джунглях нет книг, зато у индейцев богатый фольклор, в котором отражены свои представления о прошлом и будущем, верования, предрассудки и суеверия. Думаю, книга будет интересна многим. Я перечитывала ее несколько раз и каждый раз мне было интересно читать как описания приключений девочки, так и сравнивать нашу цивилизованную жизнь с почти первобытным строем яноама.
Отзывы на другие любимые книги: