Режиссер фильма пытаются извлечь полноценный сюжет для стаминутного фильма из забавной и абсурдной ситуации, связанной с тем, что человек берет на себя вину за преступление, которого не совершал. И делает это осознанно и из небескорыстных побуждений.
Преступление может принести пользу. Но если оно раскрыто, то преступники редко оказываются среди тех, кто извлек из него выгоду. Но преступление делает преступника известным широкой публике, а есть профессии, успех в которой зависит от такой известности – адвокаты, журналисты, прежде всего актеры. И если наказание минимально, а приобретенная в результате преступления популярность значительна, то такое преступление может оказаться выгодным. А выгодное дело могут попытаться отжать, присвоив себе преступление, которое имеет такие ощутимые плюсы.
При всей занятности подобной истории, ее мало для сюжета полнометражного фильма. Франсуа Озон пытается использовать в качестве второй темы неравенство прав женщин, борьбу женщин за свои права, стеб над перегибами в такой борьбе. С одной стороны, лишенные возможности полноценно защищаться законным путем вынуждены прибегать к незаконным методам защиты своих прав. Но при этом сложно оставаться в границах соразмерности и разумности. В фильме есть несколько неплохих шуток на эту тему, но целом эта тема не сыграла.
Американцы при использовании подобного сюжета обязательно бы замкнули действие в концовке, показав, что настоящий преступник и мнимый обо всем договорились заранее и действовали сообща. В данном случае это бы объяснило, почему исполнители главных ролей не живут на экране, а играют роли, прибегая к избыточной мимике и экспрессии. Причем делают это и молодые актеры, и такие звезды как Изабель Юппер. Возможно это часть стилизации под предвоенную Европу и ее кино. Но скорее всего актеры пытаются заполнить дыры и провисания в простоватом сюжете при помощи подобных этюдов актерского мастерства.
По мне это не пошло на пользу фильма. Но мой взгляд, в качестве дополнительной темы в фильме вполне могло бы быть использовано легкое морализаторство. Ведь убивать вообще-то нехорошо, а в фильме про это нет ни одного слова, да и проблема вынесенная мной в заглавие вполне достойна внимания. Я не увидел в фильме попыток рассмотреть присвоение чужого преступления в качестве самостоятельного преступления, за которое должно бы последовать что-то вроде наказания, хотя бы ради сохранения баланса справедливости в обществе.
Но авторы фильма пошли своим путем, в результате у них получилось легкое развлекательное кино, которое мне показалось уж слишком незатейливым.