Приветствую всех любителей кино 🎬
Давно слышу восторженные отзывы о фильме "Благословите женщину", думаю, в первую очередь из-за стремительно набирающей обороты популярности Светланы Ходченковой. К слову, сказать, это первый и пока последний фильм, который я посмотрела с ее участием. Что могу сказать, смотреть на нее хочется: она красива и естественна, говорят, что в этом фильме она с пышными формами, а по мне так вообще нет, она идеальна, в некоторых местах я бы даже прибавила, манерой мимики и речи где-то напомнила игру актрисы Полины Пушкарук ("Жизнь и судьба", "Я не вернусь", "Тихий Дон"). О чем этот фильм и стоит ли его смотреть, высказываю мнение в этом отзыве.
Итак, немного о сюжете:
Её звали Вера, а его – Александр Иванович Ларичев. Она – белокурая красавица, он – командир Красной Армии, орденоносец. Ей нет еще и восемнадцати, а ему уже за тридцать. Она пока не знает, что такое любовь, а он уже успел развестись. Четко и быстро, по-военному, Александр делает предложение Верочке.
Они случайно встретились на берегу моря в прекрасном южном городке, где 17-летняя Вера беззаботно жила со своей семьей. Всего одного мига и пары дежурных фраз хватило ей, чтобы влюбиться в него и твердо решить, что он ее принц, что она с ним навсегда и пойдет хоть на край света. А он практически сразу спросил, поедет ли она с ним, пообещав приехать за ней через 3 недели.
Очень в тему песня, которую поет Вера (Светлана Ходченкова) в начале фильма, за несколько минут до встречи со своим офицером:
Вспыхнуло утро,
Румянятся воды.
Над озером быстрая чайка летит .
Ей много простора и много свободы.
Луч солнца у чайки
Крыло серебрит
Что это, выстрел?
Нет чайки прелестной...
Она, трепеща,
Умерла в камышах
Шутя, ее ранил
Охотник известный
Не глядя на жертву
Он скрылся...
И ведь забрал же, сдержал обещание. И она поехала. В нелегкое совместное путешествие длиной в 17 лет...
Все так хорошо начиналось романтика: Москва, цветы, мороженное, новые туфли и впечатления. Ведь влюбленность и юность не знают расчета и даже здравого смысла, они всегда в омут с головой. Но есть одно но, он служивый человек, который сегодня здесь завтра там и он верит, что служба это его все, а все остальное- это не важно.
Она готова для него на все, буквально целует ему руки, а Он отдергивает ее с оговоркой на то, что подумают же люди.
Потом из Москвы она попадает в самую глушь, в военную часть на границе с Монголией. Ее встречают неприветливая степь и новый дом-избушка.
В которой надо самостоятельно разместиться, ведь муж как только слез с коней сразу же побежал в штаб, бросив 17-ти летней жене дежурную фразу:
Располагайся. Я - в штаб.
К слову сказать, эту фразу она будет слышать по прибытию в каждый город назначения ее мужа...
Дальше больше он возвращается из штаба и для Веры случается еще один шок, который немного приспускает ее на землю:
- Ну, жена, подавай обед.
Обед? Какой обед?
- У тебя что, нет обеда?
- Нет, а как же я его могла приготовить? Ни продуктов, ни посуды.
Верочка. Ты молодая, неопытная, жила с мамой, я тебя не осуждаю. Но постарайся запомнить раз и навсегда то, что я тебе скажу. Обязанность мужа - служить и приносить домой деньги. Обязанность жены - вести дом. Если не хватает чего-то - придумай где взять. У каждого из нас есть свои права. Мое право, придя со службы -увидеть лицо жены без следов слез. - Признавайся, плакала сегодня?
- Да.
Это твое дело. Можешь плакать где угодно и сколько угодно, но как только я вернулся домой, ты должна быть умыта, свежа и весела. Понимаешь?
Шунечка, я больше не буду плакать. Никогда.
Это не все. Мое право мужа, вернувшись домой, - сесть и пообедать. - Усвоила? - Усвоила.
И мне абсолютно все равно, из чего ты сделаешь обед, но обед в этом доме должен быть каждый день, независимо от тревог, учений и даже войны. Это - мое право. Поняла?
Поняла. Шунечка, я только одного понять не могу свои права ты перечислил, а где же мои права?
У тебя одно право. Быть любимой. - Или тебе этого мало?
- Нет, не мало.
И ведь она стойко сносит тяготы женской доли жены сурового офицера, весь дом на ней, у нее всегда прибрано, она шьет, прекрасно готовит и располагает к себе людей вокруг
Сама колит дрова, топит печь, носит воду, забивает гвозди.
Нежданно у нее появляется задача взять на воспитание его сына от первого брака, с чем она прекрасно и с удовольствием справляется, ребенок почти считает Веру своей мамой. А Вера его своим сыном, ведь своего ребенка у них не вышло, ОН сказал, что ребенка не будет и она покорно сделала аборт. Но ОН дважды лишает ее возможности стать матерью...
А потом ОН не дает ей стать матерью детей своей лучшей подруги, исправит ли она когда-либо это и узнает ли радость материнства? Ведь в ней столько нереализованной материнской теплоты...Ответы узнаете из фильма "Благословите женщину".
Все его сослуживцы очень хорошо относятся к Вере
Товарищ Сталин учит - кадры решают все! И не только в армии, но и на домашнем фронте. А служба тыла в армии - великая сила! За вашу супругу, Александр Иванович! - За ваш дом!
Но сам ОН воспринимает ее как должное, за 17 лет совместной жизни она не слышит от него ни одного доброго слова. Но однажды он разочаруется во всем, во что свято верил и кому служил почти 40 лет своей жизни , и вспомнит о том, что только она всегда была с ним, но не будет ли уже слишком поздно?
Но однажды она расцветет и скажет:
"Влюблена, в первый раз в жизни!". А про любовь к мужу говорит: "Да, но это не так было. Я Шунечку полюбила как девчонка, любила, как солдатик подчинённый, а здесь - равенство, простота, доверие. Кажется, что знаю его вечно. Страшно, могла бы умереть не узнав"...
и услышит:
Помните, что сказал Пьер Безухов Наташе Ростовой? Если бы я был не я, был бы молод, умен, красив и был бы свободен я бы сию же минуту, не задумываясь, просил бы руки и любви вашей.
Также в фильме имеется политический подтекст, характерных для времен Сталинской эпохи.
Репрессии среди военной элиты, офицерского и рядового состава, когда лучшие кадры, которые вроде бы решают все, вдруг оказываются врагами народа:
Ты в эту брехню тоже веришь?
Не понял, товарищ комдив.
А вот дай-ка мне сегодняшнюю "Красную Звезду". Вот. Из пяти маршалов осталось двое. Из пяти командармов - ни одного. А вот теперь читай. Полковнику Авилову присвоить звание комдива. Комдива Астахова - сразу в командармы. И вот так на трех полосах. В каждом номере.
Усиливаем командный состав.
Дыры латаем! Шпаной. Опытные, преданные Отечеству офицеры - враги народа, а на их место - карьеристов и неучей. Они что, Отечество будут защищать? Свои шпалы и ромбы - вот что они будут защищать. Больно на это смотреть, Ларичев. А глаза закрывать я не умею.
А вы не боитесь, что я буду обязан доложить о нашем разговоре?
Уже не боюсь. Просто хочу, чтоб ты встретил неизбежную войну с ясными мозгами.
Во всем цвете по СССР идет эпоха доносов друг на друга и плевать эти стукачи хотели на своих товарищей, гибнувших с их помощью, ведь они готовят места под ордена:
Глупо. Бездарно все. Отцы - командиры. Шпана. Дырки себе кололи под ордена, а солдатам совсем другие дырки достались. Ларичев драпал от противника. От каких -то финнов. Первый раз в жизни. Целый полк у нас положили. Свои же. Из миномета.
Офицеры все дружно за застольем лихо исполняют песню:
Если завтра война,если враг нападет,
Если темная сила нагрянет,
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет
Эти самые стукачи тоже эту песню исполняют, главный из них самый бравада. И действительно, если не встал бы простой народ за страну не видать нам победы, с такими чистками лучших кадров...
Итак, о чем же все-таки этот фильм?
По-моему фильм "Благословите женщину" не о том, что главная героиня безропотная жертва тирана-мужа, которому она все никак не может дать отпор. Он больше от том, что быть женщиной- это некое всесилие, она - некий надежный и размашистый баобаб. В любых условиях и не смотря на обстоятельства, она всегда остается женщиной, с радостью готовой стать матерью даже не своим детям, все стерпеть и все перенести и до последнего верить, что это ее предназначение и что другой жизни у нее нет и не может быть. Но вместе с тем, потеряв практически все и будто бы снова родившись, она заживет новой жизнью и улыбка не будет сходить с ее лица.
В наше время люди больше эгоистичны и думают о себе, но в те времена благодаря таким женщинам, подобных героине фильма, выживали осиротевшие дети, что потеряли родителей на безжалостной войне, такие женщины не щадили себя и растили и своих и "чужих" и я верю, что за это им воздастся. Героиня фильма слишком, конечно, безропотная вышла, согласилась убить зачатого ребенка, во всем ему потакала этому своему неблагодарному мужу. Но это ее жизнь, быть может, ее немного оправдывает юность, совсем же зеленая девчонка, только только из под маминого крыла и этот мужчина ее первая влюбленность, а юность, думает, что любовь - это навсегда, а потом часто повзрослев и понабив шишек понимает, что вовсе не любовь это была. Так что я не осуждаю героиню, ведь это ее жизнь, и каждый волен распоряжаться ею по-своему.
Я рекомендую фильм к просмотру, но только полную версию, в краткой все скомкано и молниеносно и не всегда понятно, как что вышло. Фильм хороший.
Отзывы на крайне достойные фильмы и книги, в которых затрагиваются темы военного времени:
Иваново детство
Архипелаг ГУЛАГ
Жизнь и судьба
Исаев