Всех приветствую. Я никогда не была фанатом Формулы-1, но у нас в доме есть весьма внушительная энциклопедия на эту тему, иногда смотрю с мужем гонки и безусловно - просмотр кинофильмов на данную тему.
Когда я увидела эту книгу, то решила разнообразить чтиво детективов чем-то автобиографичным.
Аннотация к книге:
Гюнтер Штайнер — один из старожилов автоспорта, но широкой публике он стал по-настоящему известен благодаря сериалу Drive to Survive. На протяжении сезона-2022 Штайнер в своем неповторимом стиле — откровенно, эмоционально и с юмором — вел дневник — и написал уникальную книгу, которая немедленно стала бестселлером Sunday Times.
✔️ Издательство: АСТ
✔️ Количество страниц: 336
✔️ Цена: в среднем 800 рублей
✔️ Бумага офсетная 60/65
✔️ Год издания: 2024
✔️ Размер: книги: 149 х 222 x 20.28 мм
✔️ Где купить: Озон, Читай-город, Лабиринт, Буквоед, wildberries, на сайте издательства АСТ - ссылка тут
✔️ Оформление
Книга имеет стандартный размер, удобно помещается в сумочке или рюкзаке небольших габаритов.
Поверхность матовая, лучше избегать царапин, поскольку они портят эстетику, но моя путешествовала со мной часто и не получила существенных повреждений.
Бумага плотная, о которую не порежешь палец, но при этом довольно легко перелистнуть.
Шрифт крупный, нет необходимости приближать близко к лицу, печать четкая, но при этом не особо просвечивает через лист с обратной стороны.
Главы поделены под названиями: предподготовка, летняя пауза и прочее, при этом есть внутреннее разделение по датам и местам где он находился в момент написания.
Впечатление.
Я понимаю, что это мужчина, гонщик, а они на мате зачастую разговаривают, но по всей видимости его речь полностью передается, чтобы проникнуться его прямолинейностью, но увы, я не оценила. Да, он считается легендой Формулы - 1, с ним считаются, его уважают, с его слов он не матерится при детях, но это в любом случае литература, которую считают бестселлером Sunday Times.
Обосрались, [ой]во, Твою мать, Дрочила, насрать.
Эти слова встречаются в книге наиболее часто и активно, отчего лично по моему мнению выше 4ки поставить ей трудно.
При этом сам гонщик обосновывает свою позицию следующим образом:
"Я научился говорить по-английски в раллийной команде, а в ралли, черт возьми, ты не ругаешься матом - ты на нем разговариваешь."
В этот момент я поняла, что, собственно, механики любители машин не имеют различий в национальности 🤣
Книга написана гонщиком, а также руководителем команды Haas Гюнтером Штайнером. Причем это не история всей его жизни, а всего 1 год. Причем взят довольно трудный - пост ковидный.
Автор размышляет и с унынием рассказывает как повлияла эпидемия и ограничения на введение в эксплуатацию новых машин, тест-драйвов, работы в команде.
Он рассказывает и о временах общения Ники Лаудой, куда ж без него ;-), о сложностях работы и жизни гонщика, при этом лично его мнение - жизнь без этого стресса для него и вовсе неприемлема, но семья его всегда в этом поддержит.
Он немного ноет в моментах, которые его заставляют заснуть, а именно цифры и деньги. Его место там, на трассе или с мастерами, покопаться в движке, поизучать как сбалансировать всю суть машины, чтобы она летала по дороге, но не вылетала за ее границы.
Забавно, что при всей своей полной немецкой наружности и имени, Гюнтер итальянец по происхождению, родился и вырос на австрийско-итальянской границе в Мерано, при этом свободно владеет итальянским, немецким и английским языками, но ругается именно на последнем.
При выше указанном минусе, сам посыл и повествование довольно бодрое и веселое, не навевет уныние массой технических характеристик и уймой имен - Кевин Магнуссен, Мик Шумахер, Льюис Хэмилтон, Макс Ферстапен, Юджин Хаас, Эдриан Ньюи, Маттиа Бенотто, Кристиан Хорнер, Колин Макрей, Берни Эклстоун, Ники Лауда, Никита Мазепин, шоу Drive to Survive, Аяо Комацу - а в миру - «чёртова кучка дрочил» (это прямой текст, без оскорблений 😉 ). Оно все есть в наличии, но Гюнтер так лихо об этом пишет, что незаметно читаешь уже середину книги. Он затягивает историями из прошлого и текущего, что остается лишь похвалить и согласиться с мнением Джима Хааса:
На протяжении всей книги можно заметить как он любит себя, ну как же любит. Эгоцентрик и нарцисс - вот что можно сказать кроме достижений в спорте о Штайнере. Он с уважением пишет про многих административных работников этой сферы, гонщиков, но вот это Самолюбование так и сквозит между строк. Ну он гонщик, любитель внимания.
По тексту есть масса ремарок и сносок, которые раскрывают интересные сюжетные повороты в жизни как автора, так и его коллег, но как человек, далекий от многих чемпионатов, хотелось бы больше подробностей.
Ситуация с Уралкалием, Никитой Мазепиным и Haas F1
До момента 22 февраля 2022 года, а ведь уже тогда напряжение дошло до предела, в книге стали проскальзывать нервные нотки: дескать, Никита парень хороший, это все политика.
А вот начиная с 24 февраля градус отношения Гюнтера стал заметно меняться.
С одной стороны его можно понять: у него и так проблемы со всей системой после ковида, а тут такое. Но с другой стороны: он лицемерно прикрывается любовью к спорту, к трассе и машинам, но по большому счету политики, связанные с Haas F1 быстро поняли, что взаимоотношения с русскими станут токсичными. И тут совсем не важно связан Никита или его отец с правительством РФ тесными связями или нет. Ты - русский гонщик и это главное.
Забавно, как Гюнтер поднимает на пьедестал славы Мика Шумахера и проходится по неудачам Никиты, но если почитать карьеру последнего, он старался, парень в 23 года вылетел из пусть не команды мечты, но это Формула-1! А он много где постарался поучаствовать, создать. Как завершилась его карьера... печально, но думаю все исключительно потому, что он умный и понял, что большего тут уже не добьется так и смысл биться?
Это еще один минус книги. Но это исключительно европейское мнение о русских людях, и тут уже не важно сколько влил денег в Haas F1 генеральный спонсор «Уралкалий».
Поскольку после расторжения контракта с Мазепиным, конфликт на трассе был ликвидирован и как бы Haas чисты перед Еврокомиссией, сын Микаэля стал таким лапушкой и душкой, чуть ли не лучшим из лучших, хотя и у автора проскальзывают колкости. Но если проанализировать отдельно работу обоих молодых гонщиков, будем честны - не случись Конфликт 2022 года, Никиту все равно бы выдавили из команды, хотя они по данным были с Миком на равных - ни хуже, ни лучше, но в кулуарах по Мазепину всегда проходились с оглядкой на отца и если бы не его деньги - не было бы его в команде. Как будто Шумахер был бы Шварцем к примеру и не имел славы отца, смог бы со своими данными иметь место в команде?
Но в любом случае, если откинуть субъективизм и обиду за соотечественника, книга имеет массу интересных историй, которые собраны компактном формате, а если бы он описал вообще всю свою жизнь - было бы еще интереснее.
Также в середине книги есть несколько глянцевых страниц из разных турниров, технических моментов с максимально эмоциональными сценами из жизни.
Также он политкорректно, но проходится по двуличности в судействе со стороны FIA, особенно в отношении небольших команд, как они, в сравнении с мастодонтами.
А если говорить о его мнении о молодежи и сравнении со старожилами: как нынешние участники соревнований не могут нести ответственность за собственные ошибки, тут он, как ранее - прямолинеен, но приятно читать хоть это без прикрас.
"Можно было сказать то же самое о многих гонщиках: они могут победить любого в свой лучший день, просто их день наступает недостаточно часто."
В общем и целом книга написана на хорошо, она вызывает эмоции, она заставляет искать информацию и расширять свои познания вне книги, а это, я считаю, стоит того, чтобы ее прочесть.