Опубликовано 4 Апрель, 2019 - 11:52

Обожаю эфирные масла. Есть аромалампа, которую я купила в магазине "Ведьмино счастье". Там же периодически покупаю эфирные масла "Styx" (дорогие, но очень качественные), из которых частенько составляю разного рода парфюмерные композиции. К тому же, будучи аллергиком, я тонко чувствую различные ароматы.

К чему я все это? А к тому, что тема запахов мне очень близка. И, хотя я специально не искала книг на эту тему, все же, увидев книгу "Парфюмер" в руках какого-то парня, сидящего напротив меня в автобусе, решила эту книгу прочесть.

Забегая вперед, скажу, основная особенность книги в том, что она "пахнет". То есть, Зюськинд настолько живо описал каждый запах, вернее, каждую нотку запаха, что все эти ароматы при прочтении возникают прямо перед вами, ваш нос вдыхает их, как если бы эти запахи (точнее, их источники) были где-то рядом с вами.

Сюжет.
В начале книги говориться, что речь пойдет о Франции 18 века.
В восемнадцатом столетии во Франции жил человек, принадлежавший к самым гениальным и самым отвратительным фигурам этой эпохи, столь богатой гениальными и отвратительными фигурами.

Героя данного произведения зовут (точнее, звали) Жан Батист Гренуй. История не сохранила его имени и вот почему...
...и если это имя, в отличие от других гениальных чудовищ вроде де Сада, Сен-Жюста, Фуше, Бонапарта и т.д., ныне предано забвению, то отнюдь не потому, что Гренуй уступал знаменитым исчадиям тьмы в высокомерии, презрении к людям, аморальности, короче, в безбожии, но потому, что его гениальность и его феноменальное тщеславие ограничивалось сферой, не оставляющей следов в истории, – летучим царством запахов.

Нам рассказывается о том, что в этом столетии везде царил не просто неприятный запах, а жуткая вонь.
Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жены мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король – он вонял, как хищный зверь, а королева – как старая коза, зимой и летом.

А самым отвратным запахом во Франции 18 века обладал, конечно же, Париж.
И разумеется, в Париже стояла самая большая вонь, ибо Париж был самым большим городом Франции.
Далее нам рассказывают про "ароматное" кладбище этого города, которое было столь ароматным из-за своей переполненности, что жители стали устраивать бунты и кладбище закрыли, а на его месте создали рынок.

Именно на этом рынке 17 июля 1738 года у торговки рыбой. Этой торговке было 25, она была...
...довольно миловидной, и еще сохранила почти все зубы во рту и еще немного волос на голове, и кроме подагры, и сифилиса, и легких головокружений ничем серьезным не болела, и еще надеялась жить долго, может быть, пять или десять лет, и, может быть, даже когда-нибудь выйти замуж и родить настоящих детей в качестве уважаемой супруги овдовевшего ремесленника…

Это были пятые для нее роды. Четверо предыдущих детей либо рождались мертвыми, либо умирали от голода во младенчестве. Женщина надеялась, что и этот ребенок умрет. Она родила его под столом, надеясь, что он будет мертвым и она потом незаметно похоронит его, но... Но Жан Батист Гренуй вдруг заплакал.

Полицейские сразу же взяли женщину под стражу. Она призналась, что уже хотела было бросить ребенка умереть от голода и что делала так с предыдущими детьми. Несколько дней спустя ее приговорили к смертной казни, ну а ребенок стал воспитываться в монастыре.

У этого самого ребенка, Гренуя, были две особенности. Первая заключалась в отсутствии у него запаха (ни запаха пота, ни просто обычного запаха человеческой кожи он не имел). А вторая в обладании особым нюхом. Жан Батист Гренуй мог не просто отличать какие-то ароматические композиции и разбивать их на ноты, он улавливал вообще любые запахи любых предметов и умел отличать их.

К примеру, обладание нюхом позволило ему помочь своей кормилице найти спрятанные ею деньги. Да, этот человек просто услышал запах купюр и понял - где именно они лежат.

Жизнь у Гренуя была непростой. Он работал у дубильщика, где шкурил кожи животных. Кожи были в ужасном состоянии, с кровью и кусками мяса, некоторые куски кож были, скажем так, не первой свежести. Из-за этого Гренуй заразился потом опасной болезнью.

Так и жил бы бесцельно Гренуй и загубил бы он свой талант парфюмера, продолжая обрабатывать ужасные, окровавленные и подгнившие кожи. Так и жил бы, если б не одно "но"...

Однажды, гуляя по улице Марэ, Жан Батист увидел девушку. Она была нежной и стройной красавицей лет пятнадцати. Ей суждено было стать первой жертвой Жана Батиста.

Он возжелал ее. С такой же страстью, с какой желал потом многих других девушек. И, разумеется, он ее убил, как убивал многих девушек после нее.

Однако он не насиловал ее. Она не интересовала его как женщина. Жану Батисту было плевать на ее стройное тело и красивое лицо. Желанна была не она, он хотел завладеть ее ароматом.


Ее запах казался ему лучшим запахом в мире. Он знал запахи многих людей, но эти люди пахли ужасно. Они источали запахи экскрементов, несвежей рыбы, пота, прогорклого сала и прочих зловонных компонентов.

Запах же таинственной незнакомки был необычным и приятным...



Сполна насладившись ароматом убитой, Гренуй понял, что нашел свое предназначение...



...Наш герой твердо решил стать парфюмером. Он пришел в лавку одному известному парфюмеру Парижа...

...и попросил взять на работу себя в качестве подмастерье.

Теперь Гренуй начинает осваивать парфюмерное мастерство, чтобы научиться извлекать ароматы из девушек и сохранять эти самые ароматы намного дольше.

Мнение.
Прежде всего, следует сказать, что книга не подходит натурам впечатлительным. В книге подробно будут описываться убийства, совершаемые Гренуем.

И еще - выше я говорила, что книга "пахнет". Однако мерзкие трупные запахи и запахи отходов человеческого организма, запахи тухлой рыбы и прочие мерзкие ароматы в книге тоже есть. Причем их ничуть не меньше запахов каких-то цветочных эссенций.

И еще, мне не понравилось, что все диалоги оформленны так, как обычно в любой книге, а один из диалогов вдруг оказался оформлен, как сценарий к спектаклю.


Тем не менее, книга довольно интересная. Парфюмерная тема тут очень полдробно расписана. К примеру, автор рассказывает о том, что составленная композиция духов раскрывается постепенно...


Именно об этом (о том, что эфирные масла по степени летучести подразделяются на верхние, средние и нижние ноты) я знала, а вот про способ получения эфирных масел (а точнее - способы) не знала почти ничего, а в книге мне об этом подробно рассказали.

То есть, в целом, книга захватывает. Мне было интересно наблюдать за Гренуем, помешанным на ароматах и на убийствах девушек ради получения этих самых ароматов, было интересно узнать побольше об эфирных маслах и о многих других парфюмерных тонкостях.

Если бы не мерзкие запахи, странное, неаккуратное оформление диалога, несколько затянутое, тягучее повествование и излишняя жестокость(хотя это, скорее, особенность книги, но все равно, жестокости было многовато), книга получила бы пять. А так она получает четыре. Если вы любите ужастики, или истории о сумасшедших, думаю, книга вам подойдет.

Рада была оказаться полезной. Ваша Снежана Алмазова. Всех люблю-обнимаю. Пока-пока.
Достоинства
  • Атмосферность
  • Великолепный слог
  • Глубина
  • Интересно, захватывающе, красочно
  • Описание запахов
  • Уникальная идея произведения
Недостатки
  • Иногда слишком затянутое, тягучее повествование
  • Кому-то не понравится из-за излишней жестокости
  • Много мерзких запахов
  • Странное оформление диалога
Снежана_Алмазоварекомендует
Читать все отзывы 160
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 160
Смотрите также