Британцы очень любят произведения Агаты Кристи и добросовестно, с особым трепетом подходят к их постановке. Спрос на детективные загадки есть всегда и поэтому, появляются всё новые и новые экранизации(из таковых видела "Свидетель от обвинения", "Скрюченный домишко", "Убийство в Восточном Экспрессе", "Бледный конь" и "Испытание невиновностью".) Все они стильные и атмосферные, но вот "Испытание невиновностью", вероятно, самая вольная(во всех смыслах этого слова).
Действующие лица. Рэйчел Аргайл - властная и самоуверенная женщина, живёт в роскоши с мужем, на её попечении 5 приёмных детей. Она здесь главная и распоряжается судьбами всего семейства. Но внезапно её убивают в своём же доме.
Окровавленное тело хозяйки обнаруживает служанка Кирстен.
Подозрение сразу падает на приёмного сына Джека, который буквально недавно ссорился с ней не стесняясь в выражениях(да, впрочем как и всегда, характер у него такой). Парнишу быстро повязали, усадили и, по всей видимости, прибили(либо же он сам от мук совести).
Лео Аргайл не долго горевал.
И в скором времени объявил о своём намерении жениться на секретарше Гвенде.
От этого остальные члены семейства пребывают в лёгком недоумении. Они многое вспоминают, анализируют отношения в семье и никак не могут смириться с произошедшей трагедией.
Старшая дочка Мэри сетует на то, что не стоило усыновлять остальных детей, а надо было остановиться только на ней одной.
Ей трудно поладить с мужем Филиппом - относительно молодым, ворчливым человеком, со скверным характером по причине инвалидности.
Эстер не выказывает свои подавленные чувства, но в глубине души таит обиду на Рэйчел за то, что та захотела оставить её своей маленькой девочкой, пожертвовав её счастьем и свободой.
Тине пришлось уехать в соседний город и устроиться на работу в библиотеку.
Из-за того, что мать запрещала ей вступать в любовные отношения с братом Микки(хотя все понимают, что он также усыновлён и никакой ей не брат).
Но учёный Артур Калгари, однажды появившийся на пороге семейного особняка, прольёт свет на трагедию с Рэйчел(а точнее, всё ещё пуще запутает). Ведь по его словам, Джек был совершенно не виновен.
Актёрский состав. Тут будет много нудного текста, потому что почти все актёры знакомы по другим фильмам. Анну Чанселлор впервые увидела в сериале "Гордость и предубеждение" 1995 года в роли надменной аристократки, которая только и "ставила палки в колёса" главной героине. Она часто снимается в эпизодических ролях в британском кино, в том же "Пуаро Агаты Кристи".
В "Испытании невиновностью" её героиня Рэйчел сначала показалась такой правильно строгой(а при таком поведении деток иначе и не получится). Но постепенно по ходу фильма, когда открывались всё новые факты, становилось понятно - слишком во многое тётя вмешивается и считает, что все должны жить только по её плану. Она вела себя так, будто не взрослая женщина устраивает судьбы своих детей, а маленькая девочка в куклы играется.
Билл Найи("Букшоп", "Другой мир", "Их звёздный час", "Эмма", "Покемон. Детектив Пикачу" и т.д.) снимался в разноплановых фильмах, как исторических костюмированных мелодрамах, так боевиках и триллерах. Кажется, что для роли Лео Аргайла он немного староват, однако суть персонажа раскрыл довольно интересно - хитрый, расчётливый, эгоистичный аристократ, который вроде бы находился в тени своей жены, но в тоже время во многих качествах ей не уступал.
Энтони Бойла видела во второстепенной роли биографического фильма про "Толкиена". Но если там он был нейтрален и почти не запомнился, то тут он просто препротивнейший, пошлый, извращённый, наглый парень, который считает себя воплощением прямолинейности и честности. Сначала будто специально делает всё, чтобы настроить против своего персонажа окружающих. Наверно, есть только один момент в фильме, где он разговаривая с Кирстен, хоть немного показывает себя адекватным и понимающим человеком. В финале, когда клубок почти распутался, становится ясно, в кого же он таким "молодцом" уродился.
Элис Ив знакома по костюмированной драме "Белгравия", где её героиня ещё та продуманная стервоза, в принципе, как и в экранизации Агаты Кристи. Актриса хорошо справилась с ролью амбициозной охотницы за деньгами и ей очень идут рыжие волосы(обычно она блондинка).
Морвен Кристи запомнилась по роли в "Гранчестере", где она играла наглую аристократку, которая из лучших побуждений(а на самом деле от собственного эгоизма) планомерно портила жизнь главному герою. Ещё у неё был нейтральный персонаж в глуповатом сериале "Ожившая книга Джейн Остин"(переиначенная версия "Гордости и предубеждения"). По первах её Кирстен была странной: то бирюковатой, то невменяемой истеричкой.
Однако, персонаж постепенно открывался с другой стороны - в качестве женщины с материнским инстинктом(ведь Рэйчел только отдавала приказы детям, а Кирстен заботилась о них).
Мэттью Гуд("Клуб любителей книг и пирогов и картофельных очисток", "Манускрипт всевластия", "Возвращение в Брайдсхед" и т.д.). В начале казалось, что этот образ для актёра немного не в тему, ведь его предыдущие персонажи были совсем другого плана: спокойные, степенные, понимающие. Однако, он прямо-таки расцвёл в роли скептически настроенного, язвительного ворчуна, который хочет оставаться в центре внимания хотя бы посредством критики.
Элионор Томлисон("Пол Дарк", "Невероятные" и т.д.) воплощает привычное для неё амплуа тихой особы, в душе которой назревает буря. Мэри - старший ребёнок, на неё всегда возлагали большую ответственность, она каждый раз болезненно и ревностно переживала появление новых братьев и сестёр в семье, а теперь на её попечении муж-инвалид, который относится к ней ничуть не лучше, чем к остальным.
Элла Парнелл снималась в "Белгравии" и боевике Зака Снайдера "Армия мертвецов". У неё такая интересная внешность индианки. Её Эстер то тихая и милая, то бойкая и решительная, но обиженная до глубины души на поступок своей приёмной матери. Честно сказать, в эпизоде, где Рэйчел поступает с ней на своё более опытное и рациональное усмотрение, я чуть ли не рыдала.
Кристал Кларк видела в фильме "Агата и проклятие Иштар", но сильнее помню её по сериалу "Сэндитон". Там её героиня резкая и взбаламошенная, здесь же Тина - сама сдержанность и тактичность. Она молчалива, но зато её взгляд говорит о многом(в основном о сдерживаемых чувствах к Микки).
Люк Тредэвэй знаком по скучнейшей ретро-комедии "Хороший денёк для свадьбы". Его персонаж может показаться изначально подозрительным. Он тревожный, эмоциональный человек, который боится, что ему не поверят из-за его психологического состояния.
Кристиан Кук тут очаровашка. Раньше видела его в роли Меркуцио экранизации "Ромео и Джульетты". Но там он предстаёт навязчивым, нудным да ещё и лохматым. Здесь у него иногда с выражением лица какой-то непорядок, но в общем выглядит и держится в кадре класно.
Сьёмки. В фильме много флэшбеков, да он почти весь из них и состоит. Обычно мне не нравятся такие туда-сюдашки, но тут всё ещё более менее логично и понятно. Хотя к середине 2-й серии уже немного надоедает, тем более иногда идёт по второму кругу то, что уже вспоминали. Во время убийства Рэйчел, слегка мутновато всё происходит, будто показывают от имени человека в полубредовом состоянии. Иногда бывает в диалогах камера слишком фокусируется на говорящем, а лицо второго собеседника показывается совсем не чётко.
Но в целом сьёмки очень стильные.
Есть всякие замысловатые, символические моменты.
Восхитительные природные локации.
Необычный интерьер поместья семьи Аргайл.
И милые ретро-костюмы.
Сравнение с "Мисс Марпл". В 2007 году одна из серий "Мисс Марпл" была посвящена этому произведению Агаты Кристи. Смотрела фильм давно, так что может чего и не вспомню. Там тоже было задействовано много известных актёров:
Отличия: ⚪ В новом мини-сериале отсутствует персонаж Мисс Марпл, как таковой. Попытки расследования, не смотря на свою беспомощность, сначала принимает сам Артур Калгари. Ну, как бы он наведёт всех на мысль, а остальные персонажи потом сами докрутят уже сообща.
Испытание невиновностью 2018 / Мисс Марпл 2007
⚪ Гвенда - добродушная скромница, дожидавшаяся своего счастливого часа. Она намного уступает в эффектности Рэйчел. И Аргайл выбирает её, как абсолютную противоположность своей покойной жене, так сказать, "тихую гавань". Ну, а в новой экранизации, этот персонаж - молодящаяся женщина-вамп, которая обхаживает богатенького старичка ради денег.
Мисс Марпл 2007 / Испытание невиновностью 2018
⚪ Там у Эстер и Филиппа давний тайный роман, про который они потом объявят перед Мэри. Здесь же он посматривает на сестру жены и даже однажды попытается поцеловать, но та взвизгнет и убежит. Ни о каких отношениях и речи нет.
Мисс Марпл 2007 / Испытание невиновностью 2018
⚪ И самое основное то, что убийца - другой человек. А это подразумевает разные мотивы преступления и совершенно иную предысторию.
В общем, версия в сериале "Мисс Марпл" показалась смягчённой и слегка наигранной. Тут же всё было остро, резко, но более натуралистично.
Вызвало недоумение:
⚪ Микки смывает пену для бритья в умывальнике, а потом подходит Эстер, начинает окунать туда руки и елозить мутной водой по зеркалу. Не знаю, вообще, к чему это было, что за порыв эмоций такой? Хорошо хоть ёршик для унитаза в ход не пошёл.
Не понравилось:
🔴 Диалоги в семье, будто нарочито приправлены всякими фразочками, которые не вяжутся с чопорной атмосферой классических произведений. Вроде бы по сюжету логично, но звучит шероховато. В тексте книги Агаты Кристи такого точно не было, непривычно такое слышать, всё-таки.
🔴 Слишком похабное воплощение образа Джэка, которое вызывает отвращение к персонажу. Он общается с людьми в такой манере, будто ни перед кем ничего не должен. Но, естественно, от других требует понимания и сострадания.
🔴 Излишние подробности. Некоторые моменты совсем необязательны, они никак не влияют на сюжет и показаны, вероятно, для того, чтобы постановку можно было назвать скандальной и новаторской.
Вывод: экранизация очень стильная, с замечательно воссозданной ретро-атмосферой, качественной работой костюмеров и декораторов, талантливым актёрским составом. И уже не важно, что сюжет отличается от произведения Агаты Кристи, такая история тоже увлекательна. Но зачем надо было всю эту щепетильно проделанную работу опошлить и испохабить некоторыми ситуациями и фразами? Однако, в целом фильм шикарен.
Теперь мне стыдно, что я не слишком знакома с творчеством Агаты Кристи; помню, в детстве родители часто смотрели давний сериал "Пуаро". Пошлостью меня не смутить, но тут она... как будто вообще неуместна. А вот "туда-сюдашки" люблю 😊