Опубликовано 14 Май, 2021 - 13:38

  • Опыт использования:
    один раз

Привет Irecommend!

 

В своих путешествиях мы с мужем любим пробовать местную кухню. Также мы поступили и в Майкопе. После прогулки по парку мы зашли в кафе Синан.

Сначала я подумала, что названо кафе именем османского архитектора. Казалось бы, где логика, ну ладно думала я, мало ли какая фантазия у создателей общепитов бывает, но все оказалось намного элементарнее. Уже дома готовя статью, я нашла определение логотипа, с адыгейского языка он переводится как “моя бабушка”.

Кафе это находится в центре города. Так как мы приехали 4 мая, то попали на Рамадан, а точнее на ифтар, поэтому заведение работало с вечера.

Ифтар у мусульман - это прекращение дневного поста приемом пищи после захода солнца; время прекращения ежедневного поста. Ифтар также переводится как «завтрак», то есть «Ифтар» - это завтрак постящегося, т.к это первый приём пищи за день.

Всё места были зарезервированы, и нас посадили за один единственный свободный столик, аккурат рядом с входом на кухню. Но это, кстати, никак нам не помешало.

Дверь на кухню, рядом за шторкой местечко для намаза и на стене висят родовые тамги (знаки).

На стол каждому положили по меню на листе чуть больше формата А4. Листочек тоненький, но меню все чистенькие, не замызганные.

Меню напечатали на крафтовой бумаге

 

Цены на блюда приемлемые и порции большие. Для дегустации это конечно не совсем подходит, а вот для покушать это несравненно плюс.

Названия блюд практически нам не известны, поэтому мы пытали официанта до победного. И он не сдал, ответил на все наши вопросы по меню, и даже по декору.

В кафе есть на что посмотреть

Дизайн кафе, как я думаю, имитирует хатчеш или кунацкую.

Хатчеш - это гостиный дом – хьэщIэщ (в русской транслитерации – хачеш (от хьэщIэ / хьакIэ – ‘гость’ и –щ – ‘место’, ‘помещение’)) – отдельное строение на традиционном адыгском подворье.

Автор XIX в. С. Хан-Гирей пишет: «Гостиные дома черкесами называются хатчеш (жилище гостя); слово же кунацкая есть татарское, но русские на Кавказе нередко употребляют это название, полагая, что оно черкесское» .

Именитые семьи часто содержали по две кунацких – малую и большую. Вторая предназначалась для гостей, приезжавших большой группой. Двери хачеша всегда были открыты, в нем находились предметы первой необходимости и другие атрибуты, предназначенные для обслуживания, развлечения гостей.

Другой автор XIX в. А.-Г. Кешев пишет: «Каждый дворянин или отпущенник считает первым долгом выстроить перед своей саклей приют для гостей. И эти приюты играют очень важную роль. В них сосредоточивается общественная жизнь черкеса. Кунацкая для черкеса то же, что кофейни, клубы, трактиры в Европе, с той огромной разницей, что в кунацкую даром входит всякий желающий. В ней черкесы едят, пьют, веселятся за счет хозяина, обсуждают свои дела и набирают новостей в таком количестве, что их не уместишь даже на столбцах любой газеты» .

 

Стены в заведение у входа декорированы под белый кирпич, а в глубине выкрашены белой краской, но не ровно, а имеют текстуру, имитирующею турлук или более всем известную мазанку, потолок деревянный, пол плиточный, не скользкий.

С таким освещением даже фото не возможно нормальные сделать

Свет подвесной рожковый и этого недостаточно, было тускловато. Неплохо было бы над каждым столом добавить дополнительное освещение.

Потолок хоть и темный, но совершенно не сужает помещение

Еще бы не помешала музыка. Стоит гул посетителей и где-то на фоне совсем еле слышно играл телевизор с советским фильмом про черкесов.

телек крошечный, отметила стрелочкой
По всему залу расположены предметы быта адыгов, а также объекты интерьера, созданные местными мастерами.


Уборная комната опрятная. В каждой комнате своя раковина, водопровод работает исправно.

Мебель в кафе вся деревянная, под старину, видно, что добротно сделана. Не пришлись мне по вкусу только обивка мебели по типу покрывала и диванные подушки. Все это сильно пачкается, накапливает пыль, и стирать такое каждый день проблематично. Лучше уж просто сидеть на голой деревянной лавочке.

Кстати раньше адыгейцы трапезничали вот за этим маленьким столиком. И стулья тоже были низкими, чтобы колени как бы были выше живота и это не давало объедаться и держать себя в форме. Называется столик анэ.

Про этот интересный столик я узнала уже дома, если бы узнала раньше конечно бы сфотографировала крупным планом

Анэ – традиционный трехногий столик у адыгов. До нашего времени он не утратил своего значения как неотъемлемой части интерьера во многих адыгских домах. Анэ фигурирует в древнем эпосе о богатырях-нартах и других адыгских легендах как сакральный образ дома, семьи, гостеприимства и предмет, наделенный магическими силами. Древние адыги поклонялись Солнцу и самым важным предметам быта старались придавать форму круга. Невысокий круглый адыгский столик символизировал близость одновременно и к Солнцу, и к Земле.

Анэ является символом единства и равенства всех сидящих за ним. Трапеза за ним объединяла людей, делала их единомышленниками. В прошлом столик анэ воспринимался иностранными путешественниками как "поднос на ножках". И действительно, анэ подавался (вносился) уже накрытым, при этом разные блюда подавались на отдельных столиках согласно принятой очередности. Этот столик очень практичен: компактен, легок и удивительно устойчив на своих 3-х ножках, он практически не опрокидывается, даже если его случайно задеть.

Значение этого круглого стола для адыгской культуры подчеркивается тем, что анэ с хлебом-солью изображен на государственном гербе Республики Адыгея.

Кафе из анэ сделали пространство для детей.

 

Вот так выглядит адыгейский язык

Пока ждали заказанные блюда, почитали книжки. А ждать пришлось долго, видимо повара готовят из-под ножа.

 

Что заказали?

Первое блюдо взяли только одно – это нэкуль в бульоне, стоимость 270 рублей.

В меню указано что нэкуль колбаса из телятины, но на самом деле туда добавляют еще и ливер.

В нашей колбасе победила печень, я только ее и чувствовала. Я не любитель такого вкуса, а она еще и вареная. А вот бульон приятный, насыщенный. Мы успели сильно проголодаться, а еще и заказа долго не было. поэтому фото супчика нет.

Кстати все блюда были полуостывшие, кроме бульона. Может так и задумано, но мне это не понравилось.

 

Второе блюдо.

В меню практически все они идут с пастой на гарнир. Вы подумали, что это макароны? Ан нет, паста или точнее мамалыга — это кукурузная или пшённая каша, ну или смесь обеих, заваренная вкрутую. Затем ее перекладывают в форму, оставляют до застывания, нарезают на кусочки и подают к различным блюдам вместо хлеба.

Думала раньше, что я переваривала кукурузную кашу, а оказывается, не переваривала, а готовила мамалыгу. Конечно, это шутка-минутка.

Приготавливается мамалыга особым способом с добавлением воды, соли, и иногда даже сыра, и муки, а не крупы.

Попробовав местную мамалыгу в блюде “Баранина жареная с мамалыгой и соленьями” за 520 рублей, ничем примечательным она мне не показалась. Простая суховатая кукурузная каша.

В меню есть еще белая мамалыга

 

Баранина напротив была отличной. Мягкая, без специфического запаха, в меру жирненькая, но есть одно но. По вкусу это не жареное мясо, а скорее тушеное.

 

Так же было и в блюде “Баранина-антрекот с картофелем, соленьями, соусом 1эпэщипс”.

Такое ощущение, что мясо сначала сварили или потушили, а потом слегка обжарили. Ну, выглядит это очень по-домашнему, реально, будто бабушка готовила. Думаю, это не для формата кафе. Такое мясо я могу приготовить и дома или сходить в гости к родным и друзьям и полакомиться там.

В общепит народ все-таки направляется, чтобы отведать чего-то необычного или то, что невозможно приготовить в домашних условиях. Ну, это мое мнение, а вы как считаете? Пишите в комментарии.

Кстати, по цене кушанье стоит, как и предыдущее, но на гарнир как вы прочитали выше, баранину подали с рифленой картошкой, порезанной ломтиками и тушеной морковью. Вот что-что, а овощи получились отменные. Особенно картошка с соусом.

Я так и не поняла, как он зовется на русском. Понятно, что щипс, но вот какой именно щипс?

Щипс - национальное блюдо адыгов, представляет собой густой суп, рагу или соус, в зависимости от основных ингредиентов. В адыгейской кухне щипс считается главным, этномаркирующим блюдом . Его обязательно готовят на праздничных и ритуальных мероприятиях и, учитывая их важность, для этого даже приглашают опытных кулинаров, владеющих искусством приготовления щипса. Также, это и повседневное домашнее блюдо, практически у каждой хозяйки есть свой вариант того или иного щипса. Происхождение названия блюда, «щипс», говорит о том, что блюдо имеет полужидкую основу, так как «пс» указывает на воду в составе блюда. Отметим, что щипс бывает не только мясной, но также и овощной, и молочный.

Но вкус у него божественный. Пикантный и нежный одновременно. И причем соус подали в отдельной вазочке, которая оказалась очень объемной. Но меня это несколько не расстроило, я готова была съесть его и с “горячим”, и с лепешкой, да и просто так.

Так как в обоих блюдах были соленья, нам объединили их в одну большую порцию.

Обратите внимание на поднос

Квашеная капуста совсем простенькая, слабосоленая и без кислоты присущей квашеной капусте. Она и на гарнир хорошо подошла бы.

Помидоры порадовали. Шкурка мягкая, вкус сладко-соленый.

Закуски.

Обязательно рекомендую к употреблению адыгейский салат “Гынэ”.

Сготовлю этот салат в ютубе

Стоит он всего 170 рублей за 200 гр. Но это просто вкусовая бомба!

Состав:

Капуста, листья сельдерея, чеснок, щхыу.

Салатов кстати мало у адыгов в национальной кухне

В меню не написано, чем сверху присыпан, но кажется, что это паприка.

Салат наисвежайший. По вкусу даже не понятно, что там капуста, если не смотреть в меню, можно подумать, что это листья салата «Айсберг».

 

Вы, наверное, уже заметили зеленую кучку слева от гынэ, и, наверное, уже хотите узнать, что это?

На глиняной тарелочке - интересно запахи не впитывает

А это аджика зеленая, не острая, даже не пряная, но вкусная. В меню не указано, из чего сделано, и сначала мы подумали, что в составе есть зеленые томаты, но официант уточнил, что аджика сделана только из перцев и приправ.

Стоит она 100 рублей за 50 грамм.

 

Выпечка.

Хоть мамалыга и используется вместо хлеба в адыгейской кухне. Но мы все-таки привыкшие к хлебу, который выпекается, ну или жарится.

Поэтому взяли на дегустацию Слоеный хлеб (Зэтепч), за одну штучку 130 рублей. И конечно самую адыгейскую выпечку - халюжи, 2 штуки за 70 рублей.

А это мы уже на природе завтракаем на следующий день

Халюжи это мини чебуреки, но идут они только с сыром. На вкус жирные, начинки мало, и даже суховаты. А затепч интересный хлебушек, особенно с соусом щипс.

 

На десерт взяли адыгейскую халву (Хьалыу), за 1 штучку 80 рублей.

При дегустации возникло одновременно и чувство чего-то нового, и чувство чего-то до боли знакомого. По консистенции напоминает пирожное картошку.

 

Халву подали порезанной

Сладость не приторная, подойдет и с кофе, и с чаем. Делают ее из пшеничной муки. Буду скучать по халвушке.

Так как в нашу компанию не влезли халюжи, мы попросили их завернуть с собой. И дозаказав еще халвы, конвертик с сухофруктами и курамбий.

Конвертик целый и в разрезе

Конвертик с суховруктами никогда раньше не пробовала. Вкус достойный. Не отказалась бы попробовать его еще раз. Стоимость поштучно 50 рублей.

Курамбий целые и в разрезе

А вот курамбий на один раз. Это песочное печенье, которое по-адыгейски называется тхъурбай. Настолько переслащенное, что не спасает даже кофе. Делают его видимо из того же что и халву, потому что по текстуре очень схожи. Стоит 40 рублей за штуку.

 

Напитки.

Брали только щайхэр. Это чай по-адыгейски.

Один чай облепиховый за 300 рублей объем 0.7 мл.

Легкий, приятный чай. В симпатичном чайнике заварена облепиха и заварка в фильтр-пакете, и подано с серебряной сахарницей.

Второй чай калмыцкий. Как же не попробовать его в Адыгее.

150 рублей за объем 0,4 мл.

Калмыций чай подают только в бокале
Это не пиво

 

Чай густой, ароматный. Сверху соленый, когда я его размещала, соленость вся оказалась внизу. Чувствовалось молоко и сливочное масло.

Честно на любителя. Мне понравилось на все 100 процентов, супругу категорически нет, а третьему нашему дегустатору 50/50.

Обратите внимание на посуду, она вся наикрасившая и качественная. Соответствует идеи этно-кафе.

 

Итог.

Кафе — это молодое, от силы ему года два. Но посадочных мест не больше 30. А поток гостей все прибывал и прибывал, возможно, это связано с праздниками, но лучше бронировать столик заранее по телефону. Еще нужно быть готовыми к тому, что кухня специфичная и не всем все подряд подойдет, но все свежее! С выбором помогут официанты, которые, не смотря на поток посетителей терпеливые и вежливые.

И я рада что появилось такое уютное и полезное местечко. В нем и просто хорошо посидеть с компанией, но и также здорово сходить туда в познавательных целях. Особенно это полезно будет для детей и подростков. Ведь интересно же изучать историю и географию своей страны или края не через сухой текст в учебниках, а через запахи и вкусы, через живое общение с людьми твоей страны, но другой национальности, видеть и трогать предметы, которыми пользовались их предки....

Я и сама после посещения кафе читала про блюда, как их готовить и попутно много нового узнала и про самих адыгов, про их быт и про их историю. Такие места, как мне кажется, и учат толерантности.

Заведению ставлю твердые пять звезд и рекомендую к посещению.

 

Оцените мой обзор - мне важно ваше мнение!

Достоинства
  • Интерьер заведения
  • Национальная кухня
  • Порции
  • Посуда
  • Цены
Недостатки
  • Освещение
  • Отсутствие музыки на фон
Маша ЧОкупиларекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
14.05.2021
Колоритное место и интересные блюда. 😁
👍
Смотрите также