Из трех романов Гончарова это - мое самое нелюбимое. В свое время откровенно меня разочаровало. Полагаю, это оттого, что в "Обрыве" он взялся исследовать те же "социальные проблемы", которые интересовали прочих "прогрессивных мыслителей", в ущерб тому, чтоб петь своим голосом о вещах, хорошо ему известных.
Прежде всего, это тематика бунта, бунта личности против рамок. И здесь Гончаров все же возвращается к себе, последовательно показывая, что бунтовщица (даже две!), в сущности, мается дурью, никто ее особо ни к чему не вынуждает, а соблюдение правил было в ее же интересах, вообще-то. И не всякая встряска есть прогресс, придется еще постараться теперь, чтоб восстановить прежние позиции.
Страсти и управление ими, а по сути манипуляция чувствами, подмена искренности игрой - та тема, в которой Гончаров, автор простой и честный, на мой взгляд, не очень компетентен. Но здесь хорошо показан провокатор, который сам, по сути, ничем не рискует, так, смотрит, что у других получится. Примечательно, что в отношении Веры у героя все же пробуждается ответственность, и в стороне он не остается.
Консерватизм, который вначале высмеивается как мораль, непригодная для нового человека, постепенно набирает авторитет. Даже анархист признает силу традиции.
А получается из всего этого вялотекущая мыльная опера с грехопадением, обширными переживаниями всех сопутствующих лиц и в конце толстым намеком на благополучное разрешение ситуации в лучших традициях. Да, классика, но не тот шедевр, что я ждала от Гончарова.