Сабрину смотрела давным-давно, когда в нулевых ее крутили по телику. Тогда сериалы было гораздо сложнее смотреть, особенно если не было видеомагнитофона - пропустил серию и тренируй фантазию, что же произошло в этой пропущенной серии.
Я часто пропускала серии, поэтому фантазия у меня размером с Юпитер, и очень плохое понимание того, что из себя этот сериал вообще представлял. Вроде помню его как легкую комедию для девочек-подростков, а как оно на самом деле было - пересматривать лень.
Современную Сабрину решила посмотреть после большого количества положительных отзывов. Ну держите не положительный.
Сериал стартует достаточно бодро и свежо, если так вообще можно сказать о сюжете "подросток бунтует против системы". Сабрина - дочь колдуна и простой смертной, но все же она полуведьма, поэтому должна в свои 16 лет поставить подпись в специальной книге, чем навсегда распишется о своей принадлежности ко тьме. Ну естественно, Сабрина не хочет этого делать, и какое-то количество сериального времени нам рассказывают, как она пытается этого избежать.
Параллельно нам рассказывают о мире, в котором живет Сабрина, о ее семье, о настроениях в этом мире. Спойлер: там много "-изма" - расизма, сексизма, дебилизма. Последний вступает в свои владения, когда нужно показать угнетения меньшинств, и опять напомнить зрителю о слабых мужчинах, боящихся сильных женщин.
Персонажи вызывают симпатию - мне понравилась пара Сабрины и Харви, их отношения действительно прописаны и выглядят мило и даже правдоподобно. Друзья Сабрины - Роуз и Сюзи - поначалу кажутся слегка безликими, но потом Сюзи удалось избавиться от этой безликости. Тетушки Сабрины, их отношения между собой, характеры - это тоже было интересно.
Но до того момента, как Сабрина не разгребет ворох проблем, свалившихся на нее из-за этой самой книги и своего ведьминского совершеннолетия, сериал было интересно смотреть. После, когда это узел был сценаристами разрублен, и нужно было показывать будни Сабрины в качестве ведьмы с привилегиями, началась скука - как-то нужно привести сезон к логичному завершению, показать ключевые моменты, и между ними вставить филерные события. Интересное закончилось - сценаристам не хватило чего-то, чтобы сделать персонажей интересными и динамично развивающимися, и большинство застыло в том же состоянии, в каком их показали в начале. Это "интересно" смешивается с тем, что из-за общей бюджетности сериала на новых персонажах экономят, и уже существующим пришивают хоть какую-то мотивацию для того, чтобы они вели себя нехарактерно для своего образа.
Сериал очень сильно напомнил мне Lost Girl по бюджетности всего, начиная декорациями и заканчивая сюжетом, но в Lost Girl был секс и сиськи, а в Сабрине - темнокожий каст, проблемы ЛГБТ, ущемления женщин и слабые мужчины. В этом сериалы отличаются - Lost Girl как бы признает, что он трэш, угар и содомия, и поэтому честно пытается завлечь зрителя хотя бы сиськами, а Сабрина претендует на звание годного сериала, которому нужный рейтинги и хорошие оценки критиков.
Идея Избранного уже приелась, причем не только мне. Судя по количеству критики, вылившейся на Дисней после того, как они решили сделать джедайку Рей не ноунейм-персонажем, а дочерью одной известной фамилии, многим зрителям набила оскомину эта тягомотина с пророчествами, избранностью, неизвестно откуда свалившимися способностями, делающими из персонажа Мери Сью. Что прощалось сериалам в 90-е и 00-е, за что любили Гарри Поттера, за то сейчас пинают новые книги, кино и сериалы.
А Сабрина собирает все эти клише - она особенная (в мире Сабрины ведьмы так блюдут чистоту крови, что рождение полукровки - это нечто из ряда вон), но в чем заключается ее особенность, до определенного момента не знает зритель, и, что важнее, сами персонажи. Когда смотришь Гарри Поттера, то тебе понятно, почему ему сходят с рук многие нарушения, за которые другим бы всыпали по первое число - он так-то Вольдеморта прибил, чем остановил сотни убийтв, и подарил магическому миру годы спокойной жизни. Когда смотришь Сабрину, то тебе непонятно, почему ей позволено хамить, лезть за словом в карман, нарушать законы природы и магичить как вздумается - она полукровка, дочь известного колдуна и больше никто. По логике, часть ведьм должны относиться к ней как к низшему сорту ведьмы, а другая часть - из уважения к ее бате игнорировать факт полукровистости. Но почему ей позволено больше, чем чистокровкам, мне было не очень понятно.
В конце 2 сезона нам все-таки рассказали, кто такая Сабрина и почему ее не едят. С этих пор Сабрина официально получила титул Мери Сью, ибо на нее с неба свалилось куча способностей, которыми она вдруг умеет достаточно неплохо пользоваться. Опять этот приемчик с "сильными женщинами" - годы тренировок, обучения, изучения своих способностей? Пфф, она же не слабый мужик и не хорошо прописанный персонаж!
Кстати, когда Сабрина была обычной ведьмой, то особыми знаниями по части магии она не блистала - ее вытягивали знакомые или удачные стечения обстоятельств. Сильная женщина, которая стала сильной только благодаря свалившимся на нее способностям, а до этого выезжала на горбу заинтересованного в магии друга... Как это иронично.
Нужно больше клише - Сабрина, живущая почти всю жизнь с тетушками-ведьмами, вдруг многого не знает о магическом мире. В старой Сабрине героиня до 16 лет не знала, что она ведьма, поэтому ей это было простительно, но новая Сабрина с первой серии бодро колдует, как будто достаточно давно этим занимается. Тетушки, гордящиеся своим ведьминством, не рассказали племяннице о жизни ведьм? Не упоминали ничего в разговорах, не праздновали свои ведьминские праздники, не делились воспоминаниями? Понятно, зачем это было сделано - чтобы через Сабрину рассказать зрителю, что будет происходить в новой серии, но это очень грубый ход.
Я посмотрела 2 сезона и бросила сериал - из интересного времяпрепровождения это превращалось в трату времени. Сабрина как персонаж меня сильно раздражала - девочка с шилом в попе, которой не терпится причинить всем добро, а выходит какая-то дичь. Особенного развития персонажа я не заметила - особенная ведьмочка в конце 2 сезона мало отличалась от той юной леди, что нам показали в начале. На остальных тоже было не очень интересно смотреть, "основной конфликт" разочаровал меня своим завершением, так зачем продолжать себя мучить и смотреть дальше.
Рекомендую сериал тем людям, кто умеет не думать во время просмотра и наслаждаться абсолютно всеми картинами, которые смотрит. Тем, пропитался бэдкомедианами и прочими кинокритиками настолько, что не умеет смотреть кино без карандашика и анализа действий персонажей, не советую.