Опубликовано 21 Июнь, 2022 - 21:43

  • Опыт использования:
    неделя или более

Всех приветствую!

SOMA - это компьютерная игра, выпущенная в свет в 2015 году шведской студией Frictional Games, которая ещё в 2008 году смогла изрядно напугать игровую аудиторию игрой Penumbra, а спустя несколько лет и знаменитой Амнезией. К моему стыду, ни в первое, ни во второе я сыграть не успела, но всё впереди. По случаю новогодних праздников в Стиме я смогла (а тогда это ещё было возможным) по акции купить все игры студии целым пакетом по привлекательной цене. Среди игр как раз и была Soma, но о ней я как-то не думала - есть она в библиотеке, ну ок, может, через пару лет сыграю.

Ускорить же момент знакомства мне помог диалог с одним моим единомышленником, который обмолвился, что нигде не встречал такого крутого сюжета, как в игре SOMA. Учитывая, что человек он умный и начитанный, я стала всё больше думать об установке игры на компьютер. И на прохождение у меня ушло около недели - на игру я выделяла по часу-два. В общей сложности, судя по информации в библиотеке, у меня SOMA заняла первый раз... аж почти двадцать часов.

С первых же минут я почувствовала, что игра шедевр с большой буквы, однако дальше моё мнение постоянно менялось из-за особенностей геймплея и некоторых затыков. Тем не менее, сюжет абсолютно оправданно имеет похвалы, однако до него ещё нужно докопаться, что мне с первого раза сделать из-за адреналина в крови было крайне затруднительно. Предстоит изучить прилично объектов повествования и сопоставить их друг с другом, чтобы картина полностью сложилась в голове.

Системные требования у игры не самые высокие, я их вполне опережаю, однако кое-где встречались небольшие подтормаживания, особенно в момент прогрузки контрольной точки.

Минимальные системные требования:

  • ОС: 64-разрядная Windows 7;
  • процессор: Intel Core i3 с частотой 2,0 ГГц или AMD A6;
  • оперативная память: 4 ГБ;
  • видеокарта: GeForce GTX 460 или Radeon HD 5770 с 1 ГБ буферной памяти;
  • свободное место на жестком диске: 25 ГБ.

Рекомендуемые системные требования:

  • ОС: 64-разрядная Windows 7;
  • процессор: Intel Core i5 с частотой 2,9 ГГц или AMD FX;
  • оперативная память: 8 ГБ;
  • видеокарта: GeForce GTX 480 или Radeon HD 8770 (OEM) с 2 ГБ буферной памяти;
  • свободное место на жестком диске: 25 ГБ.

🔶СЮЖЕТ

Мы знакомимся с Саймоном Джарретом, молодым человеком из канадского города Торонто. Саймон ведёт холостяцкий образ жизни, работает в книжном магазине, проживает в своей маленькой уютной квартирке и, в общем-то, счастлив... Был бы. Почти всё описанное осталось в прошлом. Одним роковым вечером Саймон вместе со своей подругой и коллегой (к которой, скорее всего, питал так же и романтические чувства) Эшли ехал в машине, и на перекрёстке в него влетел другой автомобиль. Эшли погибла сразу же. Саймон смог выжить, но последствия этой аварии для него оказались критическими.

Авария
Полученные в результате аварии травмы головного мозга требуют срочных и максимально эффективных решений, потому что в один прекрасный момент Саймон рискует погибнуть из-за внутренних кровотечений. В настоящее время он старается лишний раз не напрягаться, не включать телевизор и музыку, исправно принимать препараты, а его лечащие врачи продолжают размышлять над лечением. В один из дней с Саймоном связывается некий доктор Мунши и предлагает герою... нечто вроде экспериментального исследования.

Суть эксперимента в следующем: благодаря новым технологиям можно, выражаясь по-простому, сделать полную копию головного мозга, и уже на копии (то есть пациент уже ничем не рискует) отрабатывать ту или иную линию лечения, чтобы найти в итоге нужную! Конечно Саймон соглашается, и его приглашают в лабораторию.

Оказавшись на месте, Саймон знакомится с доктором. Тот предлагает не терять времени зря и присаживаться в кресло. Не ощущая, что что-то может пойти не так, Саймон выполняет просьбу доктора. После этого обзор ему заслоняет надетый на голову шлем. Наступает резкая темнота, а потом пробуждение. Будучи уверенным, что на какое-то время он просто потерял сознание, Саймон открывает глаза и вскакивает с кресла, но... но кругом обстановка даже близко не та, что была в лаборатории доктора Мунши!

Безжизненные металлические стены, провода, слабые огоньки, лужи какого-то машинного масла и двери с приводами - Саймон понятия не имеет, где он оказался. Но что делать? Только продвигаться дальше, в надежде, что хоть кто-нибудь ему поможет. Но в холодных стенах нет ни души, ни энергии. Хотя последнее всё-таки удаётся отыскать: запустив генератор и заставив работать компьютеры, Саймон наконец находит помощь. С ним на связь выходит женщина и представляется Кэтрин. Она-то и вводит героя в курс дела.

Оказывается, что дело не самое простое. Если для Саймона с момента утренних событий, знакомства с доктором Мунши, потерей сознания и далее пробуждением прошло несколько часов, то на самом же деле, в реальном мире прошло... почти столетие. Оказывается, около года назад человечество практически полностью было стёрто с лица Земли после столкновения с кометой. Место же, где находится Саймон, это целый научный комплекс PATHOS-II, расположенный не на материке, а близ него на дне Атлантического океана. И именно подводное расположение и спасло в некотором роде станцию и всех её сотрудников от неминуемой гибели, которая всех настигла на суше. Но куда же они все подевались (кроме Кэтрин)? Почему Саймон тут вообще оказался и почему он жив даже спустя сто лет - вопрос очень интересный, и искать на него ответ надо уже в самой игре.

Земли больше нет
Благодаря инструкциям Кэтрин, Саймон начинает лучше ориентироваться на PATHOS-II. Оказывается, он поделён на многочисленные станции, которые коротко прозвали буквами греческого алфавита. Кстати, название игры тоже греческое. "Сома" переводится с греческого как "тело". Чтобы встретиться с Кэтрин Саймон должен найти путь к станции Лямбда. И вот тут начинается самое интересное: оказывается, станции не такие уж и безжизненные. Саймон повстречает обладающих интеллектов роботов, которые, говоря с абсолютно человеческими интонацией и эмоциями, будут молить об оказании помощи и жаловаться на боль. На все уверения о том, о какой ещё боли и недомоганиях идёт речь, если тело роботизировано, роботы придут в ужас и будут настаивать, что они, вообще-то, живые люди, а Саймону надо бы зрение проверить... Жутковато, правда?

Этот робот молил о помощи
Будет ещё более жутко, когда на станции повстречаются существа неизвестного происхождения с далеко не дружескими намерениями.

К несчастью, Кэтрин оказывается не живой женщиной, а цифровой копией, помещённый в чип. Но за неимением лучшего для Саймона это хоть какой-то компаньон. Кэтрин умоляет Саймона помочь ей заполучить всю информацию по проекту Ковчег. Ещё будучи живым человеком, Кэтрин была в составе группы учёных, работавших над Ковчегом, но с того момента, когда её сознание полностью оцифровали (обычное для данной научной станции явление), полученная цифровая личность стала, как бы это сказать, существовать сама по себе и информации о том, на какой сейчас стадии находится проект Ковчег, есть лишь у Кэтрин-человека. И неизвестно, жива она или нет. Неизвестно, доведён ли эксперимент до конца. Но отступать некуда, ведь на этот проект осталась единственная надежда...

Несколько раз за игру придётся сделать нелёгкий выбор. И руководствоваться исключительно своими понятиями гуманности. Что есть милосердие, а что жестокость? Оставить робота, в котором находится чужая копия личности (со всеми эмоциями, привычками, ранними воспоминаниями и чувствами, что вполне даёт основания говорить о наличии души) куковать на станции, где его в скором времени или сожрёт монстр, или сядет аккумулятор? А может, лучше избавить его от мук одиночества и тоски на этой самой станции? Что выбрать? По игре остро нужен будет чип, которым обладают роботы, и из ближайших находятся две очень подходящие кандидатуры - универсальный робот с так же чужой копией личности (и, соответственно, душой) и простой робот-помощник, который Саймона выручал много раз за игру. Извлечение чипа означает для робота полную кончину. Кого выбрать?

В женщине система поддерживает жизнь, но на станции из-за этого нет энергии
И что самое... интересное во всей этой картине - игра совершенно никак не наказывает и не поощряет за сделанный выбор. Он абсолютно ни на что не влияет, финал (кстати, очень занимательный, эмоции от него двойственные) так вообще всегда один. Но это вовсе не значит, что это плохо. Наоборот, игра даёт каждому игроку самому решить, что есть хорошо, а что есть плохо, не делая на выборах развилок сюжета и не давая своей личной оценки.

Складывается ощущение, что разработчики не стремились создать у игрока мотивацию вернуться к игре. И не сказать, что это плохо. Если играть в лицензионную версию в том же Стиме, после прохождения игры можно обнаружить, что абсолютно все достижения получены - они даются по сюжету автоматом и никак не связаны с выборами. Каких-либо секретных достижений, ради которых придётся лезть куда-то очень далеко или же совершать какие-либо нетипичные действия, отсутствуют. Разработчики словно бы предлагают сначала сыграть в игру, а потом посидеть и поразмыслить над увиденным.

🔶УПРАВЛЕНИЕ

Игрока ждёт стандартный набор клавиш WSAD, ускорение через нажатый левый шифт, прыжки при помощи пробела, взаимодействие с предметами через нажатие левой клавиши мыши. Игра с видом от первого лица - от третьего представить себе подобное путешествие ну очень трудно.

🔶ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС

По сути, игра требует от игрока перемещение по обширным локациям и взаимодействие со множеством объектов. Но этот процесс не настолько скучный, каким может казаться со слов, ведь что-что, а скучать на станциях Pathos-II (и вне их) уж точно не придётся. В первую очередь игроку стоит приготовиться к решению множественных головоломок, решение которых на поверхности не лежит. Честно и откровенно признаюсь в том, что позволяла себе заглядывать в гугл, промучившись и основательно поломав голову. Надеюсь, я не одна такая; больше всего выделяю для себя станцию Тэта и мозговыносящий там процесс подбирания нужных на мониторе компьютера модулей, чтобы они уместились в память жёсткого диска. И ещё одна непонятная чертовщина меня ждала на станции Омикрон. Попробуй вот с первого раза догадайся, что с этими исчезающими и вновь появляющимися квадратами делать надо. Возможно, если бы я себе дала бы больше времени на их решение, я бы и сама смогла прийти к разгадке. Если вы смогли самостоятельно всё решить, я вам аплодирую, серьёзно.

Головоломка
Меня не покидало ощущение, что игра задумывалась таким образом, чтобы пройти её можно было за один-два захода. Иначе я не могу объяснить крайне скудное информационное сопровождение. Текущие задачи высвечиваются лишь при запуске игры, и то они написаны в самых общих чертах, а вот что тебе надо сделать именно в этот вот самый момент, как правило, озвучивается героями вслух. Так что играть надо максимально внимательно, а в идеале вообще записывать свои задачи в блокнотик - пригодится, если понадобится прерваться на жизненные дела.

Сохранения в игре автоматические, довольно частые, не приходится преодолевать нагромождение из задач, чтобы увидеть наконец в правом нижнем углу экрана значок головного мозга, как на МРТ-исследовании. Есть возможность сохранить игру в момент выхода (что, кстати, я активно применяла, если боялась за уже пройденное, не зная о дальнейшем сценарии: просто выходила и обратно заходила). Загрузки почему-то длительные.

Перед началом в меню надо будет выбрать подходящий для себя режим из двух имеющихся: классический и безопасный. Во втором случае странные монстры представлять опасность будут разве что для слишком впечатлительных игроков, но, в целом, вреда от них никакого нет, можно играть спокойно. В классическом же придётся с этими милашками сосуществовать бок о бок и рисковать отправиться на тот свет без смс и регистрации. Я играла на классическом режиме и не скажу, что было очень сложно и невыполнимо. Было, скорее, необычно. Сразу отмечу, что каких-либо способов борьбы с монстрами сюда не завезли, так что стелс наше всё.

Враги тут разных мастей и к каждому виду нужен свой подход. С некоторыми монстрами играть в прятки надо в высшей степени аккуратно и лишний раз на них не смотреть. Один только взгляд в их сторону (даже если сами они стоят спиной) автоматически привлечёт их внимание. Передвигаться, находясь с ними в одном помещении, нужно строго на корточках, приближаться нельзя, смотреть тоже нельзя. И шевелиться, если они ходят рядом, нельзя. Если враг на подходе, а бежать больше некуда, всё, что остаётся делать, - это добраться до дальнего угла помещения, перевести взгляд на потолок и замереть, молясь, чтобы враг принял Саймона за элемент декора в углу.

Эта дверь очень медленно открывается, а враг ходит поблизости
А вот другие монстры, напротив, "усмиряются" как раз таки прямым взглядом на них. Если на них посмотреть, они застынут на месте, и это позволит выиграть дополнительные секунды к бегству. Другой вид монстров обладает тонким слухом, поэтому, даже передвигаясь на корточках, можно привлечь их внимания, задев, например, какой-то предмет.

Если же интимного знакомства с врагом избежать не удалось, после первого удара по голове Саймон приходит в сознание примерно в том же месте, где его вырубил враг. Тот, в свою очередь, будет ходить где-нибудь уже в другом месте, ну а игрок будет перед собой видеть раздваивающиеся предметы и покачивания камеры. "Вылечиться" можно в специальном мед.пункте, который со стороны похож на светящийся цветок. Если же враг напал до того, как игрок вылечил себя после первой неудачной встречи, наступает смерть, и игра возобновляется с последней контрольной точки. Порой я уже плевала на все эти пляски с бубном и давала себя разок ударить по голове - это перенесло монстра уже подальше от меня и позволило мне продолжить игру с нужного места.

Очень скоро настигает чувство, что игра становится однообразной. К сожалению, но это чисто мой взгляд. Одна и та же череда задач: пойди туда, включи оборудование; увидишь, что оборудование или сломано, или ему чего-то не хватает; найди, что нужно, или почини его, потом запусти; прогуляйся ещё куда-нибудь, познакомься с монстрами, успей еле ноги унести от них, потерпи какую-нибудь аварию или крушение... И так почти до самого конца. Я могу упомянуть лишь парочку моментов, где мне было реально интересно: это игра в прятки с монстром по неосвещённым коридорам на станции Тэта, и финальный забег. Ну и начало, конечно, где ты во всём этом пытаешься разобраться. Ах да, я ведь не упомянула самого главного: почти все монстры умеют открывать двери с приводом. Поэтому закрытие двери лишь даст лишние пару секунд форы, но не избавит от преследования.

Омни-инструмент будет давать доступ к компьютеризированным системам
В игре есть просто тьма предметов, которые можно брать в руки. Также игроку предлагается ознакомиться с бесчисленным множеством объектов повествования. Можно почитать переписку на персональном компьютере, прослушать аудиозаписи, считывать по обнаруженным трупам события последних минут жизни (все сотрудники PATHOS-II имеют в своей голове встроенный записывающий чип, который называют чёрный ящик). И даже принимать участие в опросах.

🔶ПЕРСОНАЖИ

Саймон - главный герой игры, который до всего этого был самым обычным работником книжного магазина, и ничего выдающегося в нём не было. Авария, которая произошла не по его вине, унесла жизнь его коллеги. И жизнь Саймона из-за травм головного мозга теперь тоже висит на волоске.

Саймон и Эшли
Он довольно эмоциональный молодой человек, в выражениях не стесняется, и, если почитать форумы, многие его осуждают. Я тоже осуждала его вспыльчивый характер, его поведение, когда он в некоторых моментах оскорблял Кэтрин и кричал на неё. Но, с другой стороны, на его месте я бы, скорее всего, реагировала бы на происходящее точно так же.

Кэтрин Чун - сотрудница PATHOS-II; напарница Саймона, душа и личность которой были скопированы и помещены в чип. Её внешность можно увидеть на мониторах - у Кэтрин азиатские черты лица. Википедия мне сообщила, что в жилах Кэтрин течёт тайваньская кровь. Это умная, спокойная и сосредоточенная женщина, и Саймону очень повезло заполучить её цифровую личность. На эмоциональные всплески умнице Кэтрин хватало такта молчать и ничего Саймону в вину не ставить.

Кэтрин
🔶ГРАФИКА

На весьма добротном уровне, хоть и придётся мириться с непроглядной мрачностью и тёмными фонами. Начало игры очень бодрое и красочное - там всё пестрит всеми цветами, уже готовишься к ещё одному Firewatch; но уровень среди цивилизации заканчивается довольно быстро, и дальше наступает какой-то визуальный микс из Observer и Dead Space. Если не знать, что в этой игре предстоит обследовать станции подводного научного комплекса, по скриншотам можно ошибочно принять SOMA за космическое путешествие. И в чём-то оно даже так и есть, ведь океан изучен очень и очень плохо. Уровни вне станций, где надо бродить по океанскому дну, хоть и тёмные, но бродить по ним занятно. Здесь попадается и живность - в основном, безопасная.

Язык озвучки - английский, и он довольно качественный, актёров, приглашённых на озвучку, хочется похвалить, они молодцы, постарались на славу, отлично передали эмоции и вполне сопоставимы с внешностью героев. Имеются русские субтитры; в речи героев на английском языке полно нецензурных высказываний, но в субтитрах ругательных слов почти нет. Надписи на мониторах, как правило, так же составлены на русском языке.

🔶АТМОСФЕРА

Трудно воспринимать эту игру как хоррор, хоть он и числится в жанрах. Но это не отменяет того факта, что было жутко. Нет, скриммеры отсутствуют, никаких резких всплывающих рожиц или резких звуков. И, тем не менее, играть в SOMA крайне неприятно. Ощущается атмосфера полного погружения в игру за счёт отсутствия каких-либо указателей, карт, маячков и подсказок. В минуту, когда Саймон после потери сознания (как он думал) приходит в себя и видит незнакомую обстановку, мигом начинаешь испытывать весь ужас положения. Информации о том, что вообще произошло, ноль; куда идти - а кто ж его знает; что делать - то же самое; где искать помощи - непонятно. Только тыкаться во всё наугад... Да уж, не хотела бы я пережить нечто подобное.

Мой самый любимый по атмосфере уровень - путешествие к станции Тау в специальном гидрокостюме Хаймацу. Станция расположена на глубине нескольких километров, и без костюма там можно превратиться в лепёшку. Будет один момент, где есть все шансы сорваться в бездну - у меня такое случилось раза три; Саймон свалился на дно и очень скоро начал усиленно дышать, стонать, а после вылетела надпись о кончине. Никогда ранее мне в играх не доводилось исследовать глубокие воды, но то, как тут передали атмосферу, заслуживает оваций. На этой огромной глубине мне было очень страшно. Непроглядный мрак кругом, над головой бесконечная толща воды, перед глазами пелена, рядом плавают опасные хищники, голубые фонарики издают слабое свечение. До станции Тау мне хотелось добраться как можно скорее. Меня тут несколько раз убивали удильщики. Шикарный уровень, шикарная атмосфера!

На огромной глубине. Всё мутное. Не покидаем освещённые области!
🔶ИТОГ

SOMA - это невероятно атмосферный научно-фантастический хоррор, который стоит того, чтобы в него сыграли хотя бы один раз. Сюжет прекрасен тем, что предлагает каждому игроку самому себе ответить на вопрос, что есть жестокость, а что есть милосердие; что есть душа и что есть тело. И правильного или неправильного ответа здесь нет, что игре лишь на пользу. Потрясающая атмосфера, потрясающее исполнение, потрясающие актёры озвучки - я не жалею, что сыграла в SOMA. Немного попортил впечатления однообразный геймплей и головоломки, но снижать за это оценку - вот честно - не хочется, поэтому от меня пять звёзд. Рекомендую погрузиться в это невероятное путешествие.

Минусы:

  • однообразный геймплей, где на всех уровнях предстоит плюс-минус одна и та же цепочка задач;
  • головоломки, решение которых лично мне показалось слишком неочевидным;
  • игра рассчитана таким образом, чтобы её прошли в максимально сжатые сроки - нет напоминаний о текущих (именно вот в эту самую секунду) задачах.

Плюсы:

  • атмосфера полного погружения - что чувствует Саймон, едва открыв глаза, нетрудно себе вообразить;
  • морально сложные выборы;
  • игра не навязывает свои собственные оценки сделанным выборам;
  • занимательный сюжет и концовка;
  • главные герои с характерами и историей;
  • графика на хорошем уровне;
  • заставляет задуматься.
Достоинства
  • Глубокий сюжет
  • Графика
  • Живые персонажи
  • Музыка
  • Сюжет
  • Философские размышления
Недостатки
  • Однообразие
  • Сложность
olya_konstрекомендует
Читать все отзывы 7
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Играла в нее, было интересно.
Насчет остальных проектов. Penumbra сначала очень понравилась тем, как реалистично герой перемещает предметы. Потом надоело скитаться по подземелью среди собак-монстров. Amnesia и Machine в принципе схожи. Идем, прячемся, собираем историю.
22.06.2022
Планирую и в это как-нибудь сыграть
22.06.2022
Очень интересный сюжет)
По поводу концовок, да, интересно когда выбор ведёт к определённым концовкам, но мне обычно лень переигрывать ещё раз ради другой концовки и я смотрю её где-нибудь на ютубе)
22.06.2022
В Соме при любом выборе одна концовка
22.06.2022
И поэтому для меня это не минус в принципе))
22.06.2022
Конкретно в Соме да, а вот в каких-нибудь Ходячих мертвецах, где, кстати, сами же разрабы на старте игр гарантировали развитие сюжета в соответствии с выборами, это провал.
22.06.2022
Слышал про нее, но пока не играл)
26.06.2022
Отзыв и сам читался как захватывающий приключенческий рассказ 👍
28.02.2023
о! она у меня на какой-то платформе есть. надо погамать)
Другие отзывы
Читать все отзывы 7
Смотрите также