А вот Мидзогути, в отличие от Кимитакэ, мне не понравился совершенно. Кимитакэ был безобидным, хоть и с тараканами в голове. Но он просто жил, приспосабливаясь к окружающему его миру, старался прятать свои изъяны и, по большому счёту, был тихим мальчиком, не причинявшим людям вреда. Он сам страдал, но других он старался не обижать. Кимитакэ не делал подлостей. В каком-то смысле он - жертва несчастного детства и отклонений в мозгу. Но он нормально сходился и ладил с людьми. Хорошо учился, не был изгоем. Когда я читала ту книгу, мне вспоминался маленький Хираока и он же - в юношеские годы. (Хираока Кимитакэ - настоящее имя писателя, взявшего себе псевдоним.) В интернете есть фотографии. Лицо хорошее, незлобивое. Мисима, что ты натворил?! Ну вот что тебя дёрнуло, такого талантливого человека, совершить идиотский теракт, чтобы покончить с собой?! И ещё втянуть в это дело таких же.... Ай, ну тебя! Мисима, я с тобой не разговариваю! 😊
А Мидзогути, если отставить шутки и перейти к новой книге, был с ранних лет подлым типом. Он родился уродцем, заикой. Ну да, я знаю, калеки часто бывают озлобленными и противными. Не все, конечно, но есть такие. Но Мидзогути не был калекой, как его дружок Касиваги (тот ещё моральный уродец, нашли друг друга с главным героем). Он мог, допустим изменить внешность. Например, подстричься, одеться, чтобы сгладить неблагородные и некрасивые черты лица. Лучший его друг Цурукава ухаживал за бровями. Пушкин, по воспоминаниям очевидцев, был чуть красивее обезьяны, но сколько женщин в те времена по нему сходили с ума! Мидзогути, был бы он умным парнем, мог бы поговорить с обогревшим его настоятелем храма (который помнил его отца и много раз покрывал преступления своего воспитанника), чтобы взять взаймы и сходить один раз к хорошему логопеду. Но это не про Мидзогути. Акунин правильно процитировал слова из "Бесов" Достоевского. Это был маленький, гаденький, золотушный бесёнок с насморком, из неудавшихся. Вот таким вот был Мидзогути. Я много раз пыталась понять его, но всё без толку. Его позиция - да, я заика и урод. Меня не любят, так дайте же мне заявить о себе. Дайте мне возможность напакостить вам, чтобы изменить вашу жизнь и заставить подёргаться. Вот, например, что плохого сделал ему какой-то курсант, которого он встретил однажды с толпой гимназистов? Да ничего не сделал плохого. Наоборот, этот человек не смеялся над ним и поговорил с ним на равных. Но Мидзогути решил изуродовать его кортик. Спрашивается, зачем? А просто так! Потому что кортик красивый, а Мидзогути - урод. Курсанта любят и слушают, а Мидзогути дразнят и прогоняют. И в данном случае я не заступаюсь за жертву. Да, я согласна, никто не имеет права дразнить другого и издеваться над ним. Но я готова признать, что окружающие просто чувствуют в Мидзогути уже зарождающуюся гнильцу, просто в силу возраста не умеют нормально выразить это. Только через шутки, пинки, обзывательства и тычки. Все остальные поступки были у Мидзогути ничуть не лучше. Напугал девчонку. Папа отругал. Ну, умный бы извинился. Но только не Мидзогути, который стал желать девчонке смерти. Дальше. Подорвал здоровье проститутке. Соссал (не побоюсь этого слова) признаться надзирателю храма в том, что виноват (при этом очень виноват) перед этой женщиной, проявив и трусость, и жестокость. Обманул своего лучшего (кстати говоря, единственного) друга Цурукава, сказав, что не виноват. Видел, что Цурукава горячо поддерживает его, но не признался в обмане. Все кругом враги. Все плохие. И храм этот юный Херострат решил поджечь, потому что в силу осознания своей ущербности и, кроме того, природной зловредности,уже просто свёл себя с ума. У него возникла навязчивая мысль - поджечь этот храм, который возникал всякий раз, когда он пытался сблизиться с женщиной. Навязчивая мысль. Как у Раскольникова - убить старуху. И эта мысль не исчезает, несмотря на доводы рассудка. Я уже не буду раскрывать все подробности сюжета, но мне не жалко Мидзогути. Он мне противен. Он эгоист и видит только себя и свои страдания в жизни. Он не скорбел по отцу, когда тот умер от чахотки, и ненавидел свою мать. Что ему, кстати, сделала мама? Я это толком не поняла. Человек, который препарировал свои страдания из-за храма, мог бы постараться доходчивей объяснить обиду на мать. И вообще, пусть лучше бы он попытался поджечь себя, нежели ни в чём не повинный, старинный храм Кинкакудзи. Что за манера - уничтожать лучшее и прекрасное в своей стране? Япония и так пострадала из-за воздействия других культур. Только психопат мог рискнуть уничтожить часть её культуры. Я думаю, у Мидзогути было всё-таки психическое заболевание (в частности, навязчивая мысль - уничтожить храм Кинкакудзи), просто в своё время никто не занялся этим подростком.
Но, тем не менее, говорю Юкио Мисиме оригато и не жалею о том, что прочитала этот роман.