18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ГЛУХОВСКИМ ДМИТРИЕМ АЛЕКСЕЕВИЧЕМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ГЛУХОВСКОГО ДМИТРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
Раскритикованный в свое время фильм "Текст" меня крайне впечатлил, прямо до глубины души. Переживала за главного героя как за себя, эффект полного погружения в личность персонажа Ильи и это было и страшно, и круто одновременно. Начинала как-то читать одноименную книгу "Текст" Дмитрия Глуховского, но забросила, времени не было. И вот решила закончить начатое, прошло с момента просмотра фильма уже около 5 лет, пора возобновить его в памяти. Книгу можно купить на Литрес, стоимость - 549 рублей, у меня в электронном виде.
Только так человек может справиться с унижением и уничтожением себя: передавая унижение дальше, вмазывая в д***мо других; иначе его не отпустит.
Илья Горюнов - главный персонаж произведения: 27-летний мужчина, который наконец-то возвращается из тюрьмы домой, отсидев 7 лет из-за подставы - подкинули наркотики в клубе. Он из простой семьи, мать учительница, жили в Лобне, туда он и держит путь осенью из Соликамска. Девушка, за которую он в свое время заступился и отсидел срок немалый - уже в других отношениях и знать его не желает. Да и мать оказывается не дождалась возвращения, умерла накануне...
В деревнях все как на ладони, чужаков сразу видно! В городах без денег и двух дней не протянешь.
Возвращается Илья один, без денег, без друзей, без девушки на свободу. А нужна ли эта свобода? За что ему держаться в этой жизни? У него нет ориентиров! Он даже не понимает как жить сейчас в этом мире. А всё из-за мента, который нынче живет свою лучшую жизнь, и даже не вспоминает об Илье, о том как испортил ему жизнь. Илья все годы в тюрьме мечтал наконец увидеться и переговорить с тем самым ментом - Петей Хазиным. И вот как раз лучшее время, решил он и отправился его повидать. Но накопленная агрессия, жажда мести взяли свое, и Илья в состоянии аффекта убивает Хазина, и забирает его телефон. И тут начинается новая глава его жизни - он сможет примерить на себя жизнь Хазина в виртуальном плане, общаясь с его окружением посредством его айфона, пока Петя "портится" на дне московского колодца...
«Мусор тянул время, ему нравилось, что он может время гнуть, как проволоку».
“Соседи косо смотреть будут - переедем в твою чаянную Москву. Там никто никого не знает в лицо, там у людей памяти на один день хватает.»
Первое, что мне сразу понравилось в книге Глуховского - это его прекрасный слог, красивые метафоры, бьющие прямо в точку - я прямо в цитаты себе забивала такие интересные сравнения, описания. Тем не менее, следует понимать, что по сути, вся ситуация с Ильей происходит в полной тишине, в переписке, он полностью погружен в себя, в ожидание расправы над собой, а когда это произойдет? Это давит на психику и в то же время невозможно постоянно находиться в стрессе, Илья уходит в свои фантазии настолько, что почти отрывается от реальности, и именно это помешает ему выпутаться из сложившейся ситуации.
Книга длинная, более 500 страниц, читается в целом легко, но уж очень много Дениса Сергеевича в диалогах, в фильме этот, так сказать, виртуальный персонаж показан бегло и понятно, не так навязчиво как в книге. Слишком много разговоров о наркотиках, о сделках предстоящих Дениса Сергеевича с Хазиным. Понравилась история Нины и Хазина, в книге она расписана глазами Ильи с точки знакомства и до текущего момента, это как раз придает глубины повествованию, ведь в полнометражного фильме "Текст" не так глубоко показаны взаимоотношения героев. Тут же Илья будто сам прожить успел знакомство с девушкой, и возникновение влюбленности, что и обуславливает его конечный поступок. В сериале "Текст. Реальность" историю Нины и Хазина увеличили, но так же, больше клиповых вставок, а не глубины и диалогов, что как раз есть в книге.
«Когда никто не смотрит, не стыдно!»
“Пока сидел - рубль ополовинился. Метро было 25, а стало 50 (полтинник).»
Все-таки фильм оказал на меня бОльшее впечатление, чем книга, именно грамотно выстроенная картинка на экране смогла меня утащить в ту же атмосферу, где находился Илья. Читая книгу, я представляла уже знакомых актеров по фильму: Петрова, Асмус и Янковского. В книге очень много мыслей Ильи, которые звучат якобы в его голове, но на деле в голове читателя - мысли кардинально противоположные, когда стоишь на распутье, и нужно выбрать путь: либо как тебя воспитали и как чувствуешь, либо убедить себя рационализацией и желанием отключить в себе сострадание, усилить агрессию и обиду, дабы поступить с выгодой для себя. Но ведь это крайне сложно, если тебе с детства вдалбливали быть правильным и хорошим, даже тюрьма в таком случае не искоренит эту мягкость. А если и включать насильно в себе цинизм, то от этого сильнее страдания, чем от ощущения себя жертвой системы.
Мать у Ильи, конечно, та еще манипуляторша. Это понятно не только из начальной сцены в книге и фильме, но и по воспоминаниям детства Ильи, как она могла неделями играть с ним в молчанку, а потом говорила как сильно его любит. Честно, никогда не понимала и не пойму - Как можно говорить о любви, если тебе хватает наглости и воли вот так мучить человека игнором, молчанием, взращивать в нем послушание?! Значит человек НЕ любит - он просто ВОСПИТЫВАЕТ под себя. Когда любишь не будешь делать другому больно. Как может любящий человек спать спокойно, зная что другой находится в тревоге от неопределенности, от пожирающих его чувств злости, стыда, вины?!
«Вот оно. Голос она не признала бы, а ТЕКСТ спутала. В тексте дыхания нет...»
ИТОГ: честно говоря, Петров гораздо круче передал образ Ильи, чем это преподано в книге. Для полноты картины истории в голове прочитать следует, особенно если вам понравился фильм "Текст", многое встанет в голове на свои места. Только вот эти затянутые диалоги с Денисом Сергеевичем мне надоедали - ну лично мне неинтересны обсуждения кому и когда продать наркоту, вот в фильме было четко и быстро показано - Кто этот Денис Сергеевич и почему он цепляется к Хазину. В книге я долго не могла понять, за обилием диалогов по переписке, - че он вечно цепляется. Плюс звонки постоянные от начальства. Путаешься в этих звонках и сообщениях. Рекомендую в целом, но кино все же впечатляет в разы больше!