Опубликовано 25 Февраль, 2022 - 13:19

  • Получено с условием написания отзыва (бесплатно или со скидкой)

Люблю скандинавские триллеры. Они, если совсем вольно распоряжаться категориями, - современные преемники нуара, почерпнули из этого жанра достаточно многое, а мне уютно в нуаре. Максимально отзываюсь на дождь, полумрак, тревожную атмосферу, загадочных мужчин и вот это вот все) Не всегда душе по нраву кровавые сцены и расчлененка, которых становится все больше у скандинавов. Однако в остальном они мне очень милы.

"Каштановый человечек" Сорена Свейструпа - интересный образец скандинавского триллера.

Копенгаген. Найдено тело жестоко убитой девушки. Над ним висит каштановый человечек - куколка, сделанная из каштанов и спичек, с прорезанными глазками и улыбающимся ротиком. На фигурке обнаружены отпечатки пальцев пропавшей год назад и числящейся мертвой девочки. Но человек, признавшийся в ее убийстве, уже сидит в тюрьме. А вскоре находят еще один труп - и снова следователям улыбается каштановый человечек с отпечатками пальцев той же мертвой девочки…

ЖАНР

На мой субъективный взгляд, как детектив произведение чуть не дожато. Ну сложно читателю идти по следу, даже по ложному, чтобы быть полноправным игроком наравне с полицейскими. Да, поначалу на уровне интуиции и даже логики видишь направление, где надо рыть. Но улик не хватает. В определенный момент ответ на главный вопрос "А кто же маньяк?" просто падает кирпичом на голову. И после этого невольно задумываешься, что на месте некоторых пострадавших (Розы Хартунг, матери пропавшей девочки, в частности) я бы вела себя несколько иначе... На этом персонаже логика сильно поломана, действует нечто, что я условно назову "психологическим фактором". Тем не менее, преступления - мотивированы.

Данный роман силен не в детективной линии. Он о другом. Об атмосфере, которая описана в начале статьи. Она передана живо, она набрасывается на тебя с первых страниц. Можно сказать, с обложки...

Согласитесь, странная забава - мастерить подобные игрушки. Они некрасивые, жуткие, да такие бы мне в кошмарах снились в детстве.

О ЧЕМ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ПЕРСОНАЖИ...

Роман начинается с флэшбэка, в котором полицейский едет разбираться с очередным вызовом. Он ожидает пустяковое дело, опять скотина порушила ограждение. А обнаруживает кровавое логово, где на каждом шагу - труп, истерзанный и жуткого вида. И живые дети. Есть вещи, к которым невозможно привыкнуть. Меня весьма покоробила страшная сцена и то, что произошло с этим полицейским, который незадолго до этого раздумывал, стоит ли уходить на покой.

 

И после кровавого логова - постельная сцена. Я вижу, автор хочет нас потрясти, почти издевается над нашими рецепторами, когда позволяет себе настолько наглые приемы.

Мы переносимся в настоящее время и знакомимся с полицейскими Найей Тулин и Хессом, женщина и мужчина. Хесс при знакомстве напоминает Найе какого-то актера. Любопытный момент. Может, Свейструп хотел видеть в роли Хесса кого-то определенного? По описанию похож на Эдриана Броуди, кстати.

Нет, у меня нет с этим никаких проблем. Но давай поделим обязанности, а то мы всю дорогу занимаемся перетягиванием каната, как два мудака.

Здесь эти персонажи не просто винтики системы, а живые люди со своими сомнениями, личной жизнью, богатым эмоциональным фоном. Мне нравятся их размышления о жизни и вообще, как говорится. Фоном постоянно идет дождь, и примерно к середине книге он "перестает раздражать", как пишет Свейструп. Показывают какие-то новости, программы, мультфильмы, включено радио, уделено внимание архитектуре. То есть создается ощущение полного присутствия в Копенгагене. Это круто. Также Копенгаген не отрезан от мира, автор сообщает интересные детали внутренней кухни Интерпола, мельком касается некоторых конфликтов внутри Евросоюза. Картина объемная, реалистичная.

 

Мнение о книге:

Читать было очень увлекательно, не было ни единой страницы, где бы я ощутила скуку. В итоге криминальная история имеет сложную подоплеку, в дебри которой не каждый автор имеет смелость ступить. Неблагополучные дети и кем они вырастают, неподвластная контролю и исправлению психология. Тема насилия над детьми, которая звучит все чаще, так как проблемы целого общества начинаются с детских травм, при том, что за эти травмы никого не наказывают.

Горе – это утратившая свой дом любовь

Попадались некоторые комплименты в адрес книге, что она в традициях Стига-Наше-Все-Ларссона. Думаю, "Миллениум" стоит особняком от остальной современной скандинавской литературы. Без глубокого анализа, просто на основе впечатлений: Ларссон в свое время потряс меня, раскрыл глаза, ярче и громче многих показал собирательный образ миллениала. А первый раз - это всегда нечто особенное) Поэтому поставить кого-то рядом с Ларссоном невозможно. Не говоря о том, что произведения мало чем похожи. Частное или журналистское расследование заметно отличается от полицейского. И хорошо, что в литературе можно разными методами раскрывать преступления.

 

ОБ ИЗДАНИИ

Твердый переплет, цветной форзац, 544 страницы, перевод с датского А.Н. Чеканского.

Издательство Эксмо, 2021.

Плотная серая бумага, удобное форматирование. Главы короткие, шрифт удобный, читается быстро. Главы разделены нумерацией, а подглавы - тройными квадратиками (вместо традиционных звездочек). Без опечаток. Качество издания понравилось.

Имеется посвящение:

 

 

Книгу "Каштановый человечек" можно, например, купить здесь

Достоинства
  • Атмосферно
  • Дух скандинавских триллеров
  • Закрученная интрига
  • Интересные персонажи
Недостатки
  • Слабая детективная линия
assirrinрекомендует
Читать все отзывы 27
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 27
Смотрите также