Одна из новинок уходящего года – дебютный роман молодой писательницы Эммы Клайн.
Дебютный роман «Девочки», который получил массу положительных отзывов, она опубликовала в 2016 году. Книга была номинирована на премию John Leonard Award, а также премию Fiction's First Novel Prize. Права на экранизацию романа уже приобрел американский продюсер Скотт Рудин.
«Девочек» пиарили в Facebook и на сайтах с рецензиями, как трогательную и щемящую историю взросления. Ну что, если вы, как и девочки-героини взрослели с ножом в руке, номерами журнала «Плейбой» в шкафу, вшами в волосах и ненавистью в сердце, то, может быть, и защемит… седалищный нерв или что-нибудь такое, что обычно защемляет у скучных взрослых, якобы не понимающих, чем и как живут молодые.
Итак, жила-была почти нормальная девочка Эви Бойд из обеспеченной семьи. Родители обычные: любили по-своему. Школьная подружка имелась, первые прыщавые влюбленности и все такое. Правда, девочка засматривалась на голых красоток из «Плейбоя», курила траву, да «мастурбировала часами напролет» (с). Хм.
Девочке, на минуточку, всего 14. Жаркое лето, каникулы, разлад с подружкой, и вот в голове у Эви окончательно перемкнуло, после чего она отправилась искать любовь в коммуне немытых (в прямом смысле слова) хиппи.
Прообразом этой коммуны явилась печально известная «Семья» Чарли Мэнсона и прочие подобные сообщества, во главе которых стояли укуренные психопаты-харизматики 1960-х. Нет, это не история про убийства в доме Романа Полански и Шарон Тейт. Это история про то, как жили участники таких групп (остальные детали и нюансы выдуманы или частично заимствованы из настоящей истории Мэнсона и его «Семьи»).
И в этом смысле книга противная, потому что жили в таких коммунах как свиньи. Местами от физиологических подробностей бытовой жизни и интимных взаимоотношений в группе хочется пойти помыть руки. Автор же пишет об этом как о чем-то совершенно обычном – подумаешь, кто же из нас не выковыривал у друга из зубов застрявшие кусочки пищи, да? Не ходил в грязном платье с дырами, не смывал детские фекалии садовым шлангом с дорожки возле дома?
В общем, всякой мерзости на страницах «Девочек» полным-полно. Стоп, но роман-то о любви и взрослении. Как бы. И вот тут проблема: ничего такого я в книге не увидела. Это лишь мое мнение, но мне еще не отбило память – я помню себя в 14 лет (как же бездарно я провела то лето, если сравнить с Эви Бойд) и не нахожу никаких параллелей, которые заставили бы ощутить некую сопричастность.
Девочка-чистюля из домашнего мирка плюшевых пони попадает в грязный хлев, где взрослые дядьки (и не только) имеют на нее вполне определенные виды, но не бежит плакать к маме в юбку, а с радостью погружается с головой в эту грязь. Что-то не бьется одно с другим.
Искать любви, но довольствоваться наркотиками, немытыми телами, грязными простынями, едой с помойки, групповым сексом, заношенной и нестираной одеждой. Да девочку психиатру бы не мешало показать.
Таких подростков, как Эви Бойд, ожидаешь встретить разве что в маргинальной семье алкоголиков, но автор описывает ее как личность, не чуждую рефлексии, способную видеть себя со стороны и правильно оценивать окружающих.
И как же такая прекрасно развитая и не по годам умная девушка умудрилась не увидеть все убожество предлагаемой ей «любви»? Не ощутить ее запаха, страха, подлости, грязи? Загадка.
Думаю, «Девочки» могли бы мне понравиться, попади книга в мои руки в старших классах школы. Сейчас же роман читается с большой долей скепсиса. Вместе с тем я понимаю, что такой микс секса, наркотиков, порочных лолиток, истории Мэнсона и духа хиппующих 1960-х может понравится многим. Поэтому рекомендовать, безусловно, буду.
Героиня не вызывает никакой симпатии или сочувствия. В ее жизни не было ничего ужасного или невыносимого. Обычная жизнь обычной девочки. Я понимаю, чего ей хотелось, но не понимаю ту легкость, с которой она готова переступить грань между человеком и скотиной. Может быть, она изначально испорченная и развращенная, и возраст тут не играет особой роли, потому как в книге никто не делает с ней ничего такого, чего она не хотела бы сама, к чему не стремилась бы.
А читателю предлагается читать всё это и думать – ой вей, бедняжка какая, ведь ей просто хотелось получить от мира капельку любви, понимания, уважения! Неправда. Холден Колфилд бунтовал против лживого мира взрослых, но не ковырялся в чужих зубах, не забивал косяк, не спал со всеми подряд и все же менял трусы (надеюсь).
Не могу не отметить и явную феминистическую направленность романа. И хотя в нем нет семейных абьюзеров - собственно, в этом и главный минус книги для меня лично, я так и не поняла, что же может настолько переклинить в голове у 14-летней девушки, чтобы она восторгалась грязными и полоумными хиппи - общая мысль все равно звучит рефреном: мужчины существа подлые, не доверяй им, сестра.
Технические характеристики издания.
Твердая обложка, бумага офсетная.
384 стр.
Издательство "Фантом Пресс"
2017 г.