Престижные кинонаграды, место во всевозможных топах, люди вокруг только о говорят о "Душе". Недавно выпущенный мультфильм успел наделать много шума и разбудить любопытство. Проскролливая страницу "Души" на небезызвестном ресурсе КиноПоиск, я обратила внимание на имя режиссёра - Пит Доктер. Он уже подарил нам такой психологичный мультфильм как "Головоломка", заставил задуматься над реализацией своих желаний в "Вверх", пусть и лично моя оценка этой истории неоднозначна. Также Пит продюсировал "Луку", "Вперёд", "Университет монстров" и "Храбрую сердцем", а это значит, что и "Душа" поиграет на глубинных струнах...Души. Зрительской.
Дисней и
Pixar успели показать аудитории
Францию (
"Рататуй"),
Италию (
"Лука"),
Мексику (
"Тайна Коко"),
Шотландию (
"Храбрая сердцем"), конечно же, не обошли вниманием и родную
Америку (
"Головоломка"). Абсолютно во всех случаях авторы постарались максимально точно отобразить особенности той или иной страны, будь то знаменитая французская кухня в
"Рататуе" или мексиканский карнавал в
"Тайне Коко".
В
"Душе" действие разворачивается в, скорее всего, современном огромном
Нью-Йорке, а жаль, я бы предпочла увидеть
Новый Орлеан с его шикарными домами в колониальном стиле. Почему? Потому что речь идёт о джазе, зародившемся в
Новом Орлеане! Главный герой
Джо Гарднер обожает джаз, преподаёт джаз и является афроамериканцем. С одной стороны, политкорректная повестка, но с другой - джаз придуман темнокожими. Этот темнокожий робкий, нерешительный, стеснительный парень, его единственная страсть - музыка, и она полностью затмила
Джо глаза на всё остальное.
Джо мягкотелый, как уже и было сказано. Спустя короткое время зритель знакомится с его мамой-бизнесвуман и понимает, в чём же дело :D. Деспотичная мама желает сыну, по её мнению, только лучшего, чтобы всё было "как у людей", она откровенно давит своего отпрыска. В голове мамы существует готовый рецепт счастья, никак не пересекающийся с желаниями самого
Джо.
Она настолько пугает и нещадно прессует, что даже посетительница ателье предлагает главному герою соглашаться. Очень, очень правдоподобно показанные взаимоотношения.
Что ж, воспитанные подобными личностями люди с детства учат лгать, побеждать соглашаясь. Вот и застенчивый
Джо, заполучив желаемое, нисколько не собирается делиться своим счастьем с матерью. Напротив, поглощённый собственной радостью, он перестаёт замечать опасности на своём пути и падает в открытый люк.
Теперь мы видим душу
Джо Гарднера, попавшую по загадочному космическому траволатору в Великое До. Такова завязка
"Души".
Вероятно, у некоторых читателей отзыва сейчас возникнут вопросы о Великом До. Знаете, многие размышляют о путешествиях души после смерти, но я никогда не встречала человека, интересующимся судьбой души до рождения. Здесь я поаплодирую мультфильму, авторы попытались дать ответ. Великое До, откуда души прибывают на нашу планету, представлено пряничной страной с так называемыми наставниками, своего рода кукловодами душ. Они вкладывают те или иные качества в пока ещё бесплотную оболочку и отпускают её в свободное плавание. По версии
"Души" человек с рождения обладает определённым набором качеств. Дискуссионная тема, отправляющая к предопределению, фатуму. Я не фаталистка, считаю, личность и её качества могут меняться под воздействием событий и обстоятельств. Это ни в коем случае не умаляет достоинств картины, но добавляет ей плюсов в копилку.
Маленькие души веселы, покладисты, лишь одна из них строптива, очень умна и необычайно остра на язык. Её зовут
22, она никак не может попасть на планету и обрести земную жизнь. Волею случая или нарочно
Джо и
22 теперь придётся взаимодействовать. Конечно, друг благодаря другу они не только преодолеют трудности, но и выучат определённые уроки, прежде всего
Джо.
Земные приключения этого дуэта одновременно и забавны, и наводят на дальнейшие размышления. Не спрашивайте откуда кот, спойлерить не стану, лучше посмотрите. Одно скажу точно - котяра не даст заскучать, он отвечает за комедийную составляющую, да и
22 отжигает по полной! Цитаты известных людей, как, например,
Джорджа Оруэлла (
"1984") в разговоре с одной из учениц
Джо звучат из уст героини беспардонно и вместе с тем к месту. Мотаю цитаты на ус, из них можно извлечь много чего полезного. С мнением
22 я на удивление часто соглашаюсь :D
В
"Душе" более любопытна философская часть. Обращу внимание на сцену в парикмахерской.
Джо заходит к своему другу подстричься и параллельно начинает рассуждать о предназначении. Откинувшись в кресле, герой откровенничает о своей жизни и признаёт, насколько парикмахерское сидение располагает к задушевным беседам. Как тут не заметить очевидную отсылку к
Фрейду, знаменитый психолог прошлого века ввёл подобное кресло-кушетку в непременный атрибут психоаналитических сеансов. Поза полулёжа располагает к полёту фантазии, большей откровенности. Интересный и уместный приём, браво
Питу Доктеру.
Так существует ли предназначение и насколько оно нужно? Необходимо ли жить ради чего-либо? Трактую
"Душу" опять же по-своему, кто-то может согласиться, кто-то нет. Итак, эпизод с
Джо, достигшим своей мечты. Он признаётся
Доротее, после своего триумфа ждал других чувств. Полагаю,
Гарднер вместо подъёма ощутил опустошение. Дело в том, что главный герой чрезвычайно зациклился на джазе и перестал обращать внимание на другие вещи. Это показали ему
22, друг-парикмахер. Когда ты сильно залипаешь на одном и закрываешь глаза на остальные сферы жизни, то в конце концов получаешь внутри себя зияющую дыру. Люди ошибочно называют подобное предназначением, на самом деле испытывая банальную аддикцию.
"Душа" учит именно не быть одержимым, вовсе не "солнышку, конфеткам, ура".
Красиво. Заслуженные награды.
"Душа" - многослойный философский мультфильм о жизни как таковой, о её смысле, о наших мечтах и стремлениях. Есть в ленте недосказанность, чего-то мне не хватило, но это такие мелочи на фоне остального! Смотреть обязательно, вам понравится.