Сюжет строится вокруг загадочных и опасных "Вампиров" - преступного сообщества, главные члены которого искусно перевоплощаются в разных людей, путая общественность и сбивая с толку стражей порядка. Они завладевают деньгами богатых людей, расправляются с теми, кто им мешает и почти всегда успевают скрыться от преследования Филиппа Геранда - обычного журналиста, которым движет благородство и чувство справедливости. Ему предстоит многое пережить в этой неравной схватке со Злом...
В ролях/персонажи:
Эдуард Мате - Филипп Геранд, репортёр
Луиза Лагранж - Джейн Бремонтьер, невеста Филиппа
Дельфина Ренот - мать Филиппа
Стася Наперковская - Марфа Кутилофф, бывшая любовь Филиппа.
Марсель Левек - Оскар Мазаметт
Рене Пойен - Эсташ, сын Оскара
Жермен Руер - Августина, невеста Оскара
Мюзидора (Жанна Рок) - Ирма Веп
Сюзанна Ле Брет - Гортензия, горничная Ирмы
Жан Эме - первый Великий Вампир
Луи Лебас - Сатанас, второй Великий Вампир
Фредерик Морисс - Веномос (химик), третий Великий Вампир
Фернан Херрманн - Хуан-Хосе Морено, соперник Вампиров и гипнотизер
Сериалы того времени в принципе похожи на наши современные: есть неизменные герои, про чьи приключения сериал рассказывает; есть ситуация, на которой строится сериал - в нашем случае это попытка главных героев поймать Вампиров. Как и во всех сериалах действие растягивается на много метров пленки - грамотные режиссеры должны уметь держать зрителей в напряжении. Отличия. Честно признаюсь, что других "винтажных" сериалов не видела, "Вампиры" - первый такой. Поэтому и судить буду исходя из увиденного:
Серии длятся разное количество времени: первая серия что-то около получаса, вторая почему-то меньше 15 минут, а почти вся вторая половина сериала занимает больше 40 минут каждая. В наше время так не снимают - все серии по времени одинаковые.
Нет опенинга как такового. Сериал начинается с заставки, на которой текстом коротко изложены события предыдущей серии, сопровождающая музыка при этом всегда разная.
Стандартная заставка к каждой серии
Композиционно "Вампиры" также отличаются. Режиссер не пользуется "грязными" приемами по регулировке напряжения у зрителей: не оставляет интригу на потом - если серия должна закончится её раскрытием, то так и будет. Вообще в сериале всё держится на сюжете, видно, что режиссер не пытается удерживать зрительское внимание искусственными уловками.
Сериал сделан небрежно и логика некоторых сюжетных ходов осталась для меня загадкой. Во-первых, опечалил персонаж Мазаметт, который сначала был двойным агентом, работая и на Вампиров, и на честного репортера Геранда, а потом при весьма мутных обстоятельствах получил огромную сумму денег и на протяжении всего сериала был на стороне Добра, содействовал в поимке Вампиров: когда в деньгах нет нужды, то нет и необходимости воровать - я так полагаю.
Мазаметт рассказывает о своей тяжелой безденежной доле Геранду.
Это подтверждают события в первых сериях: Мазаметт несколько раз показывает Геранду извещения о долгах за обучения своих детей. Безденежье вынуждало его поступаться принципами и работать на кого угодно - тот случай, когда поговорка "деньги портят людей" переворачивается с ног на голову: Мазаметт становится добропорядочным, потому что новообретенный капитал позволяет ему таким стать.
Во-вторых, не понравились отношения Морено-Ирма. Морено похитил Ирму, потому что хотел вывести главного Вампира из строя, ведь они были соперниками в преступном мире. Ирма служила инструментом, позволяющим диктовать Морено свои условия... Но внезапно пленница так понравилась ему, что он решил оставить девушку себе, загипнотизировав её. Где кончается гипноз Ирмы и начинается её осознанность, мне узнать не удалось.
Морено гипнотизирует Ирму Веп
В связи с чем возникает два вопроса:
Действительно ли Ирма любила Морено? А если любила, то почему? Он же был её врагом, он воспользовался ей как орудием убийства, пока та была в трансе. История любви через насилие не выглядит правдоподобно и неважно, что она происходит у отрицательных героев - они тоже люди.
Почему Ирма перешла на его сторону, а не сбежала при первой возможности к Вампирам? У неё был шанс это сделать, когда ради переговоров о её судьбе приходил Сатанас. Можно это всё списать, конечно, на нетребовательность публики простого звания к подобным моментам: кино должно было развлекать, психологическая и иная сложная достоверность сделала бы сериал громоздким. И это можно понять.
В-третьих, невнимательность к мелочам. В первых сериях участники-вампиры имеют свое логово, ходят в черных обтягивающих одеждах и всячески конспирируются. Поближе к концу мистификация бледнеет: главный злодей без маски, сообщники одеты как обычные люди и после всех своих злодеяний не боятся выходить в люди в своем обычном облике - любой неглупый преступник знает, что чем больше поднято шумихи вокруг его дел, тем лучше надо прятаться, а здесь всё наоборот. И ореол таинственности вокруг Вампиров начинает распадаться: кажутся по-человечески организованными, а не устрашающими, дьявольски хитрыми, опасными и т.д. Смысл в названии Вампиры пропадает - ну, чисто в зрительском восприятии.
Насколько я могу судить, Л. Фейад был человеком абсолютно своего времени: во Франции, откуда он родом, мода на живописные фильмы понемногу спадала, зато спрос на массовые "кинофельетоны" начинал расти. Случилось это как в силу естественного пресыщения публики, так и по историческим причинам: В 1915-ом была первая мировая война, Франция принимала в ней участие. От войны уставали все, и мирное население, и солдаты, сидящие в окопах, чей боевой дух нужно было поднимать.
И Фейад хорошо уловил эти общественные настроения: люди хотели забыться, отвлечься от тяжелой жизни. Возможно, что поднятие боевого духа главной задачей режиссера не являлось, но у него всё равно получилось. "Вампиры" действительно захватывают, заставляют забыть о своих проблемах, попутно побуждая к переживаниям за персонажей.
Несмотря на дыры в сюжете, данный многосерийный фильм (кинофельетон, сериал - выберите любой термин) мне понравился:
Я открыла для себя офигительно красивую актрису Мюзидору: дело не только в хорошо сложенной фигуре (покатые плечи, гармоничные изгибы талии и т.д.), но и в выражении лица: тяжелый, холодный взгляд в сочетании с плотно сжатыми губами идеально вписались в образ Ирмы Веп:
Мюзидора - одна из первых "femme fatale"
Правда на фотографиях без макияжа Мюзидора не так сильно источает мистику, но ощущение какой-то призрачной дисгармонии всё равно есть.
Это пока единственный новый для меня сериал, который я посмотрела с увлечением - в обычной жизни любой сериал (кроме ностальгически окрашенного) меня не устраивает абсолютно ничем. И за то, что Фейаду удалось меня приятно удивить, я могу частично простить его небрежность.
Довольно прикольно наблюдать за предметными решениями на экране: какие-то сцены напоминают современные фильмы или даже полностью скопированы. Например, в "Фантомасе" Андре Юнебеля есть сценка, где посетителей травят усыпляющим газом, в Вампирах 1915-ого это уже есть. Кстати, слова про первую экранизацию Фантомаса в заголовке это правда - Фейад создал достаточное количество таких вот легких сериальчиков, среди которых и Фантомас.
Смотреть или не смотреть - конечное решение всегда за вами. Мне кажется, что просмотр "Вампиров" Фейада будет полезным в качестве расширяющего эрудицию. Поэтому рекомендую.
Почитать более подробно о сюжете каждой серии и некоторые выдержки из кинокритики можно здесь. ***************************************