Опубликовано 29 Март, 2022 - 17:14

Доброго времени суток!

Фильм смотрела 1,5 года назад. И только сейчас решила про него что-то рассказать.
Первоначально мнение было негативным, и я бы точно не посоветовала смотреть и тратить столько времени.

Но на следующий день, меня что-то не отпускало.

Меня мучал вопрос: "Почему у меня ощущение неудовольствия, пустоты? "

Странно.Фильм не изобиловал эмоциональными взрывами. Все многочисленные события показаны ровно, как будто заторможено, заморожено.

Событий масса, смены эпох и режимов тоже хватает, даже есть любимая нами ещё с детских сказок мораль "Зло всегда будет наказано". Что бы мне не быть удовлетворённой?

Но после просмотра ее нет- удовлетворённости этой, какая то обреченность, флегматичная аутичность. Я просмотрела фильм с ровными эмоциями, ни разу не улыбнулась, ни порадовалась, хотя по сути события, которые могли бы вызвать чувства радости в картине были. Вероятно, зто состояние было из-за того, что режиссером с первой же части фильма был задан вектор на осознание зрителем слабости человека при работе идеологической машины, которая продуцировала нацизм со своей наукой Евгеникой. Кем бы ты не был, какими бы способностями не обладал, личность ли ты уникальная и талантливая, волю твою можно сломить, заставив пресмыкаться, подавить всякое проявление индивидуальности. Больной, или на тебя показали пальчиком, что ты больной- Жди, за тобой придут и пустят в расход. А где же гуманизм? Нет, он тогда был не в моде.

А еще во время просмотра преследовал вопрос Почему. Я именно так записала в памяти этот фильм -под названием «Почему»: почему такие странные сюжеты, почему все как-то чуднО, почему все как то не стыкуется с моей картиной представлений, почему она/они/он поступает так, почему так мало чувственности, почему это так затянуто….


И это «Почему» имеет массу наград, что ещё раз подтверждает, что ни черта я в уникальных фильмах не понимаю:

  • 2018 — участие в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля, где лента получила два приза — Arca CinemaGiovani и Leoncino d'Oro Agiscuola.
  • 2019 — две номинации на премию «Оскар»за лучший фильм на иностранном языке и за лучшую операторскую работу (Калеб Дешанель).
  • 2019 — номинация на премию «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке.
  • 2019 — участие в основной конкурсной программе кинофестиваля Camerimage и Сиднейского кинофестиваля.
  • 2019 — номинация на премию Deutscher Filmpreis за лучшую мужскую роль второго плана (Оливер Мазуччи).

Как понимаете, эти награды были получены До известных с 24.02.22 событий. Если бы автор выставил этот фильм сегодня, сомневаюсь, что было бы столько наград. Сработала бы машина Отмены истории, за нацизм в Германии уже не принято извиняться. Историческую вину Шольц отменил.

Характеристики фильма:

Жанр:

историческая драма

Режиссёр:

Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

Продюсер:

Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Кристиан Хенкель фон Доннерсмарк
Кирин Берг
Ян Мойто
Макс Видеман

Автор сценария:

Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

В главных ролях

Том Шиллинг

Себастьян Кох

Паула Бер

Оператор:

Калеб Дешанель

Композитор:

Макс Рихтер

Кинокомпания:

Pergamon Film

Wirdemann&Berg Filmproduktion
Beta Cinema
ARD Degeto Film
Bayerischer Rundfunk
Sky Deutschland
Rai Cinema

Sony Pictures Classics
ARTE
W.o.A. Film

 

Дистрибьютор

Walt Disney Studios Motion Pictures

Длительность-189 мин.

Страна: Германия, Италия

Язык: немецкий, русский

Год-2018

♦️♦️♦️♦️♦️♦️♦️♦️♦️♦️♦️♦️♦️♦️♦️
Так как фильм этот мне выдал Ютюб, так называемым интеллектуальным выбором, когда мне было интересно смотреть фильмы из серии ЖЗЛ. Ок! Понимаю, будет про какого-то, вероятно, известного художника

Смотрю и ни одной знакомой фамилии художника не встречаю. Так и досмотрела до конца не идентифицировав о ком картина.
Потом интернет мне объяснил, что в основе жизнь Герхарда Рихтера.

Но это не биографичный фильм. Что-то около и вокруг.
Даже самому художнику картина не понравилась. Он получил не то, что ожидал, и в этом солидарна была и творческая группа художника, консультирующая режиссера до и во время съёмок фильма.
Я не способна решить их конфликт -художника и режиссера, это лишнее. Наверное, угодить такому индивидуалу, каким является Рихтер не возможно, причём режиссёру, который якобы и не стремился особо к точной автобиографичности. Но я склоняюсь, что просто не смог, не оправдал надежд, в то время как ему доверили многое из жизни великого художника, режиссер же решил исказить. Хорошо хоть именами не воспользовался.

 

♦️Кратко о сюжете:

Действие фильма происходит до, во время и после Второй Мировой войны в Германии.

Первая часть фильма происходит в Дрездене-родном городе одаренного мальчика Курта Барнерта. Его развитием и творческим воспитанием занимается его тетя Элизабет.


Физически девушка выглядит здоровой с отличными внешними и физическими данными. Пусть и не активно, но поддерживает идеологию гитлеровской Германии, на броневичке с лозунгами хоть и не стоит, но сопротивление власти точно не оказывает.


Я к тому, что с виду и нет повода обратить на неё внимание идеологам нацизма. Но в картине постепенно открываются ее странности психики. (У Рихтера, кстати, действительно была психически нездоровая тетя)
И что странно, так это то, что по сюжету мать! девушки решает отвести ее на консультацию к врачу психиатру. И это зная-что с такими людьми делают?

Чудовищные по своей цели собрания врачей СС

Почему родная мать так сделала, ведь Элизабет не была показана социально-опасной? Да, подумаешь, предстала голой за фортепиано перед племянником, но это как бы для его творческого развития со словами «никогда не отводи глаз» (кстати в американском прокате картина вышла именно под таким названием, видимо у кого что болит, тот о том и говорит). Но этот случай можно было замять, поработать внутри семьи. А получилось, что мать сама сдала дочь в лапы карателей. К чему тогда такие ее страдания?
Возвращаюсь от своих мыслей к фильму…

На этом свобода девушки заканчивается, ее увозят из дома на глазах Курта, она сопротивляется.

Далее ее стерилизуют, а чуть позже уничтожают в газовой камере.

Последние минуты жизни Элизабет

Есть сюжет, когда родители Курта замечают странности в его поведении и беспокоятся, что сработал какой-то дефективный семейный ген, который когда-то погубил их родную племянницу.
И я, если честно, ждала- сумасшествия Курта в юности и взрослости. Даже немного разочаровалась, когда этого не произошло. И вот опять мое «Почему» заработало: Почему режиссёр ввёл эту ненужную интригу со странным восприятием мира мальчика, к чему эти переглядывания и перешептывания родителей по поводу возможной болезни?

Во второй части фильма показано время обучения Курта в Дрезденской художественной академии.

Единственным течением в художестве в ГДР тогда признавался социалистический реализм, который Курта угнетает, ему хочется развиваться в других направлениях, для него это воспринимается, как застой, ломка индивидуальности.
Парень во время учебы знакомится со своей будущей женой-девушкой Элли Зебанд из интеллигентной семьи. И здесь я уже точно развеяла посеянное в первой части фильма зерно сомнения, что никакой он не аутист, ни шизофреник, так как общается очень смело, не стесняясь противоположного пола, кадрит девушку, которая являлась первой красавицей института и завидной невестой.


Мать Элли способствует тому, чтобы Курт арендовал комнату в их доме. Хотя она понимает и чувства дочери к молодому человеку и отсутствие у него голубых кровей, что 100% не устроит ее мужа. то есть мать понимает, что дочери не светит согласие на этот брак, что от сексуальных отношений возможны дети. Опять мое пресловутое: Почему как-то коряво придумано?
В союзе девушки и художника мне недостаточным показались передача влюбленности и чувственности молодых, Элли до встречи была такой смелой и уверенной, но после знакомства я увидела в ней кротость и сомнения. Почему такая вялость в проявлениях эмоций, отношения показаны вокруг секса, хотя там любовь.

Понимаете, что фильм не для просмотра с детьми

И даже когда девушка забеременела, а отец, являющийся по профессии врачом-гинекологом ведёт ее на аборт, даже здесь по сюжету все как-то прошло не соответствующе ситуации. Удрученно, обречённо.

Семейный совет

В третьей части молодые иммигрируют в ФРГ.
И там начался поиск подходящего пути в искусстве. Сложный путь. Сомнения, риск двинуться не в том направлении. Оценка творчества друзей, вопрос для кого это нужно, может ли это кого то зацепить, удовлетворяет ли творчество собственные вызовы…

Подходы к обучению меняются и вместо традиционных становятся инновационными

В академии учат по-новому

Развязка фильма любопытна. Ее раскрывать не буду. Только намекну, что неожиданно, занимаясь поиском своего стиля будет найден убийца его тети Элизабет и тысячи таких же людей, подвергшихся эвтаназии во имя процветания идеи об уникальном чистом арийском коде.

 

♦️Актеры:

Том Шиллинг в роли Курта Барнета👆

Себастьян Кох в роли профессора Зебанда, отца Элли👆

Паула Бер в роли Элли Зебанд-жены Курта👆

Саския Розенталь в роли Элизабет Май, тети Курта👆

Евгений Седихин в роли майора НКВД👆

Игра актёров понравилась. Смотреть на них приятно. Пусть и многое в их действиях и метаморфозах в характерах (до-после) мне не понравилось. Но, собственно говоря, они прорабатывали и передавали именно те образы, которые были определены режиссёром картины.

 

♦️Советовать или нет?

Для меня это огромный вопрос. Кому? С каким настроем?
Обобщаю:

1. Тем, кто любит стремительные сюжеты в относительно короткий отрезок времени -Не советую. Фильм затянут по времени, сюжет нудноват, чувственности и эмоций маловато, ощущение заторможенности, замороженности, отсутствия логики в житейских поступках. Можете после просмотра почувствовать неудовлетворённость.

 

2. Тем, кто ожидает узнать биографию известной личности советую, но с оговорками. Мне, как человеку, далекому от художественного искусства, было любопытно посмотреть развитие и рождение мастера, заслужившего неожиданное признание.
Для меня было интересно узнать о жизни и творчестве Рихтера, но не благодаря фильму.
Его творчество оказалось глубоким, с вызовом. Фильм только способствовал проявлению моего интереса. С удовольствием узнала про историю создания Рихтером серии работ «Серое»- монохромных картин, относящихся к фотореализму. Именно на этом участке творчества художника остановился режиссёр картины.

3. Тем, кто хочет посмотреть денацификацию в действии и ощутить состояние восторжествования справедливости, скорее, не советую. Не ярко, без чувства полнейшего удовлетворения за всех невинно убиенных. Но развязка все-таки будет: у меня, например, в глазах стоит ужас осознания разоблачения героя. Добро победит зло, просто здесь это сдержанно, без фейерверка эмоций.

 

5. Тем, кто хочет познакомиться с работой режиссера, узнать игру актеров, оценить музыкальное оформление, при этом, не возлагая огромных ожиданий от просмотра, и с готовностью провести у экрана 3 часа, рекомендую.

Это мне он не зашёл на 100%, между тем, фильму даются достаточно высокие оценки и восторженные зрители утверждают, что он заставляет задуматься, В этом соглашусь. Я не сразу его забыла. Запомнила точно.


6. Так как сейчас в Европейской картине мира нацизм незаметно становится привычным явлением, есть огромные опасения, что завидев в картине русский след и трансляцию вины Германии перед Россией, ее отменят и исключат из кинопоиска. Технически то это, думаю, невозможно. Но идеологически…

Ведь Германии смертельно надоело раскаиваться за совершенное. Им уже хочется снимать фильмы об обратном, перекладывая вину на другие истребляемые нацизмом народы. У меня ощущение после всего происходящего в последнее время, что скоро немцы начнут оправдывать своих дедов и прадедов и огромным потоком пойдут в прокат картины с заметным искажением исторической правды, где Германия будет защищаться, якобы, от российского ига.

Этот фильм, пусть и не такой эмоциональный, но все-таки он про принятие вины, в такой интерпретации нашему зрителю история фильма близка.
Если из такой позиции исходить, то просмотр советую.

 

За внимание к отзыву благодарю!

Достоинства
  • В этом фильме историческая вина пока что признаетс
  • Для любителей кино с вопросом
Недостатки
  • Длительность более 3 часов
  • Заторможенность чувств и эмоций
  • Не совсем биографичный
Calmnessрекомендует
Читать все отзывы 11
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
29.03.2022
3 часа - это, конечно, доооолго!
29.03.2022
Больше люблю читать. Все, что нужно, уже посмотрел. Грани бриллианта желательно посмотреть все. Оценка будет зависеть от мировоззрения человека. И ничем его не переубедишь. "17 мгновений весны" имел и обратный эффект. Выплывал тайный нацизм. И еще выплывет.
Заглянуть в свою душу и ужаснуться.
Разлом может идти и по семьям. Армагеддон никто не отменит.
Стало интересно!
29.03.2022
Возьму на заметку этот фильм
29.03.2022
История тети жуткая((
Не уверена, что фильм буду смотреть в ближайшем будущем (для такого мне нужен определенный эмоциональный настрой), но отзыв на него прочитала с интересом
29.03.2022
Им уже хочется снимать фильмы об обратном, перекладывая вину

Они уже это делают, к сожалению. Puzzled
С фильмом этим не знакома, но отзыв тронул до глубины души. Получился очень пронзительный. Вы большая умничка
30.03.2022
Спасибо
Фильм необычный, у меня сестра такие любит
30.03.2022
Хороший фильм, смотрела
Спасибо за рекомендацию)
31.03.2022
спасибо, забираю в закладки - посмотрю
02.04.2022
Добавлю в закладки
03.04.2022
Не смотрела такой
03.04.2022
Очень глубокий отзыв. Сейчас стоит пересмотреть этот фильм.
04.04.2022
Спасибо за рекомендацию
Можно будет посмотреть.
04.04.2022
Да, скорее всего заканселят...Отзыв прекрасный, как всегда, спасибо! Беру в закладки!
10.04.2022
Про родную мать - это ужас, конечно!
Тяжёлый фильм все-таки.
17.04.2022
Не видела этот фильм. Возьму себе на заметку, время появится - гляну
Другие отзывы
Читать все отзывы 11
Смотрите также