Я не любитель поисков смысла, но мне нравятся интересные концепции.
Мультфильм студии Pixar в первый момент показался довольно плоской историей рассчитанной на младших подростков с обязательным выдавливанием слезы.
Но я точно знала, что получу эстетическое удовольствие от просмотра работы Pixar в 3D, поэтому мы с мужем пошли в кинотеатр. Конечно же с ребёнком.
Фильм смотрела в кинотеатре в 3D, поэтому скрины из трейлеров.
Душа\ Soul20 Pixar отзыв
Есть ли глубина в этой истории?
Сейчас воспринимаю этот мультик как разговор о смысле жизни и смерти.
О добре и зле, индивидуальности и характере, боге и человеке.
Студия Pixar представила уникальную историю -- разговор о душе без религиозного подтекста. И именно эта позиция оказалось для меня близкой.
Душа\ Soul20 Pixar отзыв
Главная героиня -- душа отказывающаяся рисковать. Она не готова отдать то, что имеет за новый опыт. Она прямо говорит, что не хочет рождаться, чтобы не умирать.
Её имя имеет смысл и контекст в этой истории, оно отсылает нас к 22 правилам повествования сформулированным автором сценариев Pixar, Эммой Коатс.
Душа\ Soul20 Pixar отзыв
Читая первое, уже начинаем понимать направление -- Восхищайтесь персонажем за его старания больше, чем за его успехи.
Эти правила впервые появились в твитах автора сценариев из Pixar, Эммы Коатс [Emma Coats].
Восхищайтесь персонажем за его старания больше, чем за его успехи
Отдавайте предпочтение тому, что интересно вам как зрителю, а не тому, что прикольно делать писателю. Эти два параметра могут сильно отличаться
Стремиться к выражению лейтмотива – это замечательно, но пока вы не закончите историю, вы не сможете понять, о чём она на самом деле. А теперь перепишите её заново.
Жили-были… Каждый день они… А однажды… Из-за этого… Из-за того… Пока наконец не…
Упрощайте. Концентрируйтесь. Комбинируйте персонажей. Не отвлекайтесь на второстепенные сюжеты. Вы можете почувствовать, что упускаете нечто важное, но зато будете более свободным.
В чём ваш персонаж преуспевает, что ему нравится? Дайте ему прямую противоположность. Бросьте вызов. И как он будет справляться с этим?
Придумайте конец раньше середины. Реально, окончания придумывать труднее, поэтому озаботьтесь о том, чтобы ваше сработало, заранее.
Закончив историю, отложите её, даже если она несовершенна. В идеальном мире всё было бы по-другому. В следующий раз сделаете лучше.
Если вы застряли, сделайте список того, что НЕ может произойти. Часто после этого вы находите подходящий материал.
Разберите истории, которые вам нравятся. То, что вам в них нравится, является частью вас – вам нужно распознать это перед тем, как вы сможете это использовать.
Вы сможете исправить идею только после того, как оформите её на бумаге. Если она останется у вас в голове, вы не сможете ею поделиться.
Отбросьте первое, что приходит в голову. А затем второе, третье, четвёртое и пятое. Все очевидные вещи. Удивите себя.
Снабдите персонажа мнением. Пассивные и покладистые персонажи могут нравиться вам, но не вашей аудитории.
Почему вам необходимо рассказать именно эту историю? Какое из ваших убеждений её подпитывает? Является её сердцем?
Как бы вы чувствовали себя, находись вы на месте вашего персонажа? Честность добавляет правдоподобия в невероятные ситуации.
Что на кону? Почему мы должны переживать за персонажа? Что случится, если они не добьются успеха? Уменьшите их шансы.
Работа зря не пропадает. Если это не работает сейчас, отложите идею – она обязательно пригодится в другом месте.
Познайте себя и почувствуйте разницу между достижением наилучшего результата и беспокойством из-за пустяков.
Случайности, втягивающие персонажей в неприятности, отлично играют. Случайности, выручающие их оттуда, выглядят, как обман.
Упражнение: возьмите составные части кинофильма, который вам не понравился. Как бы вы перераспределили их так, чтобы он стал вам нравиться?
Необходимо идентифицировать себя с ситуацией и персонажем. Что заставило бы вас лично действовать подобным образом?
В сём суть вашей истории? Как максимально эффективно рассказать её? Определитесь, и отталкивайтесь от этого.
Эта мысль красной нитью идет через всё повествование, считаю, отличным шагом было сделать второго героя Джо джазовым музыкантом.
Чувства, эмоции, гармония в импровизации -- так рождается джаз, в этом смысл.
Не в достижении конкретной цели а в ощущении.
Душа\ Soul20 Pixar отзыв
Отдельно хочу отметить волшебную музыку, которую для Души создал Джон Батист (Jon Batiste).
Когда вы видите на экране руки Джо над клавишами – это именно его руки. Наши аниматоры тщательно изучили видеозаписи выступлений Джо Батиста, чтобы достоверно передать все детали: от движения пальцев до дыхания исполнителя.
Но это считывается моментально. И даже прямо говорится в маленькой притче о рыбке, которая ищет огромный океан, отрицая, что простая вода вокруг это он и есть.
Душа\ Soul20 Pixar отзыв
Более интересным в этой истории мне показался разговор о Боге и смерти.
О страхе смерти обоих наших героев. Страхе, который мешал двигаться дальше им обоим.
Душа\ Soul20 Pixar отзыв
В Душе много завязано на имена. Всех кураторов душ зовут Джерри, и в какой-то момент, мы понимаем, что это разные лица одного существа, они олицетворяют глобальную концепцию мироустройства, подчиняют происходящее правилам, решают какими характерами будут обладать новые души. И только один куратор носит другое имя -- Терри. Не потому что он/она/ оно (лицо) кто-то отдельный, это приём, которым создатели картины показывают нам особую роль этого лица -- смерть.
И нет в ней ничего зловещего или злодейского, только дотошность и учет. Терри не наказывает и не карает -- хранит равновесие и порядок. Смерть не наказание, она естественный этап жизни.
По направлению эскалатора вверх, мы понимаем, тут не происходит ничего плохого. Впереди свет.
Душа\ Soul20 Pixar отзыв
И это не конец, это очищение.
Душа\ Soul20 Pixar отзыв
В самом начале мы видим как уставшие от жизни старушки радостно идут к свету постепенно превращаясь в милые клубки, огромное количество которых мы найдём в мире "До жизни".
Об этом же говорят на семинаре для наставников -- вы тут уже были, но, конечно, не помните об этом.
Душа\ Soul20 Pixar отзыв
В этой истории нет злодеев, нет плохих или хороших. Есть только поступки и осознание их и себя.
Для души самый страшный злодей -- она сама. Рутина и страх не дадут развиваться, чувствовать красоту мира и обогащать его прекрасным. И тогда душа заблудится.
Страх только мешает.
Итоговая оценка.
В какие-то моменты Душа кажется банальной и клишированной, но развитие ситуации приводит в восторг. Мы видим нестандартные, глубокие концепции, осмысление такой, казалось бы, заезженной темы как смысл жизни.
Pixar в полной мере пользуется своими инструментами, чтобы передать эмоции и смысл через анимацию. Кадры черно-белых и цветных абстрактных локаций сменяются реалистичными, перенося нас в повествовании и открывая новые грани.
Так же мне близка концепция, что дети рождаются на свет личностями, со своим индивидуальным характером. Ребёнок не чистый лист.
И если какие-то повороты сюжета не оригинальны, то история в общем, складывается цельная и глубокая.
Не люблю слезливые моменты, но в рамках жанра понимаю и такие диалоги/монологи стараюсь не замечать. Была пара излишне эмоциональных эпизодов, но красота музыки и картинки позволили это перетерпеть.
Не буду искать ляпы или не состыковки сюжета. Это не так важно, в зале кинотеатра они меня не цепляли и не выбивали из истории.
Написала простыню, а всё ещё есть ощущение, что чего-то недосказала. Наверное, это нормально. Воспользуюсь 8 правилом.
Закончив историю, отложите её, даже если она несовершенна. В идеальном мире всё было бы по-другому. В следующий раз сделаете лучше.
Думаю, что и этого достаточно, чтобы понять мою точку зрения -- нужно смотреть, это отличная картина, не стоит её пропускать.
Сестра мужа хотела сходить с моей дочкой в кинотеатр на этот мультик. Но не будет ли он слишком сложным для ребенка 7 лет? «Головоломку» она смотреть любит
Для ребёнка все эти тонкости не так важны. Сын (8 лет) остался в полном восторге от мультика. Красивый, весёлый, хорошая музыка. Я подробно покопалась в своих взрослых впечатлениях потому, что он заявлен как работа с большим смыслом и глубиной. И это прям звучит. Даже нравоучения проскакивают. Мне было интересно понять, есть ли там что-то полезное для меня как для взрослого, интересные мысли. Да есть, я для себя их нашла. А для ребёнка это всё просто красивая сказка с милым толстым котиком. Там в конце немного жути, когда героиня поддаётся отчаянью, наверное, это самый спорный момент в отношении возраста.