В попытке понять, почему мой мозг делает то, что делает, и как сделать так, чтобы он перестал так делать)) я обратилась, помимо прочего, и к научпопу о мозге, физиологии, психологии, генетике - потому что на войне все средства хороши, знаете ли.
Ранее я писала о первой книге из серии "познай себя сам" на тему мозга Странная девочка, которая влюбилась в мозг, теперь руки дошли до второй - Кто мы такие? Гены, наше тело, общество авторства Роберта Сапольски.
Очень нефотогеничная книжка - все отпечатки на ней остаются, я даже тряпочкой протерла 😂 но нет.
описание
Сапольски - нейроэндокринолог, профессор на кафедрах биологии, неврологии и нейрохирургии Стэнфордского университета, ну и писатель. Одно из основных его направление - это изучение влияния стресса на нейроны. То есть дядечка шарит в том, о чем пишет 😊 Это радует.
Итак, книга. В твердой обложке, 288 страниц. Написана (и переведена - это важно) простым и понятным языком, не даром же научпоп. В самом начале автор поясняет, что главы книги ранее публиковались в виде статей для различных журналов. Для единообразия некоторые главы-статьи были отредактированы. После каждой главы идет список полезной литературы по теме, но для среднестатистического русскоязычного писателя это не представит интереса - они все на английском. В русском переводе есть лишь малая часть этой литературы. Как минимум половина статей и книг, которые приводит Саповски, написана учеными для ученых или хорошо разбирающихся в теме людей, поэтому язык сложноват - много терминов, ну и темы-то, извините, не самые легкие. Но есть среди них и научпоп.
В книге три части, в каждой части несколько глав.
Часть первая - Гены и кто мы такие
Первые главы этой части поначалу показались мне самыми скучными и бесполезными, я боялась, что вся книга окажется такой. Но это быстро прошло 😊
Основные мысли этой части: что важнее - окружение, среда и воспитание или гены? Если иметь ген депрессии, ее не избежать? Как гены влияют на поведение и влияют ли вообще? Почему красивым самцам с длинными рогами (эхехе) и шикарным хвостом достается больше самок? Как самки понимают, что у вот этого красавчика гены лучше, чем у того невзрачного? Зачем нам нужна генетическая война и так уж ли мы биологически моногамны? На все эти вопросы Саповски приводит исследования от различных групп ученых и собственные наблюдения во время исследований. Спойлерить ответами не буду 😊
Часть вторая - Наши тела и кто мы такие
Лично для меня показалась самой интересной. В главах этой части автор рассказывает о взаимодействии тела и мозга, как мозг может влиять на тело, и как тело - на мозг. Например, как гормоны стресса из надпочечников регулируют работу префронтальной коры мозга. Также он поднимает множество крутых и интересных вопросов, ну вот например: почему во сне всё как во сне (даже глава так называется)? Почему мы слетаем во сне с катушек и делаем то, чего мы не сделали ни в жисть в реальности? И откуда вообще берутся эти безумные образы?
И - вот щас будет интересно - почему, когда пара ссорится, затем вроде бы мирится, женская часть пары начинает припоминать грешки десятилетней давности?)) Думаю, многие, если не все женщины, так делали 😂 Мужчина накосячил, вы покричали, он извинился, вы начали остывать (как он думает) и он успокаивается, а затем... ВАСЯ! А ПОМНИШЬ 10 ЛЕТ НАЗАД ТЫ ПРИ ВСЕХ СКАЗАЛ ЧТО Я ПОПРАВИЛАСЬ??!! И мужчина думает "о господи, за что, почему, не помню я такого". А женщина себя накручивает. А после всего этого тоже думает "блин, нафиг я это вспомнила??".
Так вот, дамы! Хорошие новости! Это все обусловлено физиологией, можете дать почитать своему мужчине эту главу 😂 Просто огонь.
Далее речь идет о наградах и наслаждениях, почему нам больше нравится вариант, где мы МОЖЕТ БЫТЬ получим награду, а не ТОЧНО? Больше ли удовольствие от предвкушения награды? И каким образом люди выдерживают каббалу в виде тридцатилетней ипотеки?)))
В следующей главе Саповски рассуждает о стрессе и его влиянии на мозг. Ученые обнаружили множество интересных штук во время исследований мозга людей с ПТСР, но работы еще много и пока не установлено, стресс ли влияет на мозг и изменения в нем, или изначальная особенность мозга делает вас более подтвержденными стрессу и нарушениям памяти. После этой главы автор делает пометку о том, что изменения в этой области происходят ну очень быстро, а так как статья 1999 года (и мы не знаем, что именно там отредактировано для книги 2005 года), то все могло уже 10 раз поменяться и нужно обращаться к другим, более новым источникам. Сам факт тесного взаимодействия стресса и мозга обсуждению не подлежит, это уже хорошо изученная тема, а вот что первичнее - на момент выхода статьи еще не определили.
После автор рассуждает о мозговых и прочих паразитах
а в последней, самой жуткой главе части - о страшном синдроме Мюнхгаузена по доверенности. Это расстройство, при котором матери сознательно калечат своих детей и обращаются за медицинской помощью. И продолжают калечить. И обращаться за помощью. И калечить... и обращаться... пока кто-то из медперсонала не заметит подвоха или пока ребенок не умрет. Очень страшно. Посмотреть как это выглядит можно в сериале Острые Предметы, кстати.
Часть третья - Общество и кто мы такие
В этой части идут рассуждения о том, как нас всех формирует общество, в котором мы выросли и живем, как культура влияет на нашу биологию, и о том, как родной язык накладывает свой отпечаток на мышление. Эта мысль отражена во многих трудах, об этом также писала (и говорила на своих онлайн-лекциях) Светлана Георгиевна Тер-Минасова.
В первой главе части рассказывает о социальном градиенте здоровья, отражающем разницу в социально-экономическом статусе. То есть, проще говоря, по очень многим причинам (образ жизни, доступ к мед услугам, их качество, образование, социализация, стресс от напряжения) бедные болеют больше и чаще богатых. При этом болезни разнятся - есть и обратная градация: рассеянным склерозом и меланомой богатые болеют чаще. Также Сапольски пишет о явлении под названием госпитализм. Крайне неоднозначная штука, никогда бы не подумала! И никогда даже не задумывалась. Прежде всего, в западном обществе раньше советовалось брать младенца на руки как можно реже. И вообще сократить контакт до минимума. И вот он простыл, допустим. Больной ребенок в больницах, лишенный родителей (которые пускают очень редко или которых у него нет) страдает из-за эмоциональной депривации. Из-за этого ослабевала имунная система и вся зараза, летающая вокруг, прилипала к ним с удвоенной силой. И из-за этого из помещали в отдельные боксы, куда вообще почти никто не заходил и никто этих детей не утешал и не трогал. И они умирали.
А врача, который первый ввел правило почаще тискать младенцев, больных и здоровых, вообще считали дурачком. Жуть полная! И очень страшно. Много есть исследований на эту тему, Сапольски их приводит в конце главы. Страшно подумать, сколько детских смертей можно было бы предотвратить одной лишь заботой. В голове не укладывается вообще.
Следующая глава - Культурная пустыня - невероятно интересная! Автор рассказывает о связи экологии и культуры, о том, почему у жителей тропических лесов множество богов, а у жителей пустыни - один и довольно суровый. И вообще почему "лесные" жители относятся к жизни (богам, женщинам, обществу и тд) вот так, а пустынные - иначе. Потрясающая тема, буду изучать источники, которые дал автор.
Затем поднимаются вопросы, например - каковы краткосрочные и долгосрочные критерии выбора партнера? Зачем люди сотрудничают? Зачем нам нужны тела наших мертвых? Почему с возрастом пропадает связь к новизне?
Вот, в принципе, и все, я постаралась кратко и почти без спойлеров передать содержание книги.
Лично для себя, хоть я и не нашла опять ответы на свои вопросы, я считаю время и деньги потраченными не зря.
Единственный минус книги - то, что во всех темах, интересных и не очень, автор скачет в основном по верхам - потому что, как я уже сказала, главы книги изначально было статьями, причем в не узкоспециализированных изданиях, а для широкого читателя.
Но зато он дает наводки, где поподробнее изучить все темы да и вообще, познавательно все это.
Основные мысли этой части: что важнее - окружение, среда и воспитание или гены?
Не читала ничего конкретного по тематике, но считаю, что генетика это процентов 70 поведения, то есть гены сильнее воспитания. Если когда-нить дойдут руки до этой книги, проверю, права ли я 😁
когда пара ссорится, затем вроде бы мирится, женская часть пары начинает припоминать грешки десятилетней давности?))
Не знаю, подходит ли этот ответ сюда же, но у мужчины какой-то гормон (возможно, тестостерон, не помню точно) достаточно резко тормозит состояние возбуждения после стрессовой ситуации (ну, в данном случае ссоры), а у женщины это состояние вследствие отсутствия данного тормозящего гормона, еще продолжается, то есть она физиологически не может так резко "остыть", хотя ситуация стресса вроде бы прекратилась. Я слышала это объяснение на примере нестандартной, стрессовой ситуации за рулем. Вообще, это все очень интересно, конечно)