Опубликовано 20 Август, 2020 - 12:20

Привет!

В период коронавирусных проблем и закрытых границ не остается ничего лучше, чем разведывать российские просторы и тратить кровно заработанные в своей стране. Я живу в Восточном Подмосковье, недалеко от Владимирской области с древними историческими памятниками, городами Золотого Кольца, так почему бы не посетить какое-нибудь место и не исследовать его, пока нет вездесущих толп туристов. Кажется, еще в школе, в девятом классе, нас возили на автобусную экскурсию по Золотому Кольцу, но вся поездка была такая быстрая и не очень-то приятная, что мне уже взрослой захотелось просто со своей семьей съездить и погулять там, чтобы действительно понять и насладиться. Так мы и оказались в городе-заповеднике Суздаль во Владимирской области.

Вид из Преподобенской колокольни на Суздаль
Как добраться и где перекусить

В этом путешествии я останавливалась во Владимире, оттуда до Суздаля ходят автобусы, чуть ли не каждый час, ехать всего 40 минут, а цена одного билета около 120 рублей. Мы выехали в 10 утра от автовокзала Владимира и к 11 уже были на автостанции Суздаля, ели жирные пирожки и пили недорогой кофе из автомата. Пожалуй, там самые низкие цены в городе, но и выбора почти ничего. Вечером также пожевали, что там у них осталось, и уехали в 6 часов. В принципе, последний автобус отходит в 21:00, но мы захотели лечь спать пораньше.

Можно остановиться и в самом Суздале, там уже как найдете: есть крутые гостиницы с сервисом за несколько тысяч в сутки, есть средние гостевые домики, есть даже квартиры на съем посуточно. Надо отдать должное, город туристический и возможностей переночевать там много. Выгоднее, естественно, планировать все заранее, бронировать номер, созваниваться.

Вид на Пушкарскую Слободу - отель, который считается одним из самых лучших в Суздале
Кафешки и харчевни есть на любой вкус - и для притязательного эстета, который готов отдать тысячи за блюдо и чтоб ему в кокошнике это все принесли, и для среднего кошелька, есть бары. Нет вездесущих макдаков-бургеркингов, и это хорошо, они бы очень испортили местный колорит. Можно и в Пятерочке (она в центре города) купить перекус и радоваться, можно с собой что-то привезти.
Трактир, который был на моем однодневном маршруте в Суздале, в нем можно перекусить
Минус, который я заметила лично для себя, заключается в том, что еда везде дорогая. Мы весь город облазили и когда устали, и сил сопротивляться голоду уже не было, в середине дня сели на перекус в ларьке недалеко от Музея Деревянного Зодчества: крошечный кофе 150 мл. со слезинкой молока - 100 рублей, два малюсеньких квадратных блинчика с сыром и кусочком ветчины 200 (!) рублей, маленькая булочка с сосиской и кетчупом - 150. Мы с родителями удивились и посмеялись над широтой суздальского гостеприимства, ну настолько крохотные порции там оказались. Возможно, мы прошли мимо какого-то хорошего кафе с приемлемыми ценами, но особо подходящих отзывов именно об общепите я не находила.
Вид на храм Михаила Архангела и на храм Александра Невского в Суздале
Сайт и основная информация

У Суздаля есть сайт: сайт, но там не всегда отображается самая актуальная информация. В город въезд свободный и бесплатный, а вот вход, допустим в Музей Деревянного Зодчества - 250 рублей, в Музей Колоколов - 100 рублей, отдельно стоит поездка на карете, отдельно же и оплата экскурсовода, и т.д. Любую достопримечательность в городе можно фотографировать, и внутри тоже. У города есть свой праздничный календарь, за несколько дней до нашего приезда, например, проходил Праздник Огурца и нам даже предлагали купить остатки огуречного варенья! Масленица, там, думаю вообще круто проходит, в таком-то антураже.

Когда приезжали мы, во время закрытых границ, экскурсии были только на русском, но в обычное время, думаю, и на английском тоже, как минимум. Что меня удивило, так это группа молодых людей из Китая (видимо, застряли), которые на мосту пытались ловить рыбу - мимо люди толпами ходят, шумно, но они все с удочками и пакетиками из Пятерочки. Видимо, подкрепился сухпайком, и давай дальше рыбку ловить.

Мы же неохотно тратили деньги, увы, зодчеством и восковыми фигурами, каретами, нас не удивить, гид не нужен при наличии интернета, но мы хотели тратить деньги на суздальские гостинцы (наслышаны о медовухе), хотелось залезть на самую высокую колокольню, и, конечно же, походить по местам съемок "Женитьбы Бальзаминова", порассматривать старые домики и церкви.

Вид на улицу Васильевская, которая находилась на моем пути в Суздале
В какое время года лучше всего приезжать

Нам на руку сыграло, что мы приехали в середине лета в облачные деньки, иногда даже что-то капало, но это избавляло от излишней жары, и в то же время, можно было сделать не пересвеченные фото.

Вид из Преподобенской колокольни на Суздаль
Как я сейчас думаю, лето самая подходящая пора для посещения Суздаля: много зелени (красиво и есть где спрятаться по нужде), животные не линяют (лошади и уточки, коты и собаки, которых мы видели, были приветливы), ручьи из-за дождей вам ноги не мочат.
Лошадка пасется рядом со Свято-Васильевским мужским монастырем, который встретился мне по пути в Суздале
Зимой было бы голо, негде сходить в туалет, от холода особо не погуляешь.
Вид из Преподобенской колокольни, которая была на моем однодневном маршруте в Суздале
Основа нашей истории

Я обычно перед поездкой читаю куда еду. Немного подготовилась и тогда.

Суздаль — один из красивейших древнерусских городов, он является единственным в России городом-музеем: на его территории сосредоточено более 300 памятников, ставших культурным достоянием не только России, но и мировой культуры. Ведь Суздаль, как туристический центр, не только включен в «Золотое кольцо России», его белокаменные памятники, внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Конечно, еще в школе мы учили как образовалось наше государство, кто крестил Русь и когда, причины выбора именно христианской веры, поэтому прокатиться по городам Золотого кольца очень хотелось, прикоснуться к истории. Суздалю почти тысяча лет, были и взлеты, и падения (и нападения), но отсюда, можно сказать, и зародилось наше государство.

Около 200 лет, до 14 века город считался столицей Ростово-Суздальского княжества и достиг расцвета с князем Юрием Долгоруким, но дальше, из-за междоусобиц, сперва Владимир, а позже и Москва, взяли эту роль на себя, и постепенно Суздаль стал уездным городком, обусловлено это тем, что здесь нет никакого торгового пути, а с развитием не произошло и соединения с железной дорогой.

Маршрут на один день

Мы начали свой маршрут от автостанции, там обнаружилась туристская карта:

Карта Достопримечательностей, которая находится на автостанции в Суздале, именно здесь я начала свой маршрут "Суздаль за 1 день"
Дальше шли по улице Васильевской и встретили комплекс построек Свято-Васильевского мужского монастыря. ↓
Свято-Васильевский мужской монастырь, Сретенская церковь, Собор Василия Великого - все они относятся к одному ансамблю, который находится в Суздале
Здание ниже было построено в 17 веке!
Сретенская церковь находится в Свято-Васильевском мужском монастыре, который находится в Суздале
Очень мне понравился дом на территории:
Домик находится среди зданий Свято-Васильевского мужского монастыря в Суздале
Дальше были красивые домики обычных жителей. Вообще, заметила, что все стараются как-то украсить свой дом, но у всех это получается по-разному...
Домик с резными ставнями, который был на моем однодневном маршруте в Суздале
Наличники на окнах красивые, есть что поразглядывать.
Домик с резными ставнями, который встретился мне в Суздале
Есть с рисунками и разноцветные.
Домик, разрисованный узорами, который встретился мне на маршруте в Суздале
Еще пару веков назад было принято строить первый этаж каменным, а второй деревянным.
Двухэтажный дом, с деревянным вторым этажом, который встретился мне в Суздале
И так мы дошли до небольшого парка с резными деревянными фигурками. Жалко лавочки без спинок и деревья тень на них не кидают.
Парк с резными деревянными фигурами, который находится почти в центре Суздаля
И вот уже и Торговые ряды впереди виднеются с яркими палатками. Такой стиль (вернее его отсутствие) принят в туристических местах, к сожалению. Сами ряды построены в стиле ампир в 1806—1811 годах. Интересно вот так прогуляться в постройке, которой уже 200 лет. ↓
Торговые ряды - самая знаковая достопримечательность Суздаля
Перед рядами площадь с камешками, имитирующими мостовую. Думаю, тут в основном и устраивают праздники.
Дорога перед Торговыми рядами, скорее площадь, на которой устраивают массовые гуляния в Суздале
На этой площади находятся Воскресенская и Казанская парные церкви, которые построены ненамного позже, тоже 18 век. К сожалению, они были на реставрации и рассмотреть их мы не смогли. ↓
Воскресенская церковь на торгу и Казанская церковь - в процессе реставрации, к сожалению, эту достопримечательность Суздаля мне не удалось рассмотреть
Кресто-Никольская церковь. Раньше она была белая, но сегодня выглядит более украшенной. Постройка 1770 года в честь победы над чумой, которая свирепствовала в России чуть ли не век. ↓
Кресто-Никольская церковь, одна из достопримечательностей Суздаля
Далее мы решили повернуть влево и прогуляться до конца улицы Ленина.

По пути обнаружили премиленький домик с красивущими наличниками. Кажется, он принадлежит коллекционеру, очень интересно было посмотреть мини-выставку в окошках. ↓

Домик коллекционера с резными ставнями и глиняными горшками в окнах, который встретился мне в маршруте по Суздалю
Обнаружилась швейная фабрика, также в стареньком здании. ↓
Суздальская швейная фабрика - все еще работает
Порадовало, что реставрируют постройки сейчас более грамотно, например, окна делают из дерева, и не стеклопакеты. ↓
Деревянные современные окна с резными ставнями, редкий образец хорошего реставрирования старого дома, который встретился мне в Суздале
Проходили мимо Косьмодемьянской церкви. Зимняя часть построена еще в 17 веке и относится к стилю барокко. ↓
Церковь Косьмы и Дамиана (Косьмодемьянская), которая встретилась мне в Суздале
Так мы дошли до Церкви Знамения на Мжаре, 18 века. Она уже реставрированная и раскрашенная, мы побывали внутри, посмотрели золотой иконостас. Интересно, что в 13 веке на ее месте был женский монастырь, но войска Батыя его сожгли... ↓
Церковь Знамения на Мжаре, одна из достопримечательностей в Суздале, которая мне встретилась
После церкви мы решили пойти по течению реки Каменки к Суздальскому кремлю. По пути снова было приятно посмотреть на дома.
Домик с резными ставнями, в котором достроили второй этаж, похож на большинство старых деревянных домов в Суздале
Есть и недавно построенные деревянные домики.
Вид на улицу Пушкарскую в Суздале, по ней, в том числе, был проложен мой маршрут на один день
В Музей деревянного зодчества и крестьянского быта нам не интересно было заходить, только щелкнули Церковь Преображения Господня из Козлятьево на память. Постройка середины 18 века, не имеет четкого стиля, относится скорее к народной архитектуре. Говорят, она построена без единого гвоздя, все только дерево. ↓
Церковь Преображения Господня из Козлятьево находится в Музее Деревянного Зодчества, ее привезли в Суздаль из деревеньки в Кольчугинском районе
После перекуса возле музея, мы продолжили прогулку к пристани прогулочного катера. Да, по такой, сравнительно мелкой реке, пускают платный катер. Вид, конечно, открывается невероятно красивый. Напоминает чем-то фотографии Прокудина-Горского, дореволюционную Россию с ярких картинок. ↓
Вид на Церковь Ильи Пророка и реку Каменку в Суздале, ради этих видов мы и приехали
В речке плавают уточки, закормленные туристами.
Вид на Церковь Ильи Пророка и реку Каменку в Суздале, выглядят как с картинки
Мы, кстати, и с другого ракурса сняли Церковь Ильи Пророка. ↓
Вид на Церковь Ильи Пророка и реку Каменку, один из лучших видов в Суздале
Ну а сначала мы прошли мост, рядом с которым продают леденцов-петушков, потом тропинку с мостовой, по полям расставлены стога сена, дети бегают и играются в них, ну благодать прям.
Вид на Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Суздале, стога сена добавляют аутентичности виду
И вот нашему взору открылся Суздальский кремль. Он был основой города всегда, вокруг остались еще валы от укреплений. Обошли его со всех сторон, посмотрели. ↓
Вид на Архиерейские Палаты и Суздальский Кремль - центр Суздаля
Особенно удивителен Собор Рождества Богородицы, основу здания заложили в 13 веке, стены переложили в 16. До него здесь стоял храм, построенный во времена Мономаха (это больше 1000 лет!). ↓
Суздальский Кремль всегда был центром Суздаля
Кстати, мы забирались и на Валы. От бывшей сторожевой линии остались лишь они, но раньше здесь был частокол и сторожевые башни. На этом месте, кстати, снимали сцену из Бальзаминова. ↓
Суздальский Вал - то самое место, где снимали сцену с Мордюковой в "Женитьбе Бальзаминова" в Суздале
А вот прямо перед валами Успенская церковь, она еще входит в комплекс строений Кремля. Вероятно, построена в середине 17 века, перестраивалась, и по итогу имеет довольно изящный вид. ↓
Успенская церковь - самая популярная достопримечательность в Суздале
Входо-Иерусалимская церковь, постройка 18 века. На ее месте раньше стояла деревянная Пятницкая церковь. ↓
Входо-Иерусалимская церковь - одна из заметных достопримечательностей Суздаля
Храм усекновения главы Иоанна Крестителя, 1720 год постройки. Ходят слухи, что в стенах покоятся мощи Трофима Суздальского, юродивого, жившего во времена Ивана Грозного. Интересно, как они это устроили. ↓
Храм усекновения главы Иоанна Крестителя, который встретился мне на однодневном маршруте в Суздале
Храм усекновения главы Иоанна Крестителя, который встретился мне на маршруте в Суздале
И, наконец, мы дошли до дома Миши Бальзаминова, именно здесь по фильму 1964 года "Женитьба Бальзаминова" он жил. Помню, еще в детстве любила эту картину, за юмор и яркие краски. ↓
Дом Миши Бальзаминова - именно здесь и снимали "Женитьбу Бальзаминова" в Суздале
За годы домик ушел ниже в землю, в нем уже сейчас никто не живет, но памятная табличка все еще есть.
Антипиевская Церковь, 17 века. Внешне она нравится мне больше всего, яркая, похожа на суфле с цукатами Laughing out loud. ↓
Антипиевская церковь и Лазаревская церковь были на моем однодневном маршруте в Суздале
Рядом с ней стоит парная зимняя Лазаревская церковь, с черными куполами. ↓
Лазаревская церковь, одна из знаковых в Суздале
Дальше по улице Старой станут видны двухшатровые ворота в Ризоположенский монастырь. Он был основан аж в 1207 году (некоторые ученые утверждают, что и раньше), правда, самые старые постройки сейчас принадлежат 16 в. Знаменит делами святой Евфросинии. ↓
Святые ворота Ризоположенского монастыря, которые находятся в Суздале
Все равно интересно было разглядывать старую кладку, положенную в 17 веке.
Внутри находятся разные постройки, но старее всех - Собор Положения риз Пресвятой Богородицы 16 века. ↓
Ризоположенский собор - главное строение Ризоположенского женского монастыря в Суздале
А вот и самая высокая точка города - Преподобенская колокольня, которую построили в честь победы над Наполеоном в 19 веке. Эта 72-метровая громадина заставляет почувствовать себя крошечной букашкой. ↓
Преподобенская колокольня находится в стенах Ризоположенского женского монастыря в Суздале
Поднимаясь по ступенькам мы обнаружили Музей Колоколов, что неудивительно, в советское время 12 колоколов отсюда отправили на переплавку. За 100 рублей можно подняться на самый верх и по пути изучить информацию об этом древнем инструменте.
Вход в Преподобенскую колокольню, которая находится в стенах Ризоположенского женского монастыря в Суздале
Подниматься по лестнице было страшно, и не только из-за высоты, но и потому что ступеньки и все вокруг выглядит хиленьким, кажется, что если неловко наступишь куда-нибудь или пошатнешься, то просто полетишь вниз.
Лестница в Преподобенской колокольне, которая находится в стенах Ризоположенского женского монастыря в Суздале
Но я преодолела эту долгую страшную лестницу и посмотрела все колокола.
Колокол в Преподобенской колокольне, которая находится в стенах Ризоположенского женского монастыря в Суздале
Вид оттуда открывается захватывающий!
Вид из Преподобенской колокольни на Суздаль
Можно посмотреть свой маршрут, поразглядывать достопримечательности.
Вдалеке виднеется Спасо-Евфимиев Монастырь.
Мы разглядели и новые районы. Малоэтажная застройка, что не может не радовать.
Вид из Преподобенской колокольни на Суздаль
Ну и прямо под колокольней Ленин, значит мы в центре города.
Памятник Ленина в Суздале также имеется
Побродив по территории монастыря, мы обошли его и нам открылся другой вид на Колокольню, разве что деревянные загородки мешают рассмотреть всю красоту.
Справа от нее остатки Сретенской трапезной церкви, которую в советское время использовали как кинотеатр ↓
Бывшее здание кинотеатра, которое находится в стенах Ризоположенского женского монастыря в Суздале
На этом мы решили остановиться, будут еще поездки в Суздаль.

Организация досуга и сервис

Обычно костюмированные представления и народные гуляния здесь происходят в праздники, в городе в обычный день мы видели только красиво украшенные кареты со всякими яркими дизайнами, совсем не в древнерусском стиле, и редко в стиле 19 века...

Карета с лошадкой, которая едет по Суздалю
Стоит отметить, что обслуживали нас в городе всегда приветливо, на кассах и в магазинах, и даже если кучер зазывал прокатиться, а мы отказывались, не грубил. Батюшки и воцерковленные служители церкви тем более всегда общались вежливо и спокойно. Музыка играла только в кафе, но это уж современная традиция - чтоб из дверей заведения орало музло.
Восхитительный вид на Суздаль
И все же чувствуется, особенно в центре, как на вас смотрят как на мясо, так и хотят чтоб вы скорее отдали свои деньги и свалили. Когда мы проходили по Кремлевской улице, там стояла куча карет без пассажиров, кучеры сидели и просто смотрели пока мы не пройдем мимо... гнетущее ощущение. Проходя мимо палаток на Торговой площади продавцы провожали нас немного злобными взглядами... неприятно. Кстати, недалеко от рядов есть Выставка-Продажа картин местных художников, так там лавки со спинками и под тенью деревьев все в, кхм, птичьем помёте, который никто не убирал... Вроде и хотелось бы дух перевести, посидеть, а негде.

Не знаю, это из-за долгого простоя из-за самоизоляции, или просто суздальцы такие... Широты русской души и свободы я не почувствовала.

Сувениры

Почти в любом ларьке или у бабушки в палатке можно найти медовуху суздальского производства - у них в городе ведь есть даже свой завод!

Магазинчик, который оказался на моем маршруте в Суздале
Есть и всякое варенье, сидр, мёд, квас, суздальские свистушки и деревянные фигурки, магниты, и т.д. Еще можно найти ивановский текстиль, павловопосадские платки, матрешки, шапки, футболки, самовары... Немного ширпотребом отдает, что грустно, но сейчас почти во всех городах для туристов так. Рядом с торговыми рядами местные жители продают товары подсобного хозяйства: молоко, творог, яйца, овощи свежие и маринованные, зелень, и др.
Торговые ряды - самая знаковая достопримечательность Суздаля
Что обязательно взять с собой туристу в Суздаль

Обязательный список:

• паспорт, ну куда же без него;
  • если вы на своем ходу - документы на машину, права;
  • билеты и брони, хотя бы в электронном виде;
  • карточка или наличные (в принципе, я сидр через перевод Сбербанком онлайн купила, так что налика много не надо);
  • телефон с хорошей камерой, или фотик;
  • телефон или планшет с выходом в интернет, чтобы была возможность и без гида разобраться что тут к чему.

Конечно, как обычно, я не брала золотые украшения, большие сумки и старалась быть вежливой.

Итог

Да, конечно, много еще архитектурных памятников мы не посмотрели в Суздале, не все улочки облазили и не натанцевались на праздниках. Но мне понравился этот город с историей и я обязательно вернусь, где еще, как не здесь, можно проследить как менялась со временем Русь. Ты как будто попадаешь в машину времени и гуляешь по старому городу, как минимум, как будто на 200 лет назад, весь город - большая музейная выставка. Конечно, Суздаль рассчитан скорее на "стрижку бабла", на хорошо зарабатывающих москвичей или иностранцев, которые хотят увидеть что-то непривычное, но если постараться, можно и за недорого посетить это место.

Моя оценка: 4. Отношение к туристам слишком заметно.

Возможно, вам также будет интересно почитать о местах, которые я посещала:

• Завораживающие храмы
  • Машина времени
  • Музей под открытым небом
  • Неспешные прогулки
  • Памятники старины
  • Резные домики и другая разлюли - малина
  • Дорогие музеи
  • Цены в заведениях питания и на сувениры
tatyanblackрекомендует
20.08.2020
Церкви на любой вкус, каких только нет Smile Красота!
какие атмосферные места, тоже медовуху люблю Laughing out loud
Спасибо за интересный отзыв и прекрасные фото! С радостью бы побывала.
Красивые виды, прекрасная архитектура, познавательный отзыв! Не была в Суздале, очень интересно там побывать.
08.12.2020
Было интересно читать Ваш отзыв с подробным описанием достопримечательностей) Он правдивый и искренний. Спасибо.
10.11.2022
Очень красивый город, жаль что местные жители не гостей