В один прекрасный день мне захотелось почитать что-нибудь про любовь. И не просто про любовь, но страстную, ослепляющую, чтобы у героев прямо сносило голову. И решила я, по совету всем знакомых интернет-подборок, прочесть «Грозовой Перевал». Но что получилось в итоге, я расскажу сейчас по пунктам. Для начала, общая информация:
"Грозовой Перевал" - единственный роман английской писательницы и поэтессы XIX века Эмили Бронте. Его размеры сравнительно небольшие, на страниц 300. Роман считается готическим, и это действительно так. Мистика, мрачная атмосфера – всё это не покидает до последних страниц. Действия разворачиваются во второй половине XVIII и в начале XlX века.
(Книга из библиотеки, поэтому вид у неё, так скажем, не новый)
Я не могу сказать, понравилась мне эта книга или нет, скорее да, потому что она была не скучная, но рекомендовать я её кому-то не стала бы. Такие вот противоречивые чувства: не жалею, что прочла, но не рекомендую.
О чём эта книга?
«Грозовой Перевал» - книга не про любовь. Пусть даже на обложке утверждается, что это так. Любовь занимает едва ли половину книги.
«Грозовой Перевал» - это история, вмещающая несколько определённых персонажей, кроме которых в кадре никто больше не появляется, и чем-то роман даже напоминает семейную сагу. Временные рамки и персонажи вмещают в себя несколько поколений, а повествование ведётся не о любви между двумя, а обо всех, поэтому это семейная сага, в общем-то, и есть.
Но с другой стороны, «Грозовой Перевал» - это история Хитклифа, от его детства до кончины, история не только про его любовь и месть, а скорее про его «нашествие».
О нём, как о главном персонаже романа, теперь поподробнее.
Персонажи.
Я не собираюсь сейчас описывать Хитклифа по типу «это эгоистичный, жестокий человек», потому что, во-первых, это нисколько не помогает представить его настоящий образ, а не просто клише жестокого персонажа книги, а во-вторых, это будет неверное определение, потому что Хитклиф – не человек. История ключницы Нелли начинается с того, что мистер Эрншо приводит в дом «грязного черноволосого оборвыша». Но он приводит в дом не ребёнка, как по мне, а проклятие. Хитклиф – это чёрная дыра, которая наполнена смрадом, и которая притягивает всё окружающее, выворачивая наизнанку. В последних главах Нелли, одна из повествовательниц (в этом мы разберёмся ниже), задаётся вопросами «Откуда оно явилось, маленькое чёрное создание, которое добрый человек приютил на свою погибель?», «Уж не оборотень ли он или вампир?»… И действительно, Хитклиф подобен оборотням или вампирам, подобен заражённому дьявольским проклятием, ведь каждый, кого он касается своим злом, отчасти тоже заражается ненавистью, грубостью и злобой. И его не раз называют дьяволом, и сам он высказывал мысль, что сам ад станет чернее с его прибытием туда. Он всех ненавидит, кроме лишь одной Кэтрин Эрншо.
А Кэтрин Эрншо, в свою очередь, является кислотой и ядом. Это избалованная вконец, мерзкая и резкая женщина, которая тоже любит Хитклифа, но поступает совсем не считаясь со своим этим диким чувством. Остальные персонажи тоже не отличаются какими-то светлыми качествами. Единственный герой, которому мне не хотелось хотя бы раз дать по лицу, это Гэртон Эрншо. Воспитанный грубым и невежественным, но имеющий светлую душу человек. И Кэтрин Линтон (дочь Кэтрин) тоже представляет собой человека, а не тёмное месиво. Она была глупой, наивной, доверчивой и слишком уверенной в своих суждениях (до какой-то поры), часто вела себя высокомерно, но вместе с тем является всё же неплохой личностью.
Повествование.
Роман – это рассказ в рассказе. Мистер Локвуд слышит всю историю из уст ключницы Нелли, свидетельницы и участницы всего произошедшего. Но более того, иногда рассказ в рассказе вмещает в себя всё больше рассказчиков. То есть, получается Мистер Локвуд слушает то, как Нелли повествует от своего лица и в своё повествование включает рассказы от лица других людей. Я бы сказала, что это интересная особенность романа, потому что мы смотрим на события всегда со стороны их главных героев, а не просто очевидцев.
В романе нет каких-либо неожиданных поворотов, захватывающих сцен или романтики. С этой стороны он абсолютно монотонен и сух. Но это оправдано тем, что Нелли пересказывает устно, и не может поэтично и подолгу что-то расписывать. Мне понравилось быстрое течение действий. Благодаря лёгкому и простому слогу, книга совсем не тяжёлая. Если вы как раз практикуетесь в скорочтении, то роман очень подходящий.
Итог.
Очень большой плюс романа – это счастливый конец. Если бы не было счастливого конца, эту книгу можно было бы сжечь, и многого бы мы не потеряли. В «Грозовом Перевале» нет особого смысла, нет морали. Это просто картина невежества определённых людей, картина нашествия дьявола на две обыкновенные семьи в захолустье среди вересковых полей.
Если вы хотите почитать про любовь, то проходите мимо этой книги. Уж не знаю какие извращённые умы увидели в этой книге историю любви. И не знаю, как её суть можно скрывать под цветочными переплётами. Я думаю, что чёрный, тёмный переплёт (какой был у меня) больше всего подходит к такому содержимому.
Эмоции этот роман дарит в большинстве своём не самые приятные.
Я не могу рекомендовать эту книгу. И не могу призывать не читать её. Интересная, но бессмысленная книга. Чисто провести свободное время.
Было очень интересно прочесть Ваш отзыв. Но вот для меня это и есть настоящая любовь. И эта книга - - единственное произведение, которое способно довести меня до слёз своей историей любви. Я даже перечитываю её только тогда, когда надо поплакать, а слезы не идут.) Персонажей Вы описали очень точно. Действительно, среди них мало хороших людей. А ведь раньше я об этом даже и не задумывалась.
Вы утверждаете что роман вызывает только неприятные эмоции, что не совсем справедливо. Хотя роман довольно трагичен и вызывает грусть, он также вызывает чувства симпатии и сострадания к главным героям.
Наконец, вы считаете, что этот роман не стоит читать и не имеет ценности, кроме этого, говорите что можно провести время за чтением.
В начале отзыва я пишу: "Я не могу сказать, понравилась мне эта книга или нет, скорее да, потому что она была не скучная, но рекомендовать я её кому-то не стала бы. Такие вот противоречивые чувства: не жалею, что прочла, но не рекомендую." В конце я снова повторяю: "Интересная, но бессмысленная книга." Вы действительно не попытались понять мою точку зрения, что по отношению к самому роману, что к его главным героям.