Разменяв девятый десяток, Скорсезе надумал снимать свою «Нефть». Очень похожую на «Нефть» Пола Томаса Андерсона прежде всего по теме. Оба фильма связаны с нефтяным бумом в США в 20-е годы прошлого века. Когда развитие автотранспорта породило огромный спрос на добычу и поиск нефти. Обнаружение нефти на участках земли делало их владельцев очень богатыми. Но часто это богатство не приносило им счастья, прежде всего потому, что они становились желанной добычей для мошенников и грабителей разного рода.
Правда, у Андерсона нефть нашли на земле религиозных фундаменталистов, у Скорсезе - на участках, принадлежащих индейскому племени. Это дает возможности показать в «Убийцах...» несколько обрядов и ритуалов. Сделано это весьма лаконично, некоторые моменты понравились, прежде всего речь идет о визуализации предсмертных видений, другие показались странноватыми, например, я не очень поверил, что свадебный костюм женщин племени осейдж представлял собой нечто похожее на гусарский мундир поручика Ржевского.
Вслед за Андерсоном Скорсезе выбирает структуру сюжета со сдвоенным антагонистом. Понятно зачем это Андерсону, у него встречи с Илаем представляют собой своеобразные вехи в жизни главного героя, грубо говоря Андерсон умело наматывает одну судьбу на другую. У Скорсезе все получается не так ладно. У него просто есть два злодея, один – исполнитель Эрнест, его играет ДиКаприо, другой – принимает решения и отдает приказы (Уильям Хэйл в исполнении Де Ниро). Что наверху, то и внизу, оба отрицательных героя похожи по своей психологии, раздвоенности их характера, с одной стороны они не ненавидят индейцев, готовы даже в чем-то помогать им, с другой стороны они готовы безжалостно уничтожать этих же людей ради их земли и нефти.
В фильме задействованы и другие известные исполнители, у них очень много экранного времени, фильм длится больше трех часов, но я бы не сказал, что кто-то сыграл в фильме лучшую роль в карьере. Дело в том, что люди не слишком интересуют Скорсезе, как и их занятие, а большинство героев фильма вовлечены в примитивный, но очень прибыльный до какого-то времени «бизнес» - женитьба на женщинах из богатого индейского племени, уничтожение жен и их родственников, наследование их земли.
Насколько я понял, неспособность людей противостоять своей жадности не вызывает сомнения или любопытства у автора фильма, он просто монотонно и детально снимает своего рода летопись событий, произошедших в Оклахоме 100 лет назад. Тогда геноцид индейцев получилось вроде бы остановить, благодаря вмешательству федеральных властей. Но автор фильма явно пониманимает, что все могло произойти и по-другому, да и происходило так много раз.
При домашнем просмотре фильм не кажется затянутым. Режиссер чисто на классе выхватывает из потока событий очень любопытные моменты, которые могли бы стать сюжетами для целых фильмов, но пока не стали, потому что у Скорсезе нет желания или сил останавливаться на них подробно.
Неплохой фильм бы вышел из описания судебной истории Эрнеста, когда он скорее всего бы избежал наказания, если бы не метался, а либо ушел в отказ, либо последовательно сотрудничал со следствием. Очень перспективна и история взаимоотношений Уильяма Хэйла с сыном и племенником, волю которых он растоптал, но не смог себя этим защитить от их предательства.
Фильм пропитан разочарованием в человеке, его неспособности противостоять своей жадности, его инертностью, желанием плыть по течению при любых обстоятельствах. За 200 минут фильма герои совершают лишь пару неожиданных и самостоятельных поступков, которые теряются в насыщенном деталями других событий повествовании.