Был когда-то и Виктор Сумароков маленький. И по горке ледяной в валенках бегал, и вообще был милейшим ребёнком. Дети, поначалу, они все милейшие. Где-то в тот период его жизни и пошло что-то не так, ведь при нормальном течении детства, и вообще жизни, человек не выбирает путь сознательного преступника.
Не бывает такого, чтобы мальчик изначально сообщал о своём желании стать в будущем вором, чей дом тюрьма. Мальчики всегда выбирают героические, почётные и уважаемые профессии: космонавт, лётчик, пожарный, геолог. И всё-таки некоторые мальчики, умудряются вляпаться не в ту компанию, которая и приводит их в колонию для малолетних преступников.
Так случилось и с маленьким Витей, тогда ещё не криминальным авторитетом по кличке Сумрак. Окружение, среда общения всегда являются причиной формирования криминального мышления, и той трясиной, о которой поётся в блатной песне:
Меня засосала опасная трясина, и жизнь моя вечная игра…
Опасной трясиной являются люди, такие же малолетние балбесы, и не без руководства
взрослых преступных ублюдков. Заманивают романтикой, и «сладким запретным плодом». Заманивают тем, что стая – это «сила», и «власть» над более слабыми одиночками. Попав в такую стаю, коллективом это назвать никак нельзя, очередной малолетний недотёпа вынужден принимать страшные правила: вход – рубль, выход – два. А далее идёт эффект снежного кома.
В итоге вырваться становится невозможно. Попытка вырваться прекрасно показана в «Калине красной». Да и в этом фильме есть эпизод, где уже Витя-Сумрак сообщает своему коллеге по воспитательному цеху о том, что он равнодушно относится к своей преждевременной гибели, ибо:
Да и чёрт с ним, надоело всю жизнь на стрёме…
«Стрём» – это страх. Таким образом, даже такому бывалому, как Витя-Сумрак, его полная страха жизнь только в тягость. А выйти из сумрака нельзя – тогда точно «пришьют», и это понятие не будет связано с нитками да иголками. По этому поводу, финал фильма – это только тяжелейшее начало испытаний, связанных с расплатой за сделанный когда-то выбор не той компании.
Сколько там пропадёт из «общака»? Или милиция вернёт эти богатства преступникам? Там, как я понял, счёт идёт на сотни тысяч долларов.
Уже вышедшего из сумрака будут искать по всем углам его бывшие побратимы. Но спастись всё равно можно, ведь у бывшего обитателя сумрака теперь есть любовь. Заодно и любовь будет проверена.
А без расплаты совсем никак, хотя я думаю, что Витя-Сумрак её получил сполна. Скорее всего, возможен вариант, при котором правоохранители сообщат о гибели Сумрака, ведь и свидетели были тому из «своих», из преступных сумерчан, бывших коллег по сумрачному цеху. Не даром же в финале показано, как двое наших пионервожатых, где-то уже вместе чалятся.
Стало быть, их где-то скрывают. Да и персонаж Дюжева в вольном стиле стены цветными мелками разрисовывает, а это что-то неслыханное в местах не столь отдалённых.
Одним словом, главное в этом деле, чтобы никто не пронюхал об истинном состоянии преобразившегося Виктора Сумарокова. Трудное это дело, так как те, кто правит преступным миром не всегда являются примитивными недотёпами: пока не будет явлен хладный труп, или надёжный свидетель, видевший такую хладность – Сумрак будет считаться живой «крысой». Но и в таком случае есть нюансы, так как возможные свидетели – тоже живые люди со своими слабостями.
С Виктором Сумароковым – всё понятно: когда-то, будучи малолетним недотёпой, оказался слаб, поддался, позволил трясине себя засосать, ради каких-то тупейших идей позволил себя лишить свободы. А как же его коллега Кольцов?
Пионервожатых же должно быть непременно двое, иначе бы фильма не было. Фильм и так-то является голимой фантастикой, а если бы ещё Сумрак в одиночку орудовал преображался, тогда бы в пору было кричать: «караул, меня обманывают уже по-крупному». Совершенно невозможно представить себе сюжетную картину, где Сумрак вытянул бы всё в одиночку.
Главными героями, несомненно, являются он и его преображение, а Кольцов – он лишь «группа поддержки», да и создавать смешные ситуации гораздо сподручнее на таком контрасте: правоохранитель, хоть и бывший, и криминальный авторитет, хотя и тоже стремящийся в бывшие. Главным оружием такой мешанины будет враньё, но лишь до поры, до времени. Впоследствии непременно придёт время, когда главным оружием станет правда.
В общем, двое этих бывших славно поладили, но что же «не так» именно с Кольцовым? Как бывший сотрудник умудрился угодить на нары, да ещё и во владения Сумрака? Это благодаря всё тому же затуманивающему разум невежеству. Кольцова служебный долг обязывал быть хладнокровным, но Кольцов не сдержался, дал волю эмоциям.
Отличие Кольцова от Сумарокова в общем-то колоссальны: Сумароков преступник осознанный, а Кольцов – преступник по недоразумению. А расплату делят поровну, обоим угрожает смертельная опасность. Вообще-то Кольцов должен был отбывать своё наказание на спец.зоне, но вселенная распорядилась так, что именно Кольцову суждено было вырвать Сумрака из сумеречных лап криминального мира.
То, что эти два гаврика оказались вожатыми в пионерлагере – такое возможно только в суровых условиях сюрреалистической реальности. В фильме, конечно, «переход» из лагеря для осуждённых в лагерь для пионеров оказался очень таким складным, да ладным. Одним словом, пусть такая фантазия, близкая к фантасмагории, остаётся на совести киноделов, да и не испортило такое положение дел почти ничего.
Будем считать, что ситуацию спас эффект прищуривания глаз в темноте, и комар почти не подточил носа. «Штирлицы», конечно, не раз были на гране провала, но вселенная упрямо хотела-таки вытянуть, ошибившегося когда-то Витю, из сумрака.
Ведь если разобраться основательно, то выяснится, что настоящий Витя Сумароков – это не тот, который «ужасный Сумрак, а тот, который пускает искреннюю слезу, глядя на фото любимой, и глядя на фото детей, из уже обожаемого им пионерлагеря. И та тюремная наколка на его спине превращается в липу, прежние убеждения рушатся, а понятие «западло» оборачивается вспять.
Казалось бы, тюремное творчество навеки въелось под кожу наколкой, отрицающей основные ценности человека – любовь, семью и детей. И насколько же этот символ оказался действительно нестираемым? Стоило появится любви, как якобы смерть с косой превратилась в нелепость, в остатки сажи по кожей. И вот уже чёрт превращается в сказочного персонажа, а петух – в птицу.
Авторы фильма грамотно и интересно связали кучу разных нитей воедино. Например, пчёлы – японская тема, общак – фальшивомонетчики в лесу, чёрт – игра в спектакле и тюремные понятия об этом, и т. д. Была и ещё одна интересная ирония: сын главной героини свистел своим сверстникам, что его отец сидит в тюрьме, и является там большим авторитетом. На самом же деле – его реальный отец был где-то в тумане.
Само собой, между главной героиней и главным героем наметилась ярчайшая любовная линия, да сын говорил о том, что, мол, вот было бы здорово, если бы у них был такой папа. Такая перспектива и вправду замаячит где-то впереди, но, на счастье того мальчика, Витя-Сумрак уже никогда не станет прежним, и уже у Виктора Сумарокова будут совершенно иные жизненные идеалы.
Японская тема и музыка добавят в фильм уюта и необычности. Все эти преображения Сумрака, на фоне философской темы о «пчеле» и её «дороге цветов», кажутся ещё более чудесными метаморфозами.
Вкупе с любовной линией всё это действие выстраивается в удивительную художественную картину, которая являет собой кинематографическую жемчужину. Это далеко не проходящая картина, и это то кино, которое будет всегда.
***
В общем, «жемчужина», и «кино, которое навсегда», всё это для меня, конечно. Хотя, по количественному соотношению «пальцев вверх-вниз», со мной согласны почти все зрители.
Отрицательных мнений об этом фильме лишь единицы. Удивительного тут нет вообще ничего, или почти ничего. Некоторым зрителям просто не нравится само упоминание о заключённых. Некоторым же не нравится тот уровень фантастичности.
Мне тоже не очень-то нравится упоминание криминала, но, когда показана именно такая драма, у меня не получается остаться равнодушным к происходящему на экране.
По поводу того, что я это показывание криминала чувствую по-разному, у меня есть отзыв на сериал «Бригада». Там также играют наши замечательные актёры Безруков и Дюжев, но отношение к «Бригаде» у меня совершенно иное. Соотношение «пальцев вверх-вниз» к сериалу «Бригада» идентично «Каникулам строгого режима», но для меня – это будто два разных мира.