❗️Отзыв посвящен лишь содержанию книги, не затрагивает личности автора и других тем. Книга была прочитана несколько лет назад.
Здравствуйте!
У меня было очень тяжелое, сложное и даже страшное детство. Сайт отзывов это, наверно, не то место, где можно изливать душу и так откровенничать, но я поделюсь. Много лет я росла в неполной семье, почти не видела отца за много лет жизни, жила в откровенной нищете, иногда даже не было еды, и мои одноклассницы в школе покупали мне булочки, а жили мы в грязи и разрухе. За своё детство я узнала, что такое унижения, обесценивания, голод, нищета, и даже побои.
С моими родителями сейчас я не общаюсь. Они не дали мне ни малейшего старта в жизни.
Сейчас мне 27 лет. И я уже сама мама.
Конечно я хотела бы, чтобы у моей дочери все было иначе. Как говорит современная молодежь, моё детство это
жизнь, которой я боюсь.
Но увы, жизнь подкинула мне испытания снова испытания - я пережила тяжелый расход с мужем. Надо сказать, что мне до сих пор приходится по кирпичику строить свою жизнь - я осталась абсолютно одна с маленьким ребенком без каких-либо ресурсов и помощи.
И мне приходится иметь дело с нынешними условиями. И меньше всего я хочу, чтобы жизнь моей дочери была хоть немного похожа на мою. Мне хочется, чтобы она выросла с достойных условиях, а к взрослому возрасту имела материальную базу и понимание, что у нее есть надежный тыл и опора.
Именно поэтому меня привлекла книга Дмитрия Карпачева "Как дать ребенку всё без денег и связей". Мной уже были прочитаны книги Гиппенрейтер, Петрановской, Форвард, Сурковой. Но меня привлекла именно эта книга Карпачева - книга не просто о взаимоотношениях детей и родителях, а о том, как вырастить ребенка достойным человеком, не имея значительных материальных ресурсов.
Объем: 230 стр. 60 иллюстраций
Жанр: Воспитание детей, Детская психология
Средняя стоимость - 450 рублей.
Приобрести можно в книжных магазинах, на маркетплейсах и на сайтах по продаже книг, например, тут.
Про эту книгу было много отзывов, психологи ее относили к настольным книгам любого родителя, а учителя советовали эту книгу на собраниях. Никто ничего плохого про бестселлер Карпачёва не писал. Буду первой?
Но сначала о хорошем.
У меня книга в электронном виде.
Но даже в таком формате книга яркая, красочная, с понятным читаемым текстом. Просто читалка неудобная.
Всего в книге семь глав, но об их содержании мы поговорим ниже. Каждая глава сопровождается цитатами или притчами, в каждом главе автор ведет диалог с читателями и дает им место для размышления.
В начале каждом главы - ее содержание. Сама глава идет не сплошным текстом, а как бы короткими тезисами, списками, таблицами, свободными местами для выполнения заданий. Шрифт также разный.
Книга достаточно легкая для чтения, без умных слов и непонятных рассуждений.
В конце каждой главы краткие тезисы, а также место для заметок - ответов на вопросы по содержанию главы и ее внедрению в жизнь.
1️⃣ Первая глаза посвящена базовым потребностям ребенка.
Известный психолог говорит, что это не только про одеть-обувь, как говорят многие родители. Поднимите руки, кого родители попрекали исполнением базовых потребностей: "я тебя кормлю, пою, а ты еще тут рот открываешь"? Надеюсь, это жизненно только для меня.
В этой главе Карпачов говорит о физиологических и других базовых нуждах ребенка.
Не спорю, много полезных мыслей и инсайтов про безопасность, любовь, уважение. Но с одной стороны я увидела между строк осуждение со стороны Карпачёва работающих родителей, которые работают именно чтобы зарабатывать на жизнь и закрытие базовых потребностей вроде еды и крыши над головой. Пардоньте?!
Каждому ясно, что работа крадет у человека много ресурсов - силы, эмоции, время, и все это в обмен на деньги. А значит, что в полной мере уделять достаточно времени и сил детям работающим родителям тяжело. Но оплатить детское образование временем или купить игрушку на эмоции пока что невозможно. А если работа - это не о деньгах, а о реализации - получается, родитель должен жертвовать своими интересами? Что может дать ребенку человек, который элементарно не развивается?
При этом через пару страниц Карпачёв внезапно пишет про важность детской комнате.
Диссонанс в моей голове.
Если у вас есть квартира как минимум с двумя комнатами, а вы ни дня не работали - скорее всего, вы родитель с деньгами или связями, поздравляю. Вот только все помнят название книги?
Далее то, что я читала - вполне адекватное, как вчерашний ребенок это подтверждаю. Вот только все прочитанное подходит для более взрослых детей. Перекладывать столько решений и ответственности на неопытную трехлетке, не привив ей базовые понятия о порядке, взаимодействии с людьми, жизненных аспектах неправильно.
2️⃣Вторая глава посвящена плохому поведению ребенка.
Если быть точнее, то объяснению понятия плохого поведения, его причинам и способом работы с этим. С этой главой я спорить не буду, все написанное - база, я бы даже сказала, что это очевидные мысли. Но это больше о взаимоотношениях детей и родителей, а не "как дать ребенку все без денег".
Если вам интересна эта тема - рекомендую все таки почитать Петрановскую "Тайная опора" и "Если с ребенком трудно".
3️⃣Третья глава посвящена выражению недовольства в отношение ребенка.
Прочитав предыдущие две главы я вдруг подумала, что Карпачев считает родителей бесправными существами и лишь обслугой, которая должна всегда поддакивать своему чаду. К моему счастью, третья глава началась с того, что позиций "дети это святое", запрет на наказания и ниспадающая с лица улыбка - путь вникуда.
Фух, а то я уже подумала поставить одну звезду книге!
Далее он рассказывал о причинах недовольства ребенком, объяснял их с психологической точки зрения, учил правильно реагировать на них.
Очень хорошая и понятная глава с конкретными примерами.
Когда я была маленькая, я часто отхватывала за порванные коленки на штанах, сломанные игрушки, разбитую посуду. На меня всегда кричали: "Надо быть аккуратной и внимательной!". Тогда я задавалась вопросом - что значит быть аккуратной и внимательной? Вот мокрая тарелка вылетела из моих рук разбилась, и я уже слышу ругань в свой адрес. А что я должна сделать? Как предотвратить? Что такое "быть аккуратнее"? Крепче держать тарелку? А "внимательнее"?
Мне 27 лет. Ответа на этот вопрос я до сих пор не знаю.
Вот как раз Карпачев учить родителей более конкретным и экологичным реакциям на подобные ситуации.
4️⃣Четвертая глава посвящена правилам.
Правилами Карпачев называет своеобразные нормы-мерилы "хорошо" и "плохо". Тут автор учить правильно создавать правила для ребенка, каким принципам должны соответствовать эти правила,
Особенно мне понравилось, как Карпачев пишет про единство поддержания правил - подобное я уже читала у других авторов книг о детской психологии. Это когда есть правило, созданное и поддерживаемое одним родителем (например, не есть в кровати). И родители конечно не разрешают и ругают ребенка за подобные приемы пищи, а бабушке все равно, лишь бы внучок поел, а там - пусть хоть на люстру залезет. И у ребенка от такого случается диссонанс.
Для меня это особенно актуально, поскольку я ращу ребенка одна, но в то же время у моей дочери есть отец, который периодически берет дочь на выходные. И у нас в достаточной степени унифицированы правила в двух семьях, к ребенка одинаковые требования и послабления с обеих сторон.
В остальном глава хорошая, но лично для меня это все слишком очевидно, что даже скучно. Про то, что написано в этой главе, обычно говорят: «заниматься ребенком».
5️⃣Пятая глава посвящена наказаниям.
Это очень тонкая и щепетильная тема для всех родителей.
Достаточно интересная глава про виды наказаний, какие стоит применять, а какие - нет, как правильно наказывать, про метод естественных последствий и пр.
Но местами я, как человек, который все таки на себе испытал разные виды наказаний, в том числе запретные и достаточно тяжелые, не согласна с книгой. Например, когда Карпачев описывает ограничения материальных благ как способ наказания. Как по мне, достаточно сложно правильно соотнести тяжесть детского проступка и благо, которого ребенка стоит лишить. Например, отнять у современного ребенка телефон, где у него вся жизнь, за маленькое непослушание - это максимально неправильно. А уж вечные нудные угрозы отнять компьютер или выключить интернет больше тянут на манипуляцию.
Главу к прочтению, но для меня, как родителя, она сомнительна.
6️⃣Шестая глава посвящена вере в силы ребенка.
Эта глава о детской самооценке и влияние родителей на неё, о выученной беспомощности, построение границ и пр.
Карпачев пытается объяснить родителям, как правильно действовать, чтобы ребенок был счастлив.
7️⃣Седьмая заключительная глава посвящена управлению поведением ребенка, а точнее - о воспитании и мотивации.
На мой взгляд, шестая и седьмая глава это масло масляное, успешный успех, мотивационная мотивация. Уже идут общие слова, местами идет повтор предыдущих глав другими словами. К началу книги было в целом интересно, но к концу она стала обычной психологической психологией.
❌❌❌ПОЧЕМУ Я РАЗОЧАРОВАНА КНИГОЙ ДМИТРИЯ КАРПАЧЁВА?
Ведь она такая хорошая и правильная, легкая и доступная?
Потому что это совсем не то, что ожидаешь увидеть в этой книге!
Книг по детской психологии, по общению между детьми и родителями, по обучению правильного понимания детских поступков десятки и даже сотни. А книг о том, как дать ребенку все, не имея материальных ресурсов, я не встречала ранее.
И Карпачев на этот вопрос ответ на дал.
Он так много писал о том, как правильно относится к ребенку, но как дать ребенку все - так не написал.
Чего ожидала от книги я:
- объяснение важности любви и заботы к себе, о принципе "кислородную маску сначала на себя" (например. сначала заняться своим физическим здоровьем и ментальным состоянием, чтобы быть в состоянии растить ребенка)
- обучение ребенка важным базовым навыкам взрослой жизни (готовка, уборка и мелкий ремонт по дому, оплата счетов и работа с документацией, правила финансовой грамотности)
- определение сильных и слабых черт ребенка, работа с трудностями и поддержание сильных сторон (стеснительного ребенка учить не бояться других людей, наивного - не доверять всем людям)
- определение спектра интересов ребенка и их подержание и развитие (при наличии, например, аналитического склада ума, любви к цифрам и стремления к технологиям, перевести ребенка из обычной школы в учебное заведение с соответствующим углублением).
- работа над собой как над примером для ребенка (например, развитие в себе любви к спорту, активному образу жизни привьет стремление ребенка ну хотя бы немного начать заниматься тем же, что повлияет на его здоровье и внешнем виде)
- поиск положительных моментов в трудностях (учить ребенка не сдавать, что негативный опыт- тоже опыт, что ошибки не страшны и пр.)
Об этом обо всем Карпачев не писал.
Книга очень базовая, каких-то новых ответов на вопросы воспитания в ней я не узнала. Если бы сразу знала, что это обычная книга о детском воспитании, коих я перечитала уже даже не вагон, а целый товарный состав, то читать бы не стала.
Если это ваша первая книга по детской психологии, то возможно, вам она подойдет. Но для меня она оказалась очень очевидной, и совершенно не соответствующей названию. А именно это сделало бы ее уникальной, отличной от других.
Не рекомендую!
Спасибо за внимание.