Часть 1. О том, как это было до «эры госуслуг».
После получения своего предыдущего загранпаспорта у меня остались, мягко говоря, не хорошие воспоминания. Это был далекий 2010 год, тогда еще не было госуслуг и электронной записи.
Посещать УФМС мне тогда пришлось несколько раз:
- первый раз я пришла «на разведку», чтоб узнать график работы, список необходимых документов и прочие организационные моменты. В интернете, кстати, информация была противоречивая, указанные телефоны были вечно заняты, поэтому решила приехать лично.
- второй раз я пришла впустую, т.к. была гигантская очередь, и просидев там несколько часов, я поняла, что до меня она так и не дойдет.
- третий раз я пришла заранее до открытия (не одна я такая была) и была в первой десятке посетителей, но прождать тоже пришлось долго (дождаться открытия и обслуживания всех, кто был передо мной). Тогда я сдала все документы, заранее подготовив заполненную анкету, и меня сфотографировали.
- четвертый раз я справилась быстрее. Очередь на получение была отдельной, людей было много, но все происходило относительно быстро. Тогда я поставила необходимые подписи и забрала заветный документ, который ну очень тяжело мне достался.
Вспоминаю, как страшный сон, тогда я была студенткой и мне пришлось пропускать некоторые занятия, потому что сроки «горели» и времени ждать не было.
В общей сложности, на получение паспорта я потратила:
- часов 10 на ожидания в очередях,
- часа 4 на дорогу,
- часа 3 на заполнение анкеты (и чтение требований),
- где-то 1 час на оплату госпошлины (потому что тогда в сбербанке были какие-то заморочки с платежами, операционисты оплату не проводили, можно было только через терминал, куда тоже была очередь).
Итого примерно 18 часов!!! Может, что-то не учла, все-таки много лет уже прошло, но согласитесь, цифра внушительная!
Но хотя у некоторых знакомых времени уходило еще больше. В анкете были допущены какие-то ошибки и их возвращали обратно на исправления.
Вот такая страшная история. И когда у меня вновь возникла необходимость замены паспорта в связи со сменой фамилии, появлялась дрожь в коленах и волосы начинали шевелиться. Меня пугала мысль о тоннах потраченного времени и отпрашиваниях с работы (что очень проблематично). Но каким было мое удивление, когда все произошло совершенно другим образом!
Часть 2. О том, как я получила паспорт через госуслуги в 2017 году.
Заняться заменой паспорта через госуслуги меня сподвигла скидка, которая предоставлялась при подаче документов онлайн.
Итак, вот какие действия я совершала:
1. зарегистрировалась на портале госуслуг. Ввела данные паспорта и СНИЛС. Для проверки этих документов были отправлены запросы в УФМС и пенсионный фонд. Когда правильность данных была подтверждена, моей учетной записи был присвоен тип «стандартная»
2. чтобы подавать заявления на госуслугах, необходимо перевести запись на «подтвержденная», подтвердив свою личность в одном из гос. учреждений (пенсионный фонд, УФМС и пр.)
Это был, если честно, самый проблематичный этап. Очередь и сбои в получении смс (нужно было ввести код из смс, но смс долгое время не приходили). В итоге на эту процедуру я потратила час-полтора.
3. когда моя запись была подтверждена, я приступила к заполнению заявления.
Данные для заполнения такие же, как и в прошлый раз:
- ФИО, дата рождения, пол, контактные данные
- Данные российского паспорта
- Данные о смене фамилии (если менялась). Нужно указать прежнюю фамилию, дату смены и орган ЗАГС.
- Адрес
- Данные предыдущего загранпаспорта (если есть)
- Причина смены, цель получения
- Деятельность за последние 10 лет. Это самый объемный раздел. Нужно указывать сведения об учебе, работе и о периодах временной незанятости (если они превышают 1 месяц). Нюансы, на которые хотела бы обратить внимание:
- если начало первого периода оказывается за пределами 10 лет, то нужно указывать именно его начало (!), пусть оно и будет 15 лет назад.
- Если периоды пересекаются (т.е. если вы учились и работали в одно время) – ничего страшного, указываем как есть.
- Для мужчин – данные военного билета.
- Прочие разделы о разрешении выездов заграницу, привлеченности к судебным делам и согласии на обработку данных.
- Загрузка фотографии. Я просто отсканировала одну из недавно сделанных фотографий на документы.
Многие пункты, кстати, были заполнены в автоматическом режиме, т.к. они были указаны у меня в личном кабинете.
4. отправка заявления и ожидание его проверки.
5. пришло подтверждение приема заявления, а чуть позже - квитанция для оплаты со скидкой. Так что не паникуйте, если ваше заявление подтвердили, а сумма к оплате выскакивает без скидки, просто нужно подождать.
Оплатила квитанцию, не выходя из дома, в режиме онлайн.
6. после поступления оплаты мне пришло приглашение на сдачу оригиналов документов. Было указано конкретное время в конкретную дату, но мне было не удобно, т.к. в это время я должна находиться на работе.
На сайте МВД я увидела, что есть дни, когда они работают до 20:00, поэтому решила попытать удачу и справиться без ущерба для работы.
Я тут же написала ответное письмо о просьбе перенести время на дни, когда отделение работает до 20:00. На что мне был выслан положительный ответ.
7. сдача оригиналов (точнее предъявление оригиналов и сдача ксерокопий) и фотографирование
Ксерокопии нужны:
- паспорт
- загранпаспорт (только первые страницы)
- свидетельство о браке (при смене фамилии)
Я пришла к назначенному мне времени, ждала буквально 2 минуты. Да-да, всего ничего!
Специалист проверил мои документы, дал мне на подпись мою анкету (ту, что я заполняла онлайн), сфотографировал меня и снял отпечатки пальцев.
Все прошло очень быстро, паспорт и загранпаспорт не забирали. Сказали, ждать примерно 3 недели, так и произошло
8. спустя примерно 3 недели мне в личный кабинет пришло приглашение на получение. Я опять же, пришла в свободное от работы время.
9. получение паспорта так же, как и сдача документов, происходило быстро. Получение я подтверждала отпечатками пальцев. Мой старый загранпаспорт аннулировали, но тоже мне отдали «на память».
Вот как все прошло легко и непринуждённо.
А мой загранпаспорт ждет своего заветного часа!
Часть 3. Плюсы.
1) скидка на оплату госпошлины составила 1 050 рублей! 2 450 против 3 500 руб.
Скидка, кстати, будет действовать 2017 и весь следующий 2018 год.
2) не надо сидеть в очередях
3) можно получить загранпаспорт без ущерба для рабочего времени
4) обратная связь со специалистами в личном кабинете
5) если бы в анкете я допустила ошибку, то мне бы об этом сообщили в режиме онлайн (сравниваю с опытом моих знакомых в прошлые годы, когда после очереди в несколько часов, их отправляли на исправление ошибок).
Часть 4. Минусы
Для меня единственным моментом стало подтверждение личности, которое стало самым длительным по времени из-за очереди и косяков смс-центра.
Больше минусов для меня нет.
Я рекомендую госуслуги! Буду пользоваться ими и дальше! Всем своим друзьям и знакомым я настоятельно советую получать документы только таким способом.
Жаль, что права я поменяла раньше, можно было бы тоже сэкономить время и деньги.