Философ Джозеф Пайпер предлагает читателю задуматься, есть ли у вас досуг? Какой он? Что вы получаете от досуга? Потому что досуг, по его мнению, является основой культуры. Еще Аристотель писал, что свободный человек тот кто имеет досуг.
В мышления современных людей пишет Пайпер, досуг понимается как перерыв между работой, которую нужно заполнить чем-то, или приют для ленивых.
Но на самом деле наиболее значительные человеческие достижения со времен Аристотеля до наших дней - величайшие произведения искусства, выдающиеся философские идеи, каждый значительный технологический прорыв - появились во время досуга, в моменты чистого созерцания, абсолютного присутствия во Вселенной и абсолютного внимания к жизни, будь то Галилей, что открывает современный хронометраж после наблюдения за маятником в соборе, или Оливер Сакс, который объяснял невероятное влияние музыки на наш мозг во время прогулки по норвежскому фьорду
Тогда почему мы не принимаем досуг?
Под тиранией общей занятости, человек сводится к функции и его работа поглощает его существования. Пайпер рассматривает как современная культура нормализовала это духовное сужение: «Что нормально, - так это работать, а нормальный день - это рабочий день. Но вопрос заключается в следующем: может ли мир человека быть исчерпан этим «рабочим миром»? Может ли человек быть довольный, став функцией, «рабочим»? Может человеческое существование быть полноценным, если оно подчинено исключительно работе?
Ответ на этот риторический вопрос требует путешествия к другому поворотному моменту истории развития - или деградации - нашего понимания «досуг».
Пайпер пишет:
«Согласно кодексу жизни в позднем средневековье, отсутствие отдыха, неспособность наслаждаться досугом - это плоды безделья; а неустанная работа ради работы возникла не из чего иного, как с безделья. Существует интересная связь между самоубийственным трудовым фанатизмом и отсутствием настоящего желания чего-то достичь".
Досуг - это состояние души, и мы должны твердо закрепить данное определение, поскольку досуг необязательно присутствует в таких видах деятельности, как «перерыв», «отпуск», «выходные», «каникулы», и так далее, - прежде всего, это состояние души, досуг - это именно противоположность образа «рабочего».
Нашим врагом является обыденность, в которой мы скучаем и тонем в рутине. Пайпер пишет про альтернативу, и очень кратко описывает 4 пути. То что Пайпер только обрисовывает, я дополнил своими мыслями, так, что это не будет цитатой
- Созерцание природы. Прогулки по парку иногда вдохновляют нас, а мозг получает больше кислорода. Запахи и ароматы, пение птиц, поднимают настроение. А иногда гуляя мы можем вернуть не туда и перед нами открывается совершенно иной мир. Новые ощущения и эмоции как бы вновь возвращают нас к жизни, вдохновляют и привносят элемент новизны.
- Наблюдение за чувствами и эмоциями. Слушая музыку или смотря фильм, нужно больше присматриваться к мыслям и чувствам. Это позволит нам развивать их более эстетично, а также понять, что на самом деле вдохновляет нас и придает настроения. Тогда отбросив все лишнее, которое ничего нам не дает ни интеллектуально, ни эстетически, можно сконцентрироваться на интересном.
- Развитие воображения. Наше воображение будто мастерская художника, которая позволяет нам видеть мир ярче и разнообразнее. Она создает образы которые мы потом превращаем в умопостигаемые картины. А читатель с развитым воображением становится соавтором писателя. Воображение позволяет создавать целые миры. Но его нужно развивать.
- Развитие мышления. Мышление - это наша оптика мира. Для людей которые перестают его развивать, мир сужается до рутины и сосредоточение на своем быту. Для людей которые его развивают, мир не перестает их удивлять и открывать новые грани. Развитие мышления это как путешествие в новую страну, где все кажется необычным и новым, а старые представления о мире меняются кардинально.
Итоги:
«Досуг - основа культуры» - потрясающее чтение, становится актуальным в течение времени между эпохой Пайпера и нашей собственной. Книга позволяет переосмыслить досуга и наше отношение к нему. А также отбросить все лишнее, отягчающим досуга и ничего не дает взамен.
Увы пока нет перевода ни на украинский ни на русский язык, я читал на английском.