Слегка подыспортив себе настроение просмотром новинок кино "В ожидании варваров", "Гретель и Гензель" и сериалом "Новый Папа", я решила не искать приключений на свою дурную голову, обойтись без сюрпризов на этот раз и пересмотреть фильм, который уже смотрела "энное" количество раз, точно зная, что получу колоссальное эстетическое удовольствие от просмотра. Таких фильмов много, но в этот раз я выбрала фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы"
"Страсти" не от слова "страсть", а от слова "страдания"(это для тех, кто не знал).
Страсти Христовы (2004)
The Passion of the Christ Жанр: драма Режиссер: Мел Гибсон Премьера:8 апреля 2004 года
Начну с того, что пробежав глазами по отзывам, мне хочется ответить на некоторые оценочные суждения, бесспорно уважая при этом точку зрения автора. Каждый видит то, что видит. Каждый имеет право на своё мнение.
Фильм обвиняют в пропаганде религии. Но почему бы просто не относиться к фильму, как к прекрасной иллюстрации древнейшего священного текста? Что ж так сразу "пропаганда"?! Многие, к примеру, смотрели фильм "Боги Египта", и я с трудом представляю себе человека, который мог бы назвать этот фильм пропагандой древнеегипетской религии. Хотя, раз фильм назвали "пропагандой", значит, что-то зацепило всё-таки.
Фильм обвиняют в жестокости и садизме. Очевидно, Мелу Гибсону вменяют в вину сцены расправы над Христом, считая их преувеличенно жестокими и даже садистскими. Я вас умоляю! Почитайте, как древние римляне умели пытать, насколько чудовищные орудия пыток они изобретали. И вы поймёте, что приуменьшить Гибсон мог, преувеличить едва ли!
Ну а теперь перейдём к самому фильму. Я намеренно не буду пересказывать сюжет. Какой смысл пересказывать то, что многим очень хорошо знакомо. Это только ставить себя в неловкую ситуацию. Как бы я не начала свой пересказ сюжета( "Однажды в Гефсиманском саду"), всё будет выглядеть сплошной нелепицей. Если вам, всё же, неизвестен сюжет, посмотрите лучше целиком фильм. Хотя бы раз.
А мы просто пробежимся по сюжетным линиям, героям, которые показались мне наиболее яркими, сильными.
Линия Материнской любви.
Румынская актриса Майя Моргенштерн в роли Марии была не просто убедительна. Это было попадание в десятку! Актриса не просто великолепно играет, она живёт судьбой своей героини, создавая жизненный, необыкновенно сильный образ матери.
Сколько милосердия и сострадания в глазах Марии в отношении того, кто трижды отрёкся от Христа.Нет ни капли упрёка или обиды:
Так лаконично, и вместе с тем сильно передал Мел Гибсон всю силу материнской любви всего в одном эпизоде. Переплетение детских лет Христа и его страданий по пути на Голгофу в соединении с мелодией в "широком" миноре - сцена незабываемая:
Когда ты в окружении врагов, обессилен и страдаешь, когда тебе больно, неважно, физически или духовно, как это важно услышать голос любящего тебя человека: "Я здесь":
"Я здесь!"
Очень сильный образ сатаны.Это не нежить с копытами и рожками. Его образ прекрасный и отталкивающий одновременно:
Но что особенно меня поразило, это голос! Если вслушиваться в оригинал, пропуская русский дубляж, непонятно, звучит мужской или женский голос. Даже такую, казалось бы, мелочь предусмотрел Мел Гибсон.
И вот так выглядит в конце фильма поверженное зло:
Понтий Пилат (Христо Шопов).Это не мужлан-вояка, трусливо бросивший толпе:"Я умываю руки!". Это умный, проницательный человек, глубоко страдающий от того, что, какое бы решение он ни принял, оно неизбежно приведёт к конфликту.
Царь Ирод. Вы думали увидеть степенного старца? Куда там! Он вбегает в тронный зал на ходу напяливая на лоб парик в окружении своих фаворитов...Смотрите сами:
Детали.Они здесь о многом говорят, но при этом не превращают хорошее кино в фильм-символ.
Такой разный взгляд.
В фильме всё достойно высшей оценки. И это не мнение религиозного фанатика. Я с уважением отношусь к любой религии, но фанатизма не приемлю. Это мнение простого зрителя.
Для меня это фильм, прежде всего, о человеческой трагедии, о материнской боли, о том, что нужно стараться не поддаваться искушению, о любви и взаимоуважении.
Никогда об этом раньше не задумывалась, но Вы правы: страдания матери были едва ли меньше страданий Христа, но на этом как-то не принято акцентировать.
А вот этот фильм смотрела больше 15 лет назад, наверное. Даже сейчас четко помню, что посмотрела его тогда за два подхода, не смогла осилить за раз. Второй раз смотреть мне не хочется точно... тяжелый фильм вышел.
Не слышала про этот фильм. Мела Гибсона знала как актера, не ожидала что он возьмется за такую сложную тему и так талантливо ее раскроет. Теперь посмотрю фильм.