Опубликовано 23 Сентябрь, 2018 - 20:43

Я очень долго пропускал это кино мимо, хотя периодически натыкался на него во всевозможных уведомлениях своего браузера, и на тематических форумах, посвященных жизни Спасителя он тоже всплывает как аргумент за существование такого человека на самом деле. Но Мэл Гибсон... Я не был уверен в том, что у этого человека действительно получится снять нечто качественное и христианское..

Да и тема, которую он решил поднять. Очень сложная что-ли. Не буду врать, но первоначально причина моего нежелания смотреть именно это кино началась с серии "южного парка" в котором создатели высмеяли не только фильма, но и самого актера, решившего сделать экранизацию последних часов жизни Иисуса.

И да, я повелся как маленький ребенок на эту серию, и был уверен в том, что фильм действительно кровавое месиво без особо смысла. Да, был не прав, но в целом все-равно картина вышла слишком неоднозначной, и уж точно не по "канону" (прости Господи за каламбур) С точки зрения качественной картинки посмотреть его пожалуй можно.

Будет ли история понятна далекому от библейских преданий человеку? В общих чертах я думаю да. Насколько удачным оказалась экранизация Мэла Гибсона. Весьма спорный вопрос, и тут я не могу утверждать за всех приверженцев христианской традиции и тем паче за Бога. Скажу лично за себя - было очень странно видеть некоторые моменты в фильме, которые прямо противоречат не только Библии, но и Предания церкви.

Но пускай это будет на совести человека, который создал эту картину. Если вам интересна история религии, и в частности, христианство, то посмотреть "страсти Христовы" я думаю можно. Опять же, стоит понимать то, что здесь будет очень много страданий и крови. На это Гибсон не поскупился.

И не то, чтобы он был не прав. Несмотря на лаконичное описание страданий Иисуса, Он действительно страдал очень много. Но мне всегда казалось, что его страдания в большей степени были внутренние - прежде всего от предательства своих учеников и народа, который Он пришел спасти.

Здесь же акцент (опять же, это лично мое ИМХО. я не хочу ни с кем спорить или переубеждать тех, кто фанатеет от этой картины) сделан именно на физические страдания. Которые показаны крупным планом, и их более чем достаточно.

год: 2004

страна: США

слоган:«By his wounds, we were healed»

режиссер: Мэл Гибсон

сценарий: Бенедикт Фицджералд, Мэл Гибсон

продюсер: Брюс Дэвей, Мэл Гибсон, Стефен МакЭвети

оператор: Калеб Дешанель

композитор: Джон Дебни

художник: Франческо Фриджери, Пьерфранко Лусцри, Даниэла Парески

монтаж: Стив Миркович, Джон Райт

жанр: драма

Попытка детально воссоздать последние двенадцать часов из жизни Иисуса Христа.

Насколько мне известно, создатель фильма является добропорядочным католиком, и это чувствуется буквально в каждом кадре картины. Без обид, просто факт. Католическая атмосфера всегда была направлена не на внутреннее созерцание, а на внешнее проявление мира тварного. Достаточно посмотреть на их фрески, иконы или статуи, чтобы понять что я сейчас имею в виду : )

Поэтому и сделать в первую очередь акцент был сделан именно на внешние страдания Спасителя, который оказался не только преданным Иудой, оставленный своими апостолами, но и проклятый и оплеванный теми, кто несколько дней назад перед этим встречал Его вход в священный город. Такой странный диссонанс получается.

Плюсов фильме намного больше минусов, да и те минусами можно назвать лишь условно. Скорее всего дело непосредственно в том восприятии, на которое поставил Гибсон в своей картине. Например, я, перечитывая в Новом Завете этот фрагмент, в полной мере ощущаю отчаяние человеческого естества в Спасителе, которое выражается в его внутренней борьбе и просьба отвести от него это чашу страданий.

От самого осознания, что Сын Человеческий добровольно принес себя в жертву ради победы над грехом, который вошел в мир вместе с падением первого человека... захватывает дыхание. Для меня это всегда была именно внутренняя боль Иисуса, в то время как его физические страдания были переданы весьма лаконично.

Да и сам этап предательства и смерти мне всегда казались лишь подготовкой к воскрешению и вознесению Спасителя. В общем, это очень личностные ощущения, я считаю их ненужными в отзывах на фильмы. Даже пускай картина сама по себе является религиозной. Давайте рассматривать непосредственно её одну.

Очень колоритная передача эпохи. Я не могу назвать себя профессионалом костюмом или быта, но глядя на эти кадры, действительно веришь в этот древний город и фарисеев, пекущихся о сохранении своей власти. Эти костюмы, эти мелкие, а потому бросающие в глаза детали узких и грязных улиц, выхватываемых от блеклого света факела.

Здорово же. Гибсон большой молодец и умница, что смог настолько ярко и естественно воссоздать это время. В этом аспекте к нему нет никаких претензий или вопросов. И да, я много где читал о том, что фильм идет с субтитрами, так как была попытка воссоздать действительную речь. Но я смотрел с вполне так нормальным переводом на русский язык, так что вот как-то так.

Что еще из положительного бросается в глаза? Отличная работа оператора, который выхватывает нужные моменты, фиксируя на них камеру, и тем самым передавая всю картинку более глубоко. Да и флешбэки в прошлое Иисуса тоже получились очень атмосферными.

Как не крути, а команда людей проделала очень тщательную работу по воссозданию этих событий, описанных в Новом Завете. Но именно попытка угнаться за качественной картинкой привела их к целому ряду весьма существенных ляпов, которые лично у меня вызвали... Недоумение. Не буду указывать на все (спойлеры, ога. Кто-то сих пор не знает о том, что Спаситель был предан Иудой и распят?)

Согласно официальным преданиям церкви и самому тексту из священного Писания, во время ночной молитвы Иисуса, когда апостолы уснули в тревожном сне, к Спасителю приходил отнюдь не Дьявол для искушения его вопросом стоят ли люди такой жертвы, чтобы погибнуть ради них. Отнюдь нет. С ним пребывал для утешения небесный Ангел.

Мелочи? Может быть, но мне действительно бросилось в глаза. Как и другие подобные "вставки" от самого режиссера, которые помешали мне в полном объеме насладиться картиной. А с точки зрения передачи событий в целом вышло очень даже... неплохо. Не буду врать.

Насколько актуален фильм? Возможно, что людям, которые способны воспринимать информацию визуально он и поможет более полно понять ту жертву, принесенную Спасителем ради своей паствы и человечества, но мне как ортодоксу для полного погружения в эти темные события для всей христианской истории достаточно было даже текста.

Нет, я не ни в коем случае не осуждаю Мэла за то, что он создал подобный проект. Просто в меру своих скромных сил пытаюсь честно поделиться впечатлениями от увиденного. Визуал на высоте, да. Очень много боли... Очень много крови, но скажите мне честно любители ужасов - может ли подобное напугать или удивить вас?

Не думаю. А если абстрагироваться от понимания того, что это Он сейчас на кресте молится за распявших Его, то можно вообще сказать о том, что фильм снимался каким-то маньяком, который любит кровушку. И желательно крупным планом. Да побольше, побольше.

Суммарно получилась очень неоднозначная картина. Смотреть фильм или нет решать только вам друзья. Пожалуй, что объявлять его еретических или ужасным смысла нет. Просто в попытке показать страдания Спасителя человек забыл (или не смог) передать в полной мере именно внутренние терзания того, кто был распят за свой народ.

Может ли фильм привести кого-нибудь к вере или помочь понять всю глубину жертвы? Я .... Не знаю друзья. Все может быть. Главное, чтобы эта картина хотя бы не оттолкнула зрителя от желания побольше узнать про христианство и его историю. Как говорится - желая помочь, не навреди юной душе, которая потянулась к свету знаний.

Моя оценка? Я все еще нахожусь в диссонансе после увиденного, поэтому не судите строго. 3 балла. И да. Поднятый вверх палец. Эмоции у меня были? Были, а значит Мэл своего достиг.

До новых встреч друзья. И ... Просто берегите себя.

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 46
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
23.09.2018
Окончательно убедилась, что смотреть не буду. Не по мне такие страсти(
Я вот сам сколько лет собирался посмотреть фильм.
24.09.2018
Полностью согласна насчет того, что внутренние, душевные переживания Иисуса куда интереснее для рассмотрения, чем физические страдания. В конце концов, он ведь знал, что воскреснет и мог к этому всему относиться достаточно отстраненно (как мы, например, на приёме у зубного успокаиваем себя тем, что вот сейчас поболит сильнее, зато потом болеть не будет - может, глупый пример, но первое, что в голову пришло)).
Мы тут можем вступить на путь богословского диспута, но апологеты христианства ( и католики, и православные) как раз признавали в Христе два равных начала - человеческое и божественное. Не в том плане, что он был человек, "одержимый" некой божественной сущностью, а именно слияние двух его ипостасей в одну личность. Именно поэтому Он с одной стороны просил Отца отвести от Него это чащу, но в тоже время говорил, что на все да будет воля Отца, а не Его.
Мне не понравилось именно отсутствие внутреннего, духовного предательства. Фактически, здесь просто очень много крови и мяса... И если абстрагироваться от того, про Кого фильм... Ну такое... Были и более жестокие казни и издевательства над человеком, когда его буквально раздирали на куски, еще живого и кричащего от боли...
А вот внутренняя боль... Да... Жертва Иисуса (разумеется, что только с точки зрения христианства, я не настаиваю ^^) неоценимая. Разрушившая влияние греха и давшая надежду на спасение.
З.Ы. Вот вы написали комментарий, а я пока отвечал, снова словил диссонанс противоречий от увиденного в фильме : ))))
24.09.2018
Католическая атмосфера всегда была направлена не на внутреннее созерцание, а на внешнее проявление мира тварного. Достаточно посмотреть на их фрески, иконы или статуи, чтобы понять что я сейчас имею в виду
Смотрела, но не поняла, что Вы имеете ввиду. То есть речь идет явно о контрасте, видимо, какая-то другая "атмосфера" направлена на другое, но какая же это "атмосфера"? Исламская? Протестанская? (Если брать во внимание, к примеру, антураж храмов). Можете развернуть мысль? И еще - Вы уже второй раз пишете о какой-то чаще, которую просит отвести Христос - тоже непонятно, что за чаща.
чаща - чаша. Очень сложно провести параллели и понять о какой именно чаше идет речь. Особенно для человека который смотрел фильм, я понимаю : )))
Мысль я постарался развернуть в отзыве. Если она сумбурна или плохо понятна - печально конечно же : (. Но повторяться о том, что у католичество и православия разные грани восприятия на мир и мучения Спасителя я не буду, так как я уже достаточно написал об этом в самом отзыве.
24.09.2018
Фильм я смотрела. Спрашивала без иронии, - подумала, - может, появился новый перевод или апокриф, где речь идет именно о чаще (ну, как с переводом верблюда и игольного ушка), или это Ваша метафора, или... что?
Что касается "атмосферы католичества" конкретно в аспекте фресок, икон и статуй, ситуация стала еще более загадочной, раз - как Вы уточнили - речь в этом абзаце также шла о сравнении католичества и православия. Но, поскольку Вы считаете отзыв исчерпывающим, не буду Вас более утомлять вопросами.
сильный фильм ⭐ на Страстную пятницу стараюсь пересматривать.. Спасибо за отзыв!
Спасибо, что заглянули : )
Другие отзывы
Читать все отзывы 46
Смотрите также