Итак, сегодня мой очередной кино-отзыв будет посвящен фильму "Сияние", 1980 года выпуска. Производство: США, Великобритания. Режиссер: Стэнли Кубрик. Жанр: триллер, драма, ужасы, детектив. Смотрела данный фильм давно (и не один раз) и вот опять пересматривала он-лайн в интернете.
Филь хорошо поставлен и Джек Николсон в главной роли отлично вписался в образ своего персонажа. Кубрик не стал ходить вокруг да около и выстраивать методичное помешательство - он просто взял и практически сразу поставил во главу отеля того самого монстра, который уже давно сидит в главном персонаже. Сложилось именно такое ощущение. Дополняет картину множество символов и образов. Но, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что триллер тоже получился интересным. И самый главный вопрос - который, на мой взгляд проходит эдаким лейтмотив - а было ли все это наяву? Было ли все это на самом деле? Не привиделось ли все происходящее и весь ужас ГГ? А может те духи, которые предстают героям фильма и вовсе просто фантазия - их собственная и ничего больше? и вот эти сомнения как приправа дает фильму некоторую остроту.
Для начала, отмечу плюсы и минусы данной кино-ленты. Начну, как всегда, с плюсов:
Актеры и актерская игра (+хороший кастинг) - Николсон отлично вписался, они так-то склонен к некоторым подобным кривляньям/кульбитам, а в этом фильме так вообще с самого начала просто идеально вышел. И его вот это начинающиеся безумие уже можно предугадать (даже без отеля). Тут уже проскакивают первые звоночки. В пару к Джеку отлично подобрали главную героиню - она выглядит какой-то наивной, беспомощной и даже ее внешность это подчеркивает. В сочетании с Джеком это усиливается и не предвещает ничего хорошего. Ведь он то ее уже ДО отеля не любил. В том-то вся и штука - отель, как мне кажется, выступает просто финальным аккордом того, что уже было надломлено до него. Что касается персонажа - сына - мальчик все понимает и все верно чувствует. И его предчувствия не подводят. Все рано или поздно приведет к трагедии.
Сюжет фильма близок к первоисточнику и это радует, так как редко, когда ставят фильм по книге и сюжет довольно неплохо выверен, а важные детали не убраны на дальнюю полку сценаристами. 😊
Атмосфера и нагнетания чего-то ужасного - с эти Кубрик справился тоже на все 100%. Концентрация именно вот этих психологических, жутких и странных (даже немного аллегоричных) моментов, перетекающих в настоящий кошмар - отлично передана режиссером.
Динамично и зрелищно - данный фильм уж точно нельзя назвать скучным, да и заснуть после него тоже можно не сразу.
Добротный триллер (с элементами мистики).
Интересно и захватывающе - с первых кадров есть какая-то загадочность и хочется смотреть дальше.
По Стивену Кингу - многие фильмы, поставленные по его произведениям, очень интересно сняты. Не все, конечно, но некоторые фильмы (и такое бывает) перекрывают книгу в лучшую сторону.
Локации (пейзажи) и качественные съемки.
Каких-то явных минусов или недостатков я не обнаружила. Некоторые ругают спец. эффекты. На мой взгляд, они выполнены вполне неплохо и в меру. И еще - не стоит забывать о том, в каком году фильм вышел в свет. Так что, обошлись без компьютерной графики и прочих прибабахов. Суть-то фильма ведь не в этом. 😊
Очень понравилось и то, каким образом Кубрик погружает зрителя в те самые метаморфозы и то безумие, которые творятся с ГГ. И вот это погружение не вызывает какого-то депрессивного состояния после просмотра или какого-то чувства угнетенности. Нет омерзения, которым часто подменят в современных фильмах именно то нагнетание триллера, а не самого ужасного действа. Постепенно режиссер погружает в этот мистически и жуткий омут всех - всю семью и каждого в отдельности. И тут вновь в головах зрителей всплывает вопрос - неужели же это все на самом деле происходит? Или только кажется всем обитателям отеля? И каждый персонаж видит свою картину происходящего.
Николсон, конечно, оторвался в данном фильме на полную катушку как актер и выложил даже больше, чем предполагалось его актерское мастерство. 😊 Отличный сумасшедший или пытающийся разрулить неудавшиеся отношения (которые ему уже давно обрыдли) подобным зверским образом? Разве ему есть дело (по-настоящему) до своей семьи? До своей жены? И она (иногда) тоже выглядит странно - против с мужем не один год - как-то не научилась понимать, что муж не любит того, что его беспокоят во время работы. Она как нарочно это делает. А может - это тоже в голове Джека и он просто ищет лишний подов для недовольства? В общем - можно думать и так и эдак - в этом весь Кинг. 😊 смысл как всегда - более глубок и таинственный, чем просто визуальная картинка на экране.
И еще одна очень интересная мысль, которая заложена в данном фильме - топор - это всего лишь логическое продолжение того, что началось еще ДО. А близкий человек спятил не вдруг, а тоже начал это движение еще ДО. А ключ лежит в наших каких-то промахах и закрываниях глаз (уж простите за такое неловкое определение) - вот это нежелание или по каким-то причинам - неумение видеть эти первые звоночки, которые после отдаются страшным колоколом - поэтому, топор. Топор - как символ ужасных последствий нежелания видеть очевидное. Да и ожидания - в которых сам Джек плавал так успешно - вдруг разрушились. Тут тоже можно спятить. Этот крах (по всем фронтам - работа, семья) - выражается в полном безумии как результат.
Ну и конечно же образ отеля - это самый главный персонаж, который все про всех знает и показывает все неприглядные стороны каждого, кто там очутился. Он будто невидимый судья - страшный, воздающий, смертельный. А духи - исполнители. В общем - тоже интересная тема для размышлений.
Выводы: не смотря на то, что фильм не новый - смотрится до сих пор на одном дыхании. Очень классно снят. Все эти двойные смыслы, знаки и аллегории. Они задают зрителю множество вопросом - а тут уж дело каждого в них разобраться. Николсон великолепен и здесь (в каком-то смысле) сыграл сам себя. Он выглядел в этом фильме настолько органично и мастерски выписал злодея - другого уже на этом месте не представляешь. Спасибо Кубрику за такой неоднозначный и в чем-то гениальный фильм. Ну и как всегда, Стивен Кинг задает очень интересные загадки и несет в своем произведении двойной смысл. Однозначно рекомендую к просмотру.