Опубликовано 9 Март, 2019 - 19:13

Всем bonjour!

 

Ну что, очередные разочаровахи настигли меня, как и думала. Видимо, все же нужно заканчивать тему первоисточник/экранизация, ибо страдаю от трактовок режиссеров, настолько далеких от оригинала, что просто жесть. И режиссеры, надо сказать, не самые поганые, но что у них в башке и чем они себя окуривают - вопрос на миллион. Роман Брэма Стокера мне реально понравился, прочла его с большим удовольствием, он интересный, захватывающий. Эта экранизация одна из самых популярных, и вроде как близка к оригиналу. Уф, хоть убейте - не согласна. Фильм старый и я делала несколько попыток смотреть его в молодости, но, во-первых, кажется, я была очень большой ссыкухой (а его, как назло, всегда показывали поздно вечером); во-вторых, не очень любила Гэри Олдмена (которого сейчас обожаю) и Вайнону Райдер (тут все без изменений). Первый пункт выступает более весомым доводом. Короче, полноценно посмотрела картину только сейчас, из старых впечатлений не всплыло ничего, поэтому, рассказываю, как вижу эту историю с позиции тридцатичетырехлетней тети. Безусловно, буду сравнивать с оригиналом.

 

Общая информация.

 

Год выпуска - 1992.
Жанр - ужасы, драма.
Режиссер - Фрэнсис Форд Коппола.
Длительность - 128 минут.
Главные роли: Гэри Олдмен, Вайнона Райдер, Киану Ривз, Энтони Хопкинс, Ричард Э. Грант, Кэри Элвис, Билл Кэмпбелл, Сэйди Фрост.

 

О сюжете.

 

В первых кадрах нас ждет своеобразный пролог, рассказывающий о том, как Влад Дракула стал вампиром. В книге вообще никакой информации на этот счет, эта тема не поднимается, более того, большую часть произведения это является одной из загадок. В фильме же, данное явление служит просто фактом, никто не ломает голову над тем: что за субстанция граф? Данное вступление - чистая придумка режиссера. Удачна ли она? Не уверена, с учетом того, что сюжет развивается совсем в другом русле.

 

Итак, мы видим события многовековой давности. Молодой Влад Дракула, ревностный христианин, ведет ожесточенные бои с турками. Кровавая бойня, но граф уцелел в ней, силы ему придает любовь к жене Элизабет. В то время как свершается эта битва, Элизабет приходит ложное известие о том, что ее муж был убит. Она не видит жизни без него, ибо их любовь невероятно сильна, и бросается с башни. Счастливый Дракула возвращается домой и находит труп жены. Священник сообщает ему, что теперь душа его жены не будет иметь покоя, она проклята. Это ввергает мужчину в ужас, в порыве ярости он отрекается от Бога...

 

В настоящем, перед нами конец 19 века. Молодого юриста Джонатана Харкера работодатель отправляет в Трансильванию, в замок некого графа Дракулы, для заключения сделки по продаже крупного поместья в Лондоне.

Джонатана чуть пугает предстоящее путешествие, ибо его предшественник, поверенный Рэнфилд, после поездки к графу, превратился в сумасшедшего, жрет мух/ пауков/птиц и без конца говорит о каком-то хозяине, который скоро придет. Вполне логично, что его обиталищем стала психиатрическая больница.

На все вопросы Харкера о том, что случилось с Рэнфилдом, его босс отвечает неохотно, более того намекает, что, если он и дальше будет копаться в этом вопросе - его уволят. Молодому человеку, только начинающему строить карьеру, ничего не остается, как согласиться на поездку, тем более что он собирается жениться на любимой девушке - Мине, а стабильность и деньги немаловажная гарантия для создания крепкой семьи.

 

Мина - невеста Джонатана, школьная учительница, сирота.

В то время как жених отправляется в Трансильванию, решает погостить у подруги Люси. Зная, что будущий муж не очень благоволит этой дружбе, ибо Люси из богатой семьи, ничего не говорит ему.

 

Люси - чересчур кокетливая, легкомысленная и где-то даже распутная особа. Живет с матерью в огромном особняке, имеет множество поклонников, в числе: Джека Сьюарда (заведующего психиатрической больницы); лорда Артура; Куинси Морриса (американского предпринимателя).

На первый взгляд Люси и Мина не похожи, но это не мешает их многолетней дружбе.

Мина погружается в мир вечеринок и веселья, где Люси пытается выбрать себе спутника жизни из довольно обширного круга претендентов. В конце концов, она останавливается на лорде Артуре Холмвуде.

А меж тем, молодой юрист пребывает в замок графа Дракулы, и надо сказать, путешествие это было с множеством приключений весьма необычных/пугающих. Замок графа располагается в глухой местности, одиноко возвышаясь над пустующим пространством. Полуразрушенные стены, сырость и пугающая тишина вокруг - делают его вид устрашающим.

Что представляет собой владелец всей этой "красоты"? Дряхлый старик с огромными ногтями, клыками, белым, как мел лицом, передвигающийся будто по воздуху и при этом обладающий неимоверной силой.

Очень быстро Джонатан понимает, что это не обычный человек, ему хочется скорей уладить все юридические вопросы и покинуть это место, но от графа не так-то просто отделаться: в приказном порядке он заставляет Харкера остаться в его поместье на целый месяц. Попытки сбежать - не приводят к успеху, поэтому молодой человек остается в стенах замка, открывая каждый день все более ужасные факты о графе. Однажды Дракула видит в вещах юриста маленький портрет, человек, изображенный на портрете - шокирует его, ему не верится, что такое возможно...

 

Понимая, что является самым настоящим пленником вампира, Джонатан, тем не менее, не оставляет попыток сбежать, обследуя комнаты поместья. В одной из них он слышит призывные голоса невест Дракулы!.. Зачем Дракула держит в замке молодого поверенного? Какую миссию ему отвел?

 

Пока Джонатан в страхе и ужасе пытается выбраться из этого логовища вампиров, внезапно помолодевший граф пребывает в Лондон.

Практически одновременно с этим с Люси начинает твориться что-то неладное, она заболевает, и никто не может понять причину ее болезни.

Джек Сьюард, верный поклонник, сбился с ног, чтоб помочь, пусть и чужой невесте, но все же любимой женщине. Все его попытки тщетны, болезнь девушки прогрессирует, она теряет силы. Мину тоже пугает состояние подруги, но, увы, она также не знает, чем помочь. В конце концов, Сьюард решает вызвать своего учителя, мудрейшего и умнейшего профессора Ван Хельсинга.

Связано ли как-то появление графа с болезнью Люси или это две разные истории?
Что нужно вампиру в огромном городе? Какие цели он для себя поставил? Чего и от кого хочет добиться? Все это нам только предстоит узнать.

 

Фильм длится чуть более двух часов, и надо сказать, что время пролетает быстро/не заметно, не устаешь, а все потому, что нет затянутых мест, картина динамичная, одно событие постоянно сменяется другим. И притом, что это большой плюс, в итоге все слишком скомкано, поверхностно, как следует не раскрыт ни один эпизод, ни один герой. По большому счету, нет связующих нитей.

 

Роман приключенческий, захватывающий, концепция фильма - кардинально изменена, по сути, перед нами история любви. Вся эта романтика, в данном контексте - мне абсолютно не понятна. Если в книге Дракула бездушная сущность, которая идет к своей цели, то, в данном случае, главный персонаж более человечный, способный на любовь и нежные чувства. Только зачем все это?

 

Музыки в картине не так много, она фоновая, инструментальная, с мощными акцентами на "ужасных" событиях, подается по нарастающей и отлично вписывается в мотивы фильма.

 

Творение мрачное, напряженное, с одной стороны, и чрезмерно легкомысленное - с другой. И снова какой-то идиотский диссонанс. События развиваются в нескольких локациях: замок графа и предместье Лондона/дом Люси, постепенно сходясь воедино, в определенной точке. Конечно, антураж фильма великолепен, это единая готическая картинка, портит все это только идиотская актерская игра, трактованная Копполой. Здесь, безусловно, и огромная заслуга оператора, ибо фильм получился масштабный целостный и зрелищный именно в плане картинки, нет ни одного кадра, который бы выбивался из общей ленты.

 

Фильм держит в своеобразном напряжении, это не страх, нет, но приемы, задуманные режиссером для "щекотания" нервишек - работают. На мой личный вкус, спецэффекты очень и очень крутые, особенно учитывая, что фильм далекого 1992 года. Я бы даже сказала, что они много лучше современных, сделанных на компьютере пугалок. Тут все по-настоящему и довольно живо.

 

Картина получила Оскар за лучшие костюмы и грим, и это заслуженно: женщины, и мужчины прекрасны в своей элегантности и развратности, неряшливости и опрятности, а уж образы Дракулы - вообще выше всяких похвал. На это приятно смотреть, конкретно в этом случае, отлично передано время, которое транслируется в романе.

 

Основные претензии к режиссерской трактовке актерской игры и абсолютное опошливание нравов предполагаемого времени. Фрэнсис Форд Коппола превратил абсолютно целомудренную историю в какой развратный вертеп! После прочтения романа это так режет глаз, что хоть зашоривайся. Нет, я не против пошлости и разврата в целом, когда это уместно, но перед нами роман викторианской эпохи, где в первоисточнике нет даже ни одного поцелуя, а тут!.. Главные героини, ну чистые куртизанки-развратницы, которые бесконечно говорят о сексе, вешаются на мужчин с поцелуями, да че там, тут присутствуют даже лесбийские мотивы! А сцена между Ривзом и невестами Дракулы припахивает Тинто Брассом.

Когда в предсмертных судорогах героиня стонет так, будто у нее сейчас случится струйный оргазм - кроме слова пошлость, ничего не приходит на ум.

Уж слишком, на мой вкус это гротесково, ни в какие ворота не лезет.

 

Актерская работа.

 

Скажу, что весь актерский состав играет по системе "ту мач", все слишком придурочные и экзальтированные. Если в романе мужчины верные и благородные рыцари, то в фильме это какие-то эксцентрики. Особенно, это бросается в глаза на примере Энтони Хопкинса, где его профессор Ван Хельсинг просто городской сумасшедший и доктора Сьюарда, который в книге преисполнен добродетелей, а тут сам похож на нервнобольного психа. Такое впечатление, что перед нами ломают комедию, и крайне неудачно.

 

Гэри Олдмен - не лучшая его работа, в моем представлении, да, он один из величайших злодеев кинематографа, но тут, относительно своей роли, он слишком "живой", и тоже больше похож на психа, нежели на величественного вампира Дракулу.

 

Джонатан Харкер - в романе светловолосый, с типичной английской внешностью мужчина. Взять Ривза на эту роль, с его азиатским разрезом глаз и чернющими волосами - тоже не лучшая задумка. Но хочу отметить, в данной связке он самый "разумный", только его персонаж похож на героя первоисточника.

 

Вайнона Райдер - никогда не любила и не понимала таланта этой актрисы. На роль трепетной, верной, любящей девушки не тянет, развратница, присасывающаяся к голому мужскому телу, в ее исполнении тоже довольно убога.

 

Повторюсь, что по роману и Мина и Люси - целомудренные девушки, мечтающие о настоящей любви, семье, браке, имеющие абсолютно чистые мысли. В картине похожи на двух обкуренных дур, которые сами не ведают, что творят. Слава Тинто Брасса не давала жизни Копполе?

 

Финал книги мне не очень понравился, на фоне всей истории в целом, показался мне довольно скомканным и не очень масштабным. Концовка фильма переделана не полностью, но все же трактуется по-другому, хотя и логично, исходя из развития сюжета. С учетом того, что я вообще против "придумок" режиссера - меня она не тронула.

 

Итог:возможно, если Вы не читали книгу, Вам понравится эта экранизация, но в сравнении с первоисточником - это две разные планеты. Ставлю палец вверх, ибо масштаб и величие этого творения действительно прекрасны, плюс ко всему, это одна из самых известных экранизаций, сама же, останусь поклонницей романа.

 

Для миссис TOG:

 

Рейтинг:
КиноПоиск - 7,8.
IMDb - 7,5.

 

На этом у меня все, на связи была Наташа.
Давайте вести себя плохо!
Всем пока и удачи в жизни!

 

Мои отзывы на фильмы.

 

Мой отзыв на роман Брэма Стокера.

NataliENVрекомендует
Читать все отзывы 46
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Начинала смотреть из любви к теме, но не пошло(( Странная подача и при этом не цепляет...
13.03.2019
Странная подача - не то слово, для меня - именно в этических моментах, все же, перед нами произведение викторианской эпохи, и какая-то пошлятина, на мой вкус, вообще не уместна.
19.01.2022
Мне фильм понравился, но тоже странный осадок был.
09.03.2019
Как вспомню, так вздрогну. Очень страшный фильм для своего времени.
13.03.2019
Алла, привет. Соглашусь, раньше тоже боялась фильма, и надо сказать, что спецэффекты в нем на уровне, даже сейчас не выглядят убого.
19.01.2022
Да, спецэффекты там супер.
09.03.2019
Увидела скрины и сразу вспомнила фильм, по мне он очень тягучий какой-то 😁
13.03.2019
Мне не показался затянутым, это не напрягло, но вот трактовка режиссера показалась странной.
10.03.2019
Эх, часто экранизация не совпадает с первоисточником(
13.03.2019
Да, Юлек, это факт.
11.03.2019
Недавно начала читать роман и уже сейчас вижу расхождения. Думаю, режиссер полагал, что максимально приближенный к книге сценарий будет скучен для массовой аудитории.
13.03.2019
Роман прекрасен, на мой вкус, и если бы Коппола воспроизвел его "как надо" было бы намного круче, на мой вкус, ибо вся эта пошляндия - бесит невозможно.
15.03.2019
Как вы все четко описали картину и свои эмоции! Я просто в восхищении от этого отзыва. Читаю и создаётся такое впечатление, что его писал профессиональный критик. Браво! 😲 😁
По поводу фильма - смотрела давно его и,если честно, то в голове сильно не отложился. Не понравился. 😕
Другие отзывы
Читать все отзывы 46
Смотрите также