Мне очень нравится проза Алексина. Нравится редкостной порядочностью, правильной нравственной позицией. Обычно. Данное произведение мне когда-то зашло очень, а сегодня хотелось бы с ним поспорить.
В произведении два пласта глазами одного персонажа: прошлое (классный руководитель) и настоящее (пенсионерка – бабушка Елизаветы). Это повествование от лица учительницы, классного руководителя, которая пребывает в понятном ролевом антагонизме с обаятельным хулиганом. Она пытается его воспитывать, но в итоге, рассматривая фотографию класса много лет спустя, признает, что именно хулиганистость впоследствии способствовала тому, что выпускник ее стал героем. Второстепенная тема – в том же классе учился ее сын. Сама повесть о том, какие занятные происшествия имели место быть в школьные годы, в прошлом.
К примеру, парень этот на спор прошелся по подоконнику отнюдь не первого этажа, что педагога совсем не восхитило. Полагаю, совершенно справедливо.
Есть такая юношеская дурость/лихость/отмороженность, которая воспроизводится периодически во всех поколениях. Если это присутствует и содержит некое самоиспытание, это вовсе не значит, что мир взрослых должен растечься киселем и подобное безобразие легитимировать. Как это сегодня уже едва ли не навязывают.
Третий в пятом ряду не должен быть похож на пятого в третьем ряду
– вот мораль сей повести, и читателя подводят к тому, чтоб с этим согласиться.
Хочется оговорить – смотря в чем не похож. Допустим, каждому из любого ряда не вредно научиться читать и выращивать картошку, ну и чистить зубы каждый день, даже если это не уникально. Сегодня буквально каждый считает нужным донимать ближних и дальних своей оригинальностью. Иные ради этого и третью ягодицу готовы отрастить. Ну не впечатляет! Надоело.
Да, исходная точка повествования и настоящее положение бывшей учительницы – она ответственная бабушка. Сын и невестка – геологи, оставившие внучку на полное ее попечение. У внучки аллергия на лекарства, что тоже найдет напряженное отражение в сюжете. И будет иметь отношение к конфликту с педагогом, чей подход бабушка одобряет.
Клава присоединилась к мнению мужа
– это самая повторяющаяся в повести фраза. К чему она – расписывать не буду.
Произведение апеллирует к возвышенному началу в душе читателя – это плюс. Однако сейчас я бы с осторожностью отнеслась к тем выводам, которые делает автор.