Могла бы я подумать, что разлюблю это произведение? Точно нет!
Как и многие, прочла эту книгу в школе. Как и многие была очарована переплетением сатиры и фантасмагории. А какова Маргарита? Восхитительная ведьма! Любимый женский персонаж! И тьма периодически накрывала ненавидимый прокуратором город. Куда ж без нее.
И дернуло меня пересмотреть экранизацию и местами перечитать книгу. Надеялась, теперь то точно откроются новые грани этого гениального творения. Спойлер - да открылись. Но не так как хотелось бы.
Первое, что меня царапнуло - в романе все плохие! Плуты, воры, пакостники. Крайняя духовная бедность. О ком так замечательно пишет наш гениальный автор? Да обо всех. Всех кто работал, трудился, обеспечивал жизнь Москвы. Почему же социальная сатира Ильфа и Петрова так не задевала? А вышло вот как, в романе все плохие, да настолько, что Воланд на их фоне выглядит приятно. И вот, среди всей этой грязи, стоит и грустно вздыхает автор, то есть Мастер, то есть Иешуа. Весь в белом, конечно. И Маргарита, замужняя женщина умиравшая от скуки и если бы не любовь... Любовь заставившая пойти на сделку с тьмой, но в течении многого времени не ставшая причиной развода с обманутым мужем. Но это святое, да!
Кстати о святом, помните Берлиоза? Жуткая смерть, глумление после гибели и небытие. Всего то плата за неверие (и квартиру для компании, которая в романе ни разу не антагонисты). Как это по-христиански! В духе инквизиции. Получается, автор отрицает нравственность без веры. Человек хорош, потому что верит, что после смерти понесет наказание за свои плохие мысли и поступки. Или человек, который делает хорошие поступки не ожидая за них платы потом, после конца этой жизни. Кто же искренне хорош?
Линия с Иешуа и Пилатом не возмутила, но показалась незамысловатой.
И все таки, продолжаю любить отдельные моменты, да того же Бегемота с бессмертным Достоевским и примусом. А так же странный бал и Коровьева в исполнении Александра Абдулова. В остальном, смело, и не без горечи, вычёркиваю роман из любимых.